Пригодность подшипника, установленного в опоре, оцениваем по динамической С и статической грузоподъёмности в зависимости от требуемой долговечности.
Требуемая долговечность работы подшипника, при теоретических нагрузках:
LN=18250 часов.
Реальные нагрузки подшипника учитываем эквивалентной или по степени влияния на работоспособность подшипника динамической или статической нагрузкой.
Для радиальных и радиально-упорных подшипников под эквивалентной динамической нагрузкой Р понимают такую постоянную радиальную нагрузку, которая при приложении её к подшипнику качения с вращающимся внутренним кольцом и неподвижным наружным обеспечивает такую долговечность подшипника, которую он будет иметь при нагружении и вращении в условиях эксплуатации.
P=(x*υ*Fr+y*Fa)*kT*kδ, где
x – коэффициент радиальной нагрузки;
υ – коэффициент, учитывающий какое кольцо вращается (для внутреннего 1);
Fr – радиальная нагрузка на подшипник;
y – коэффициент осевой нагрузки;
Fa – осевая нагрузка на подшипник с учётом осевой составляющей от действия радиальной нагрузки;
kT – коэффициент, учитывающий температуру подшипника (при t<100ºC, kT=1);
kδ – коэффициент безопасности (нагрузка с лёгкими толчками и кратковременными перегрузками до 125% номинальной нагрузки, kδ=1,1).
Fr2=Ft2*tgα=61,1*tg20º=22,2 H
Горизонтальная плоскость:
ΣMA=0, Fr3*43–Fr2*27=0, Fr3=13,9 H;
ΣMB=0, Fr1*43+Fr2*16=0, Fr1=–8,3 H;
Вертикальная плоскость:
ΣMA=0, Ft2*27–Fa1*43=0, Fa1=38,3 H;
ΣMB=0, Ft2*16+Fa3*43=0, Fa3=–22,7 H;
;
.
Далее расчёт будем вести для наиболее нагруженного подшипника (правого – В).
Осевые составляющие:
S=e*Fr=0,57*16,2=9,2 H, где
e=0,57 – вспомогательный коэффициент.
Тогда x=0,43; y=1,00.
Результирующая осевая нагрузка:
Fa= Fa'+S=44,5+9,2=53,7 H.
Эквивалентная динамическая нагрузк а:
PB=(0,43*16,2+1,0*53,7)*1,1=66,7 H.
Динамическая грузоподъёмность:
, где
fd=3 –эмпирический коэффициент динамического нагружения;
fn=0,288 – коэффициент частоты вращения.
Нами был выбран подшипник 201 ГОСТ 8338-75.
С<Сподш
Долговечность подшипника:
.
Запас долговечности:
.
Срок службы подшипников достаточен.
2.6. Расчёт работоспособности вала.
В результате проектировочного расчёта определили диаметры вала. Проверочный расчёт валов проводится на статическую и усталостную прочность, а также на жёсткость и колебания.
Основными нагрузками на валы являются силы в зубчатых передачах. Влияние веса вала и насаженных деталей в данной передаче не учитываются. Силы трения в подшипнике также не учитываются.
2.6.1. Расчёт на статическую прочность.
Проводится в целях предупреждения пластических деформаций.
1. Определим окружные, радиальные и осевые силы, действующие на ведущий вал от зубчатой передачи.
Цилиндрическая передача:
Fr1=Ft1*tgα=61,1*tg20º=22,2 H
Т1, Т2 – крутящие моменты на валах
d1, d2 – диаметры валов
α – угол зацепления в нормальном сечении
Горизонтальная плоскость:
ΣMA=0, RBX*75–Fr1*30=0, RBX=8,9 H;
ΣMB=0, RAX*75–Fr1*45=0, RBX=13,3 H;
Вертикальная плоскость:
ΣMA=0, RBY*75–Rt1*30=0, RBY=24,4 H;
ΣMB=0, RAY*75–Rt1*45=0, RAY=36,7 H;
;
.
2. Строим эпюры изгибающих и крутящих моментов.
МY1=Ft1*Y1 Y1=30 =1833 Н*мм
МY2=RBY*Y2–Ft(Y2–45) Y2=75 =0 Н*мм
МX2=RBX*X1 X1=30 =666 Н*мм
МX2=RBX*X2–Fr(X2–45) X2=75 =0 Н*мм
Наибольшее значение суммарно изгибающего момента:
Эквивалентный момент:
Определим допустимый диаметр вала:
, где
[σ]=50…60 мм – допустимое напряжение при изгибе.
Из конструктивных соображений был принят вал, диаметр которого 12 мм.
12>7,6 мм, значит, статическая прочность вала обеспечена.
2.6.2. Расчёт на усталостную прочность.
Условие прочности имеет вид:
, где
[S]=2,5…3 – требуемый коэффициент запаса прочности;
Sσ, Sτ – коэффициенты запаса, соответственно, по нормальным и касательным напряжениям;
;
τ-1=200 МПа, σ-1=320 МПа – пределы выносливости материала вала при изгибе и кручении с симметричным знакопеременным циклом нагружения;
σа, τа и σm=0, τm=0 – амплитудные и средние напряжения циклов нормальных и касательных напряжений;
σа=МИ/0,1d3=779/0,1*123=4,5; τа=T/0,2d3=1100/0,2*123=3,2
ψσ=0,1, ψτ=0,05 – коэффициенты, учитывающие влияние постоянной составляющей цикла на усталость вала;
kσ=2, kτ=1,9 – эффективные коэффициенты компенсации напряжений при изгибе;
εσ=0,87, ετ – масштабные факторы;
β=0,4…2,8 – коэффициент поверхностного упрочнения.
Тогда:
.
Условие прочности выполняется.
2.6.3. Расчёт валов на жёсткость.
Различают изгибную и крутильную жесткость.
Изгибная жёсткость обеспечивается при выполнении условий:
f≤[f] и θ≤[θ], где
[f]=0,02 и [θ] – допустимые прогибы и углы наклона упругих линий валов.
Крутильная жёсткость оценивается углом закручивания:
, где
G=8*1010 – модуль сдвига;
Ip=0,1d4=0,1*0,0124=2073,6*10-6 – полный момент инерции.
Прогиб в месте воздействия силы:
[f]=0,02>0,004
Жёсткость вала обеспечина.
![]() |

Шпонка 4×4×12 ГОСТ 23360-78.
Призматическая шпонка рассчитывается на смятие и на срез.
Из условия прочности на смятие рассчитывается часть шпонки, выступающая из вала:
σсм [σсм]
σсм – напряжение смятия;
[σсм]=30..50 МПа – допустимое напряжение;
T – крутящий момент на валу;
lp=l–b=12–4=8 мм – рабочая длина шпонки.
Прочность на смятие обеспечена.
Условие прочности на срез:
τср [τср]
[τср]=100 Мпа, значит прочность шпонки на срез обеспечена.
Запас прочности:
.