Научные основы проектного менеджмента в России





Управление проектами в России

Научные основы проектного менеджмента в России. Анализ тенденций в сфере управления проектами. Сферы приложения проектного управления в современной России. Методология и практика проектного менеджмента в России. Подготовка профессиональных кадров для управления проектами в России.

1. Научные основы проектного менеджмента в России.

2. Сферы приложения проектного управления в современной России. Анализ тенденций в сфере управления проектами.

3. Методология и практика проектного менеджмента в России.

4. Подготовка профессиональных кадров для управления проектами в России.

 

Научные основы проектного менеджмента в России

Научные основы включают:

- общепринятые понятия, термины и их определения, образующие в совокупности профессиональный язык и культуру;

- основы теории и методологии УП;

- ядро Свода знаний (PM BOK), инвариантное по отношению к сферам приложений и способам применения УП.

Теоретические основы, сформулированные в советское время могут быть использованы частично, так как необходимо скорректировать показатели эффективности проектов в методологии управления проектами. Дело в том, что интегрированные системы – ИАСУ, сформированные в СССР и методология проектов в странах с рыночной экономикой имеют принципиальные различия.

1. Главное отличие в различной ориентации систем управления. Управление проектами - это разновидность целевого управления, ориентированного на успешное завершение одного проекта или нескольких проектов (программ) с охватом их полного жизненного цикла.

В АСУ и ИАСУ рассматривается деятельность организации, отрасли или региона с охватом той части жизненного цикла продукта, за которую данная организация (система) несет ответственность. При этом, как правило, целостность проекта нарушается и он сам практически остается неуправляемым.

2. Управление проектами по своей сути ориентировано на рыночную экономику и является одним из ее механизмов. Оно эффективно при всех видах собственности и призвано обеспечивать удовлетворение интересов всех участников проектов с приоритетом инвесторов / заказчиков и потребителей и при конкуренции исполнителей работ и производителей продукции и услуг. В отличие от УП - АСУ и ИАСУ были ориентированы на государственную собственность, централизованную планово-распределительную экономику при монополизме подрядчиков и производителей и полном отсутствии конкуренции.

3. Другим важным отличием являются критерии систем управления. Главными критериями УП являются: результаты проекта с необходимым качеством при соблюдении рамок бюджета и времени, а также при одобрении заказчика. Конечная оценка проекта осуществляется по прибыли или другим социально-экономическим критериям (в зависимости от типа и вида проекта).

В АСУ и ИАСУ главные критерии - показатели выполнения плана организации (часто любой ценой!). Прибыль и другие экономические критерии в них никогда не играли главной и даже заметной роли.

4. В УП большое значение придается т.н. «человеческому фактору»: лидерству в проекте, подбору, мотивации и стимулированию команды и других участников проекта, координации их деятельности, обеспечению коммуникации, предупреждению и разрешению конфликтов. Каждый проект имеет свою специфическую организацию в зависимости от масштабов, сложности и рейтинга проекта. В необходимых случаях руководство проектом поручается внешней профессиональной организации, владеющей арсеналом методов и средств УП.

В АСУ же и ИАСУ главенствующая роль отводилась организации и государству, принятым в них методам и технике управления. Реализация управления всегда осуществлялась в рамках существующих структур управления организации, адаптированных к применению ЭВМ, технических средств оргтехники и связи. "Человеческий фактор" не являлся, как правило, предметом специального рассмотрения.

5. Важнейшими процессами в УП являются планирование и мониторинг состояния проекта на протяжении всего его жизненного цикла. В эти процессы вовлечены: цели, результаты и работы проекта, время его осуществления, качество, стоимость, выделяемые ресурсы, риски и возможные изменения. При этом учитываются состояние и изменения окружения проекта и интересы основных его участников.

В АСУ и ИАСУ планированию и контролю подлежали преимущественно показатели деятельности организации с более бедным спектром параметров.

Приведенные отличия позволяют понять и почувствовать существенную разницу между традиционным и профессиональным управлением проектами. В конечном счете она выливается в различие: целей, критериев управления, постановок задач, методов их решения, организации и техники управления, методов оценки результатов и многого другого.

К этому следует добавить и специфику наших условий, связанную как с формированием рыночной экономики, так и с традициями, историей и культурой страны. Поэтому при создании систем профессионального управления проектами в России нужно не только использовать мировой опыт и наши отечественные достижения, но и адаптировать их к реалиям сегодняшнего дня и специфическим условиям России.

Западный опыт тоже нельзя слишком переоценивать в связи с тем, что он не учитывает специфику российских методов управления, хотя западная методология рассчитана на управление проектом в условиях рынка.

По существу на сегодня УП - это единственная целостная методология, многократно проверенная на практике и дающая хорошие результаты именно в условиях рынка.

Проблема использования зарубежного опыта заключается лишь в том, что:

- лица, принимающие решения (ЛПР явно пока еще недооценивают возможности УП, полезности их применения;

- профессионалы же в области УП, в свою очередь, переоценивают возможности УП, не имея глобального опыта управления крупными и сложными проектами с учетом российской специфики.

Однако, ответ на этот непростой вопрос находится где-то посередине. Задача профессионалов и состоит в том, чтобы найти эту золотую середину: осознать и определить действительную роль и возможности использования УП в российских условиях в сфере публичного управления и в бизнес-среде.

Тем не менее следует отметить, что главной особенностью современного этапа является то, что произошла интеграция процесса развития УП в России в мировой процесс, Инициировано создание в России профессионального сообщества по управлению проектами и его международная интеграция.

Формирование научных основ на современном этапе должно включать:

- Разработка всеобщего языка УП, включающего: термины и их определения, понятия и их толкование; глоссарий, тезаурус, словари и т.д.

- Разработка теории и методологии УП.

- Разработка международного ядра Свода знаний (PM IBOK), инвариантного по отношению к сферам приложений и практике применения УП.

- Организацию, поддержку и координацию глобального международного сотрудничества организаций и специалистов по УП.

 





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.