Основные заповеди буддизма




Лекция № 3

МИРОВЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

План:

1. Мировоззренческие основы мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Их характерные черты.

2. Сакральные тексты.

3. Нетрадиционные религии и культы: типы и их характерные черты. Влияние на состояние здоровья человека.

4. Религиозная и медицинская деятельности: сходства и отличия. Гуманистическая, гуманитарная и религиозная психотерапия.

I. В I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. на смену древним этничным и региональным религиям приходят мировые религии. Они подводят итог тысячелетней религиозной эволюции человечества. Это находит отражение в вероучении, культе и религиозной организации мировых религий.

Характерные признаки мировых религий:

1) монотеизм – вера в единого Бога;

2) окончательно складывается единая, целостная система догматов вероучения;

3) присутствует централизованная организация – церковь;

4) главная особенность мировых религий, благодаря которой они получили свое название – их наднациональный характер.

Люди объединяются в религиозную организацию как одноверцы, независимо от их национальной, государственной, языковой или социальной принадлежности.

Согласно статистике, к последователям мировых религий – буддизма, христианства и ислама – принадлежит большая половина населения планеты: каждый третий житель нашей планеты является христианином, каждый шестой – мусульманин и каждый восемнадцатый – буддист.

География мировых религий: христианство распространено в Европе и Америке (абсолютное большинство населения), в Африке. Ислам распространен на Ближнем Востоке и в Северной Африке (50% населения), а также во многих азиатских странах. Буддизм распространен в странах Южной и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Бирма, Лаос, Шри-Ланка).

Буддизм

Рассмотрение феномена мировых религий целесообразно начать с буддизма, так как – это первая по времени появления мировая религия, которая возникла в I тыс. до н.э. Основатель буддизма – реальная историческая личность: Сиддхартха («достигающий цели»), Гаутама (родовое имя), Будда (просветленный). Будда был выходцем царствующего дома небольшого княжества на севере Индии. Когда ему еще не исполнилось 30 лет, он оставил дворец и семью и уединился в поисках истины. После многолетних аскетичных самоограничений, Будду постигло просветление. Он понял путь, избавляющий от страданий, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Свои убеждения он изложил в учении о спасении, сущность которого составляют четыре благородные истины, составляющие вероучение буддизма. Они представляют интерес с философской точки зрения. Поэтому буддизм называют «религией спасения».

Учение о спасении

1) Первая благородная истина буддизма гласит «Сущность жизни – это страдание». Под страданием понимается: рождение, смерть, болезнь, расставание, недостижение желаемого, любая привязанность к земному, потери, неудачи.

2) Вторая благородная истина говорит о источнике страданий. «У страдания есть причина». Причина – это жажда жизни, страсти, которые увеличивали душевную боль и от них необходимо освобождаться. Страсти – это болото, засасывающее человека.

3) Третья благородная истина поясняет, что: «Страдание может быть прекращено». Для этого необходимо полное избавление от страстей, умение достигать успокоения в условиях бурлящей вокруг жизни. Это и есть нирвана – конечная цель буддистов. В основе буддизма – убеждение, что избавиться от страданий можно в настоящей жизни.

4) Четвертая благородная истина касается «серединного пути». И гласит: «Существует путь избавления от страданий». Будда убедился, что обе противоположности – как жизнь полная удовольствий и излишеств, так и жизнь в добровольном ограничении своих желаний – одинаково далеки от правильного пути. Этот путь лежит по середине, между двумя крайностями, поэтому называется «серединным».

«Серединный путь» называют еще «восьмиступенчатым путем» т.к. он состоит из восьми из восьми ступеней: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный способ жизни, правильные усилия, правильное внимание, правильное сосредоточение. Таким образом, вопрос о практических путях этического совершенствования разработан в буддизме очень подробно.

Восьмиступенчатый путь буддисты делят на 3 части: первая (1-2 ступени) связаны с мудростью, вторая (3-6 ступени) – связаны с моральным поведением, третья (7-8 ступени) – связаны с «тренировкой мысли» (йогой). Человек, который преодолел «восьмиступенчатый путь» достигает просветления, а затем и нирваны. Слово «нирвана» в переводе с санскрита означает «угасание». Это внутреннее состояние человека, при котором угасают и притупляются все чувства и привязанности и происходит избавление от страданий.

Высшая цель буддийской нравственности – это спокойствие, самоуглубление, полная уравновешенность, совершенство, полная невозмутимость.

В учении Будды говорится: «Умный человек исправляет свою душу. Душу трудно сдерживать. Она легко возбуждается; успокоив душу, человек обретает покой. Эта душа причиняет человеку зла больше, чем может причинить обиженный человек или враг. Человек, который может сохранить свою душу от жажды, от гнева и от всех зол, может обрести истинный покой». Буддизм рассматривает человека как обособленный мир в себе, как автономную саморегулирующую систему, порождающую, уничтожающую и спасающую себя.

Будда считал, что изначально людям даются равные возможности встать на путь просветления. Независимо от сословий, все одинаково должны встать на путь нравственного самосовершенствования.

В буддизме четко прослеживается зависимость психоэмоциональной системы человека от социума. Социальное неравенство, социальные проблемы отдаются в психоэмоциональной системе страданием, разочарованием, горем. Уход в самоуспокоение, в самоустраненность от бурлящей жизни – это самопсихотерапия, умение отключаться от социальных страстей, зла и др., отрицательных сторон жизни.

Буддизм заложил основы психогигиены и призывает каждого человека стать на путь поиска внутренней воли, и сбросить все оковы, которыми сковывает жизнь. В целом философия буддизма имеет этико-практическую направленность.

Основные понятия в буддизме

Карма – в переводе с санскрита Karma – означает действие, поступок, воздаяние. В священных книгах буддизма говорится: человек становится добрым от доброго деяния и дурным – от дурного. Люди сами портят свою жизнь эгоистическими помыслами и делами. Условия жизни зависят от кармы, человек не может избежать последствий своих поступков. За свои действия человек получает воздаяние в виде благ или страданий, которые определяют судьбу.

Дхарма – dharma означает «носитель, элемент бытия, мельчайшие частицы, из которых состоят вещи и явления».

Сансара – в переводе с санскрита samsara обозначает смену различных состояний, круговорот, перерождение, происходящее по закону кармы (в человека, в животное и т.д.), в зависимости от своих деяний.

Нирвана – в переводе с санскрита «угасание». Это умиротворенное состояние сознания, когда прекращаются перевоплощения и переходы из одного существования в другое. Это состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира и от мыслей.

Основные заповеди буддизма

1) не причинение вреда ничему живому;

2) не красть;

3) не прелюбодействовать;

4) не говорить неправду;

5) не употреблять спиртные напитки и дурманящие вещества.

Если в христианстве заповедь «Не убий» относится только к человеку, то в буддизме она распространяется на всех живых существ, поскольку они также включены в поток перерождений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: