Изучение технологических приёмов витражей Тиффани для создания объёмных форм из стекла и металла




Дьякова Наталия Викторовна

ПсковГУ, Псков, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются преподаваемые в рамках курса «Витраж в архитектуре» объёмные витражи в технике Тиффани, а так же их технологические и композиционные особенности. Особое внимание уделяется современным способам применения объёмных форм, выполненных в витражной технике.

Abstract: The article is devoted to teaching, technical and compositional features of the surround stained glass Tiffany. Discusses modern methods of application forms, executed in stained glass technique.

Ключевые слова: витраж, техника Тиффани, технологические особенности, объёмные формы из стекла, декоративно-прикладное искусство.

Keywords: stained-glass, Tiffany technique, technological features, three-dimensional form of glass, Arts and crafts.

Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма скромный по
численности отряд сумел пробиться в самые глубины различных наук.
Л. Кэролл

Цель данной статьи рассмотреть методику преподавания витражной техники Тиффани, её технологические и композиционные особенности при создании объёмных форм.

Создание объёмных форм в технике Тиффани один из разделов курса по выбору «Витраж в архитектуре», который проходит у студентов направления «Дизайн». Надо отметить его междисциплинарные связи с такими предметами как макетирование, начертательная геометрия, академическая скульптура и пластическое моделирование, конструктивный рисунок. Целями освоения учебной дисциплины «Витраж в архитектуре» является подготовка высококвалифицированного специалиста, владеющего широким спектром знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства, проектирования, основ композиции, изучение различных техник обработки стекла: техника Тиффани, фьюзинг, роспись; понимание композиционных особенностей изделий декоративного стекла. Основной задачей курса является формирование у студентов знаний и умений, необходимых им в будущей профессионально-художественной деятельности. Ссылаясь на общедоступные источники, отметим, что методических разработок по преподаванию техники Тиффани крайне мало.

В истории витражного искусства можно выделить несколько периодов: романский, готический, эпоха ренессанс, неоготика и арт-нуво. Именно в эпоху модерна или арт-нуво в конце 19-ого столетия появилась новая техника изготовления витражей и названа она в честь своего создателя Луиса Комфорта Тиффани - сына основателя знаменитой ювелирной марки Тиффани. Эта техника отличалась от всего, что использовалось ранее. Даже спустя более 100 лет технология не претерпела существенных изменений. Процесс изготовления изделий состоит из следующих этапов: разноцветные кусочки стекла вырезаются стеклорезом, после этого каждый кусочек по периметру обтачивается на специальном шлифовальном станке. Цель такой обработки - добиться, что бы детали идеально подходили, и между ними не было зазоров. Затем каждый элемент оборачивается медной фольгой. На последнем этапе все детали спаиваются свинцово-оловянным припоем. Во времена Луиса Комфорта Тиффани клейкость ленте придавали с помощью воска. Главной особенностью и преимуществом техники Тиффани было то, что появилась возможность создавать объёмные изделия небольших размеров, изящные абажуры, торшеры и светильники, чего ранее добиться было не возможно, так, так при создании витражей использовали только грубые свинцовые переплёты, в которые вставлялось стекло. Даже в наше время техника Тиффани практически не поддается автоматизации, и большая часть работ делается вручную. Множество прекрасных образцов изящного искусства созданных студией Тиффани дошли до наших дней.

Рис. 1. а) Лампа «Стрекоза» 1905 г. Студия Тиффани. б) Лампы студии Тиффани.

Техника остаётся популярной в наши дни, и сейчас дизайнеры и витражисты во всём мире создают произведения искусства и объекты дизайна, и придают им новое звучание через новаторство в использовании. Сейчас очень популярным является создание террариумов и флорариумов в технике Тиффани из прозрачного стекла и металла. Для их создания дизайнеры часто используют формы многогранников - Архимедовых и Платоновых тел. Существует следующее определение правильного многогранника: «Выпуклый многогранник называется правильным, если все его грани – правильные многоугольники и в каждой его вершине сходится одно и то же число ребер». В природе известны пять правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Все эти формы можно легко разложить на составные части – правильные равносторонние треугольники, квадраты и пятиугольники (пентагоны). Именно эти фигуры вырезаются из стекла и, впоследствии, спаиваются. Необходимо обратить внимание студентов на тщательную проработку макета, на котором впоследствии будет собираться стеклянная фигура. Макет рекомендуем изготавливать из плотного картона, с использованием основных принципов макетирования. Так же можно использовать гипс или дерево. Макет позволяет выполнять пайку деталей не на весу, что более удобно и все углы соединений стекла будут заданы верно. Создатель техники Луис Комфорт Тиффани больше ста лет назад использовал деревянные макеты - основы для изготовления ламп и торшеров.

Рис. 2. Процесс изготовления лампы с помощью макета-основы. Студия Тиффани.

На этапе спайки объёмной фигуры необходимо выделить следующий принцип: сборка многогранного тела начинается относительно одной детали, к ней постепенно припаиваются остальные детали. Важно отметить, что макет необходимо вынуть пока это возможно. Оставшиеся несколько деталей придётся припаивать к изделию на весу. Существует другой вариант сборки- по частям. На рис. 3 представлены схемы развёрток для изготовления макетов.

Рис. 3. Развёртки икосаэдра и додекаэдра для создания макета.

В готовых флорариумах оставляют одну грань «не остеклённой», в такой «мини парник» легко можно посадить растение. Причём растения в флорариуме будут менее прихотливыми, так как внутри создаётся оптимальный микроклимат, эффект парника и очень хорошая инсоляция, полезная, например, для растений семейства орхидеи, для которых не нужна земля, а только хорошее освещение.

Рис. 4. Флорариумы студии KRFD

Интересно использование многогранников для создания подсвечников и светильников. В данном случае можно использовать не только прозрачное стекло, но и цветное витражное. За основу так же берётся геометрическое тело. При проектировании и создании изделий необходимо учесть некоторые особенности, такие как степень нагревания стекла, т.к. стекло часто не выдерживает высоких температур и трескается. Поэтому для проведения электричества лучше использовать энергосберегающие или светодиодные лампы. В подсвечниках в форме многогранников отверстие должно располагаться сверху, так как жар от свечи уходит вверх, в противном случае свеча закоптит стекло, и оно треснет от перегрева.

 

Рис. 5. Светильники «Додекаэдр» и «Икосаэдр». Автор Н. Дьякова.

Для создания объёмных светильников в форме звёзд так же используются многогранники - додекаэдр и икосаэдр. Именно они лежат в основе звезд, и каждый отдельный луч собирается на картонном макете.

Рис. 6. Светильники «Звёзды». Автор Н. Дьякова.

Использование гипсовых форм для создания светильников даёт безграничные возможности, так как гипс может принять любую форму, что не всегда можно добиться от картона или дерева. Но в этом случае нужно учесть все технологические особенности витража, ведь объёмный витраж остаётся многогранной фигурой, придать плавную обтекаемую форму изделию в этой технике не удастся. Графичность и геометрия остаются основными ведущими композиционными и технологическими принципами объёмных витражей.

Рис.7 Светильник «Голова». Автор Н. Дьякова. Светильник «Яйцо». Автор Н. Дьякова.

Работать в технике Тиффани без специальной подготовки и без средств защиты опасно для здоровья. Обязательно необходимо прохождение инструктажа по технике безопасности.

Основным материалом для создания витражей в любой технике является стекло. Художественное витражное стекло изготавливают двумя способами методом «халявы» и методом «проката». В первом случае мастер-стекловар с помощью стеклодувной трубки раздувает стекло в пузырь, затем распарывает специальными ножницами и пластает. Этот метод довольно трудоёмкий и дорогой. Во втором случае используют промышленный способ изготовления стекла, такое стекло называется прокатное, оно изготавливается из стекломассы путём её непрерывного проката между двумя валками. Обширная цветовая гамма и многообразие фактур и эффектов прокатного стекла позволяет витражистам добиваться разнообразных художественных эффектов.

Главным инструментом для работы витражиста является стеклорез. Стеклорез используется масляный с подвижной алмазной головкой. Следующая необходимая деталь - медная лента на клейкой основе, она клеится к торцу стекла и может быть медного цвета или с чёрной подложкой. Паяльник, так же необходим, он должен быть довольно мощный от 80 ватт. Паяльник с меньшей мощностью не сможет расплавить свицово- оловянный припой, необходимый для создания швов при соединении стеклянных деталей. Припой чаще всего используется марки ПОС 61. Все операции производятся вручную, кроме обтачивания стекла, для этого этапа необходим специальный станок «Кристалл». Флюс необходим для удаления окислов с поверхности металлов. Окислы мешают пайке. Готовое изделие покрывается специальным составом патиной, тогда оно не меняет свой цвет со временем, не окисляется. Самый последний этап это полировка швов стальной ватой.

Таким образом, методика преподавания должна строиться на акцентировании внимания на технологические приёмы и особенности и их влияние на композиционный строй. Техника Тиффани в полной мере реализует междисциплинарные связи, даёт возможность работать как на плоскости, так и в объёме, помогает развивать у учащихся пространственное видение и творческое мышление. Знания, полученные на занятиях, в дальнейшем могут быть использованы в дизайнерской работе.

Литература:

1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. Геометрия. Учебник для 10-11классов. Москва.: Просвещение, 2009. 249 с.

2. Gray, Nina. Tiffani By Design. USA.: Schiffer Publishing Ltd. 2006. 112 p.

3. Foster,Viv. Витражи. Руководство по технологии изготовления. Москва.: АРТ-РОДНИК, 2007. 223 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: