Милий Алексеевич Балакирев




(1836-1910)

1. Значение деятельности Балакирева в русской музыке.

Балакиревкомпозитор, талантливейший пианист-виртуоз, обладавший феноменальной памятью (мог однажды услышать музыку и тут же её сыграть в фактуре и с верной гармонией) и мощной исполнительской техникой (являлся одним из первых исполнителей Сонаты h-moll Ф.Листа в России), дирижёр и музыкально-общественный деятель. Его силами была организована Бесплатная музыкальная школа, представлявшая собой серии фортепианных и симфонических концертов из произведений русских композиторов (предшественников Балакирева и его современников). Балакирев выступал как пианист, дирижёр и ведущий концертов (рассказывал о молодых русских композиторах и их новых произведениях). В качестве дирижёра выступал на концертах Русского музыкального общества. С 1883 по 1894 год возглавлял Придворную певческую капеллу. Балакирев – фольклорист, один из наиболее значимых собирателей русских народных песен, автор песенных сборников «40 русских народных песен» и «30 русских народных песен».

Всему миру Балакирев известен как организатор и руководитель содружества русских композиторов под названием «Могучая кучка» (или «Русская пятёрка»). Кроме Балакирева в этот творческий союз входили композиторы А.Бородин, Н.Римский-Корсаков, М.Мусоргский, Ц.Кюи и критик-музыковед В.Стасов.

«Могучая кучка» была организована в 1860-е годы и связана с т.н. «фольклорной волной», т.к. опора на русский фольклор в композиторской музыке стала принципом.

* Творческие принципы «Могучей кучки»:

· Все композиторы-кучкисты – непрофессионалы, не учились музыке специально: Бородин – химик, Р.-Корсаков – моряк, Мусоргский – военный, Кюи – чиновник. Один Балакирев был широко образованным музыкантом, знающим историю и теорию музыки, композицию, контрапункт, гармонию, анализ музыкальных форм. Основная идея кучкистов – самообразование: считали, что консерватории убивают творческое своеобразие.

· Цель кучкистов – сделать искусство понятным для народа (проблема демократизации искусства), поэтому средствами служили опора на русскую народную песню, развитие жанров программной симфонической музыки, оперы и романса как наиболее понятных и близких народному искусству.

Балакирев стал учителем и наставником для начинающих композиторов. Однако, по прошествии времени, каждый из них обрёл свой стиль, сформировал свою манеру письма, свои творческие принципы и перестал нуждаться в руководителе. Для Балакирева это стало трагедией (личностный и творческий кризис). Более чем на 10 лет он уединился от мира, ничего не писал, обратился к религии. Преодолев этот трудный период, он вновь начал сочинять, но его произведения были уже несвоевременны и несовременны (такими они были бы 10 лет назад).

Последний период жизни Балакирева отмечен разочарованием, драматическими переживаниями.

2. Жанры творчества Балакирева.

Наиболее значительными были жанр программной симфонической музыки («Увертюра на темы трёх русских народных песен», «Тамара», симфонические поэмы «Русь» и «В Чехии»), фортепианные жанры («Исламей», мазурки, вальсы, ноктюрны, транскрипции и переложения, например, «Жаворонок» М.Глинки) и романсы.

3. Специфика творчества.

Балакирев развивал традиции Глинки – принципы эпического и народно-жанрового симфонизма.

 

«Исламей» (1869)

1. «Исламей» – виртуозное фортепианное произведение на восточные темы, посвящённое Н.Г.Рубинштейну.

2. Жанр специфичен – восточная фантазия.

3. Исламей – скорая мужская кабардинская пляска.

4. Музыкальный язык.

В основе этого сочинения – 2 темы: 1-я – цитата кабардинской пляски (Балакирев стилизует и звучание восточного струнного инструмента), в быстром темпе, энергичная, с характерной восточной интонацией ув.2; 2-я – восточный медленный женский танец (плавный, изысканный по мелодическому рисунку и гармониям). В процессе развития 2-я тема обретает энергию и характерную фактуру 1-й темы.

5. Форма.

Отчётливо выражены признаки 2-х форм – сонатной (наличие 2-х контрастных тем: Г.П. в b-moll, П.П. в D-dur, интенсивное развитие и изменение качества 2-й темы) и двойных вариаций (наличие 2-х тем и их варьирование).

 

 

«Увертюра на темы 3-х русских народных песен»

- «Увертюра» - это одночастная композиция для симфонического оркестра в сонатной форме.

- Балакирев цитирует напевы 3-х русских народных песен:

1. Былина «Про Добрыню» («То не белая берёза к земле клонится») - вступление.

2. Хороводная песня «Во поле берёза стояла» - Главная партия.

3. Городская песня «Во пиру я была» - Побочная партия.

 

Цитаты расположены в хронологическом порядке – от самой древней (былина) до современной (городская). Драматизируется тема главной партии («Во поле берёза стояла»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: