Примерные темы семинарских занятий
Тема 1. (2 час) Предмет экспериментальной психологии
Основные подходы к предмету экспериментальной психологии. Вопрос о соотношении теории и эксперимента. История становления экспериментальной психологии за рубежом. Особенности экспериментального подхода в отечественной психологии.
Литература – [1, 2, 4, 17].
Тема 2 (4 час.) Научное исследование, его принципы и структура
Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Основные направления методологии научного исследования. Этапы, принципы и типы исследования. Научная теория и ее структура. Научная проблема. Гипотеза. Виды гипотез. Основные общенаучные исследовательские методы, их классификация.
Литература – [1, 2, 6, 9, 11].
Тема 3. (2 час.) Эмпирические методы в психологии
Психологическая наука как выбор. Характеристика обыденной, умозрительной и научной психологии. «Понимающая» и экспериментальная психология. Классификация методов психологического исследования. Неэкспериментальные психологические методы.
Литература – [1, 2, 4, 6, 8, 9].
Модуль 2. Психология и процедура психологического эксперимента. Выборка, переменные, измерения в эксперименте.
Тема 4. (2 час.) Психология психологического эксперимента
Экспериментальное общение. Экспериментатор: его личность и деятельность. Методы контроля «эффекта экспериментатора». Испытуемый: мотивация его участия и деятельность в эксперименте. Личность испытуемого и ситуация эксперимента. Источники артефактов.
Этические принципы проведения исследований на человеке (АРА, 1973).
Литература – [1, 2, 7, 8, 13, 14].
Тема 5. (2 час.) Процедура и основные характеристики психологического эксперимента
Организация и проведение экспериментального исследования. Виды валидности при оценке психологического эксперимента. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент. Бесконечный эксперимент. Факторы, нарушающие внутреннюю валидность. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия». Источники нарушений внешней валидности.
Литература – [1, 4, 6, 9, 15].
Тема 6. (2 час.) Экспериментальная выборка
Объект исследования: определение генеральной совокупности и объем выборки. Критерии применения выборочного метода. Приемы и способы выборки. Правила формирования экспериментальной выборки. Стратегии подбора экспериментальной группы.
Литература – [1, 2, 4, 6, 9, 11].
Тема 7. (2 час) Экспериментальные переменные и способы их контроля
Активность экспериментатора и переменные в психологическом эксперименте. Контроль независимой переменной и проблема экспериментальных воздействий. Зависимая переменная и особенности фиксации ее изменений. Дополнительные переменные. Внешние («прочие») переменные, формы их экспериментального контроля.
Литература – [1, 2, 4, 6, 9, 11, 18].
Тема 8. (4 час) Психологическое измерение и статистический анализ
Проблема измерения в экспериментальной психологии. Элементы теории психологических измерений. Виды психологических измерений. Тестирование и теория измерений. Способы интерпретации психологических измерений. Общая характеристика одномерных и многомерных методов статистического анализа экспериментальных данных.
Литература – [1, 3, 4, 5, 9, 10, 16].
Модуль 3. Планы и результаты психологического эксперимента.
Тема 9. (1 час) Планирование психологического эксперимента и выбор плана экспериментального исследования
Планирование эксперимента. Организация исследования и формы планирования. Критерии классификации экспериментальных планов. Доэкспериментальные планы: анализ единичного случая; предварительное и итоговое тестирование на одной группе; сравнение статических групп.
Литература – [1, 2, 4, 7, 8, 11, 12, 15].
Тема 10. (2 час) Экспериментальные планы
Основные экспериментальные планы: планы для одной и двух независимых переменных. План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия. План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием.. План Соломона для 4-х групп. Возможности применения основных экспериментальных планов.
Литература – [1, 2, 4, 7, 8, 11, 12, 15, 19].
Тема 11..(2 час) Факторные планы
Общая характеристика факторных планов. Факторные эксперименты и факторные планы. Виды факторных планов. Экспериментальный план для двух переменных с двумя (тремя) уровнями интенсивности — 2х2 и 3х2. Экспериментальный план для более чем двух переменных с тремя уровнями интенсивности - 2х2х2 и 3х3х3. Планирование по методу латинского и греко-латинского квадратов. Возможности применения в психологии факторых планов.
Литература – [1, 2, 4, 7, 8, 11, 12, 15, 19].
Тема 12..(1 час) Квазиэкспериментальные планы.
Общая характеристика квазиэкспериментальных планов. Виды квазиэкспериментальных планов. Эксперимент ex-post-facto.
Литература – [1, 2, 4, 7, 8, 11, 12, 15, 19].
Тема 13..(3 час) Корреляционные исследования.
Корреляционный подход как способ организации сбора данных, отличный от эксперимента. Коэффициент корреляции и стандартизация переменных. Корреляция и статистические решения. Выбор коэффициента корреляции в зависимости от типа шкал и плана обработки данных. Планы и формы контроля в корреляционном исследовании. Некоторые перспективы развития планирования исследований.
Литература – [1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 15, 19].
Тема 14..(2 час). Интерпретация и представление результатов.
Результаты исследования, их интерпретация и обобщение, Форма представления результатов исследования Требования к оформлению научной статьи. Заключение. Список литературы. Правила подготовки рукописи для публикации.
Литература – [1, 2, 3, 4, 7, 9, 11].