Ранжирование факторов возникновения затруднений по значимости будущими учителями




Факторы возникновения затруднений будущего учителя в процессе педагогической практики

 

В предыдущем параграфе нами было определено значение и содержание педагогической поддержки будущего учителя в ситуации затруднения, заключающейся в оказании помощи будущему учителю в ситуации затруднения при решении профессионально-педагогических задач в процессе педагогической практики.

Задача данного параграфа – раскрыть факторы, обусловливающие возникновение затруднений в процессе педагогической практики, и определить на их основе структуру поддерживающей среды.

 

Прежде чем раскрыть структуру поддерживающей среды, необходимо описать те факторы, которые приводят к возникновению затруднений. Фактор – момент, существенное обстоятельство в возникновении затруднения. Факторы — (от лат. factor — создатель, виновник) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе; явление, ставшее движущей силой другого явления.

Для выявления факторов будущим учителям был предложен вопрос №15 Анкеты №2 (Приложение 3): Какие факторы, по Вашему мнению, влияют на возникновение затруднений у студентов в процессе педагогической практики?

Анализ ответов на данный вопрос показал следующее. Оказалось, что ответы студентов 4 и 5 курсов совпадают по смыслу и сводятся к 18-ти основным факторам. Перечислим их в алфавитном порядке.

1. Дефицит времени

2. Короткий срок педагогической практики

3. Отсутствие интереса и направленности к профессионально-педагогической деятельности

4. Малое внимание к проблемам педагогической практики в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин

5. Недисциплинированность некоторых учащихся

6. Недостаток практического опыта решения задач

7. Недостаточная помощь со стороны работников базового учреждения

8. Недостаточная помощь со стороны руководителей педагогической практики

9. Недостаточное материально-техническое оснащение учебного процесса образовательного учреждения

10. Недостаточность теоретических знаний

11. Неподготовленность психологическая

12. Неумение самоорганизации

13. Отвлекающие обстоятельства

14. Отсутствие предварительной подготовки к процессу педагогической практики

15. Отсутствие учета индивидуальных особенностей студентов

16. Постоянное состояние напряжения

17. Психологические и возрастные особенности учащихся

18. Слабая профессиональная подготовка

Далее эти причины, названные респондентами в процессе анкетирования нами были сгруппированы по общим признакам. В результате были получены следующие факторы, лежащие в основе возникновения у студентов затруднений в процессе педагогической практики.

1) Отсутствие необходимых условий в образовательном учреждении для прохождения педагогической практики

2) Взаимодействие субъектов педагогической практики

3) Субъективные особенности будущего учителя

4) Отсутствие предварительной подготовки будущих учителей к процессу педагогической практики

5) Недостаточность необходимых знаний и умений

Далее студентам 4 и 5 курсов был предложен список этих факторов, влияющих на возникновение затруднений в период педагогической практики, уже сгруппированный по общим признакам. Данный список факторов необходимо было проранжировать в соответствии со значимостью для себя: на первом месте самый важный фактор, а на последнем месте наименее важный фактор (Приложение 9).

Затем данные, полученные в результате ранжирования всех респондентов, были представлены в сводной таблице. Столбец «Название фактора» составляет тот самый список факторов, с которым работали респонденты. В столбце «Ранг фактора в ответах респондентов» внесены те номера (места), на которые поставили эти факторы студенты в своих ответах. Третий столбец составляет сумма номеров, стоящая напротив каждого фактора. Чем меньше сумма, стоящая в этом столбце, тем большую значимость имеет данная причина для студентов. В исследовании принимало участие 192 человек, поэтому второй столбец должен содержать 192 разных номеров, но в силу заполнения огромного количества цифр, представим заполненным лишь третий столбец относительно общего ранга.

Таблица 4

Ранжирование факторов возникновения затруднений по значимости будущими учителями

Название фактора Ранг факторов в ответах студентов Сумма рангов (общий ранг)
Недостаточность необходимых знаний и умений   (II)
Отсутствие предварительной подготовки будущих учителей к процессу педагогической практики   (I)
Субъективные особенности будущего учителя   (III)
Взаимодействие субъектов педагогической практики   (IV)
Отсутствие необходимых условий в образовательном учреждении для прохождения педагогической практики   (V)

 

Анализ данных таблицы показывает, что значимым фактором появления затруднений в процессе педагогической практики для студентов, является отсутствие предварительной подготовки будущих учителей к процессу педагогической практики, что выражается в отсутствии готовности будущих учителей к осознанию и преодолению затруднений.

Та же самая процедура ранжирования факторов, вызывающих затруднения в процессе педагогической практики, была предложена учителям и преподавателям кафедры педагогики. Результаты можно представить в таблице 5.

Таблица 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: