лет железной дороге в Волгограде (Царицыне)




 

f_husainov

July 12th, 2011

Царицын – часть железнодорожной сети России

Наталья Логутенкова


«Городские вести» (Волгоград) 12.07.2011
Прогресс в современном мире не стоит на месте. Но, в то же время, есть вещи, которые по свей сути пока не возможно заменить. К таким и относится железная дорога. Зародившись во второй половине XIX века в условиях развития капиталистических отношений в России, железная дорога и сейчас остается важным объектом, который является гарантом экономического благополучия Волгоградского области, а для пассажиров - быстрым, комфортным и безопасным способом передвижения на длительные расстояния.
Поэтому 140 лет со дня открытия железнодорожного сообщения в нашем регионе – дата знаменательная и заслуживающего пристального внимания, чтобы вспомнить, как все начиналось.
Поначалу Царицын, расположенный на юго-восточной окраине государства, не представляет интереса для предпринимателей в сфере железнодорожного строительства. И как ни парадоксально, но инициаторами прокладки железной дороги до Царицына выступает борисоглебское земство, его поддерживают и органы местного самоуправления тех населенных пунктов, через которые должна была пройти магистраль.
20 июня 1869 года земству Борисоглебского уезда Тамбовской губернии была высочайше утверждена концессия на строительство железной дороги от Борисоглебска до Царицына. Причем в Министерстве путей сообщения некоторое время шли споры относительно направления развития железных дорог России на юго-восток. Дело в том, что поступили сразу два ходатайства: одно в направлении на Саратов, другое – на Царицын. В министерстве обсуждался вопрос о принципиальной необходимости сразу двух железнодорожных выходов к Нижней Волге. В итоге оба варианта получили одобрение и были утверждены императором.

 

Для осуществления железнодорожного подхода к Царицыну была образована Грязе-Царицынская железная дорога, составленная из Грязе-Борисоглебской и Борисоглебско-Царицынской железных дорог. Как и большинство дорог того времени, железная дорога Борисоглебск – Царицын строилась «ускоренными» темпами, которые позволяли акционерам железнодорожных концессий оставлять в своих карманах колоссальные суммы уже на этапе строительства дороги. Как бы там ни было, а уже через год после начала работ, в декабре 1870 года, был открыт для движения участок Борисоглебск – Филоново протяженностью 104 версты и 40 сажен. А еще через полгода, в июле 1871 года, в Царицын прибыл первый пассажирский поезд.

Таким образом, Царицын получил железнодорожный выход на север на Москву и был присоединен к сети Российских железных дорог. В декабре того же 1871 года началось движение по участку Алексиково – Урюпино. 17 декабря 1871 года была открыта для правильного движения Грязе-Царицынская железная дорога, составившаяся из I отделения – от Грязей до Борисоглебска и II отделения – от Борисоглебска до Царицына.

С момента появления в Царицыне первой железной дороги начинается принципиально новый этап в его истории. Железная дорога стала катализатором промышленного, торгового и культурного развития Царицына. Именно железнодорожная линия связала Нижнее Поволжье с Центрально-черноземным и Западным районами, Прибалтикой. Отныне из Царицына в прибалтийские порты и за границу по железной дороге шли составы с хлебом, нефтепродуктами, рыбой.

В настоящее время железнодорожная ветка Волгоград – Поворино (направление Грязи – Царицын) играет важную роль в эффективной работе Волгоградского региона Приволжской магистрали. В данном направлении открыты как грузовое, так и пассажирское движения. Основными крупными станциями являются Арчеда, Филоново и Себряково.

В данном направлении курсируют поезда сообщением Волгоград – Москва, Волгоград – Санкт-Петербург, Волгоград – Брест, Новороссийск – Ижевск, Санкт-Петербург – Баку, а также поезд пригородного сообщения Волгоград – Арчеда.

На станциях направления Волгоград – Поворино осуществляется погрузка зерна, цемента, черных металлов. Самая крупная по погрузке – станция Себряково. Здесь в среднем в сутки погрузка составляет 120 вагонов, выгрузка – около 40 вагонов.

Надо отметить, что благодаря строительству новых предприятий на крупных станциях, таких, как кукурузокалибровочный завод на станции Филоново, новый хлебоприемный пункт на станции Ярыженская, участок Волгоград – Поворино из числа малоинтенсивных перешел в категорию прибыльных. Так что, несмотря на 140-летнюю историю, Грязе-Царицынская железная дорога продолжает и в наш век высоких технологий оставаться важной транспортной артерией Волгоградского реги

 

20 декабря 1959 года после электрификации участка от станции Сталинград−2 до станции Мачтозавод была открыта первая линия городской электрички. В рамках этой линии был организован маршрут Сталинград−2 — Мачтозавод, прошедший через следующие станции и остановочные платформы:

«Ельшанка», «Завод Имени Петрова», «Обувная Фабрика», «Горная Поляна», «Имени Николая Руднева», «Завод Имени Ермана», «Бекетовская», «ВолгоГРЭС», «Лесобаза», «Железнодорожная», «Сарепта», «Судоверфь», «Красноармейская», «Заканальная», «Шпалопропитка».

Машинистом первого пригородного электропоезда был Георгий Ефимович Гришакин. Первоначально по данному маршруту, связавшему Красноармейский район с центром города, проходили только 2 пары электропоездов в день[4]. Время поездки составляло около часа.

В 1960 году завершается процесс электрификации участков Сталинград−1 — Тракторная в границах Мамаев Курган — Тракторная, начатый в 1959 году, и Шпалопропитка — Южная. Линия городской электрички расширяется, на данных направлениях организовываются маршруты электропоездов, прошедшие через

«Сталинград−1», «Бакинская», «Мамаев Курган», «Краснооктябрьская», «Баррикады», «Тракторная-Товарная», «Тракторная-Пассажирская»

на севере и

«Керамическая», «Татьянка», «Пост ЭЦ», «Нефтезаводская», «Татьянка-Южная», «Южная» на юге.

6 января 1961 в Сталинграде было открыто движение электропоездов от тракторного завода до мачтозавода.[5]

В 1965 году железнодорожный блок Мамаев Курган — Волжский в составе участка Волгоград 1 — Волжский, электрифицированный переменным током, сдан в эксплуатацию. Открывается новая городская линия Волгоград-1 — Мечётка. Появляются рейсы электропоездов до Волжского через станции и платформы

«Воссоединение», «Вишнёвая», «Верхнезареченская» «Спартановка», «Новая Спартановка», «Мечётка», «Волжский».

Позднее маршрут электричек, следующих в Волжский, продлевается до станции «Трубная» через станцию «Шарикоподшипник».

 

Электропоезд ЭР2-581 в Волгограде

Летом 2000 года открывается кольцевая линия Волгоград-1 — Гумрак — Волгоград-1. В связи с эти организуется маршрут электропоездов до станции «Гумрак» через остановочные пункты

«Волгоград−2», «Садовая», «Ж/д Больница», «366 км», «Имени Максима Горького», «Пост 2», «Пост 16 км», «Переезд 16 км», «Пост 15 км», «5 км».

Позднее маршрут был сокращён до Поста 15 км.

В 2002 году в рамках электрификации по системе переменного тока регионального участка Колоцкий — Волгоград — Котельниково появляется линия Волгоград-1 — 28 км, используемая в пригородном маршруте до Котельниково.

В 2003 году электрифицированы оставшиеся участки городских линий городской электрички Волгоград-1 — Тракторная-Пассажирская, Сарепта — Южная и Волгоград-1 — Трубная по системе переменного тока. Волгоградский узел был полностью переведён с постоянного на переменный ток.

В январе 2016 года получен первый модернизированный состав повышенной комфортности — ЭД9Э-0050, оснащённый климат-контролем и био-туалетами в головных вагонах и адаптированный для перевозки инвалидов[6].

В апреле 2018 года в депо ТЧ-8 «Волгоград» поступил первый электропоезд модели ЭП3Д под номером 0013, в мае прибыло ещё 3 состава аналогичной модели под номерами 0014-0016.

18 мая 2018 года в аэропорту «Гумрак» открыта одноимённая железнодорожная станция и введена в строй линия Волгоград-1 — Аэропорт. Специально для этого была сооружена железнодорожная ветка Гумрак — Аэропорт со строительством третьего главного пути на всём протяжении и проведена реконструкция участка Волгоград-1 — Разгуляевка — Гумрак.

1 июня 2018 года стала доступна для пассажиров платформа «Университетская» у ТРК «Акварель». Несколько позднее было учтено географическое положение остановки, в ходе чего платформа получила новое название «Акварель».

В июле 2018 года получен второй модернизированный состав повышенной комфортности состав ЭД9Э-0049.

 

20 декабря 1959 года от станции Сталинград −2 до станции Мачтозавод была пущена первая линия городской электрички на электрической тяге[1]. Центр города, станцию Ельшанка до станции Южная (на юге), которая имела длину 60 км, 11 станций и платформ («Спартановка», «Вишнёвая», «Воссоединение», «Мамаев Курган», «Бакинская», «Волгоград-1», «Волгоград-2», «Ельшанка», «Завод Петрова», «Обувная Фабрика», «Горная Поляна», «Имени Николая Руднева», «Завод Имени Ермана», «Бекетовская», «ВолгоГРЭС», «Лесобаза», «Железнодорожная», «Сарепта», «Судоверфь», «Красноармейская», «Заканальная», «Шпалопропитка»), время проезда около часа и электропоезда в качестве подвижного состава. Позднее — маршрут этой электрички был продлён до станции, «Трубная» (Волжский) и прошёл через станции и платформы: «Новая Спартановка», «Мечётка», «Порт Волжский», «Волжский»

В июне 1997 года была открыта вторая линия «Тракторная-Южная», которая прошла через станции «Тракторная-Товарная», «Баррикады», «Краснооктябрьская», «Мамаев Курган», «Бакинская», «Волгоград-1», «Волгоград-2», «Ельшанка», «Завод Петрова», «Обувная Фабрика», «Горная Поляна», «Имени Николая Руднева», «Завод Имени Ермана», «Бекетовская», «ВолгоГРЭС», «Лесобаза», «Железнодорожная», «Сарепта», «Судоверфь», «Красноармейская», «Заканальная», «Шпалопропитка». Летом 2000 года открыты линии «Волгоград-1» — «Шпалопропитка» и «Волгоград-1» — «Гумрак» — «Волгоград-1» (кольцевая), которая прошла через станции и платформы: «Волгоград-2», «Садовая», «ЖД Больница», «ОП 366 км», «Имени Максима Горького», «Пост 2», «Пост 16 км», «Переезд 16 км», «Пост 15 км», «ОП 5 км». Позднее — маршрут был сокращён до Поста 15 км.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: