ПУБЛИКАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ




Социологическая информация на страницах печати, ТВ, радио, в сети

Надежность и достоверность социологической информации

Правила работы с СИ в журналистике (критерии отбора, интерпретации, комментирования, способы представления в СМИ)

Правовые и иные формы регулирования

Под социологической информацией мы будем понимать распространение СМИ различных социологических данных – будь то результаты социологических исследований; статистические данные, характеризующее социальные явления; или само социологическое знание – представленное в форме высказываний экспертов по той или иной социальной проблеме, модных социальных концепций и прочее.

Необходимо отметить, что социологическая информация в журналистике играет двоякую роль:

- она используется в качестве аргументации, предоставляя социологическое обеспечение доказательной базы журналистского выступления (различные статистические данные или результаты социологических исследований могут использоваться журналистом для обоснования того или иного вывода по своей статье).

- синтез журналистского и социологического познания способствует написанию социологических публикаций, построенных на социально-философском анализе действительности и обобщении его результатов в журналистском тексте, что предполагает наличие социологического мышления у журналиста (мышления концептуального, основанного на способности к системному анализу и выявлению глубинных процессов общественной жизни).

Сегодня журналисты активно используют социологическую информацию при создании своих материалов. Тем самым они сталкиваются с проблемой надежности и достоверности социологических данных. Как решается? Оценка канала поступления СИ. Выделяют:

- авторы СИ сами выступают в прессе,

- данные от социологов приходят в редакцию в виде информационных сообщений, которые затем используются журналистами (собственная интерпретация или почти дословно),

- социологи проводят пресс-конференцию – либо сами, либо вместе с заказчиками исследования, на которой распространяют краткий отчет о выполненном проекте,

- редакции получают пресс-релиз из органов власти либо от фирм, которые заказывали исследование, в изложении сотрудников фирмы-заказчика,

- журналисты самостоятельно находят социологические данные в научной периодике, монографиях, Инете и пр.

Самые надежные – первые три, самый ненадежный – четвертый.

Отдельно хочется сказать о последнем, поскольку получение данных в этом случае зависит от вашей активности. У вас есть возможность получить интересную социологическую информацию и на ее основе создать материал, воспользуетесь ли вы им? К тому же, в ряде случаев, не требует усилий. Я говорю о такой источнике информации, как сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения – www.wciom.ru. В свободном доступе – различные направления исследовательских проектов: социально-политические проблемы, доверие власти, рейтинги политиков, и повседневные (сейчас – как россияне собираются встречать Новый год?). Всегда есть интересная информация, к тому же социологическая информация всегда свежа на страницах газеты.

Еще одна возможность – работа с органами Госкомстата (не знаю, есть и в Челнах управление Госкомстата – но в ваших силах это узнать) + можно обращаться непосредственно в Казань – специальный человек, ответственный за работу со СМИ, он вам подскажет, в какой отдел лучше обратиться. Требуют официального запроса на получение информации – отсылаете по факсу, зато его выполняют скурпулезно и в оговоренный срок. Обмениваетесь факсами. Грамотно составьте запрос. Укажите точные данные, что вас интересуют + они вас могут включить в свою рассылку – данные по уровню жизни населения каждый месяц составляют и отслеживают динамику потребительских цен на основные группы продуктов питания.

К Машковой.

Для маркетологов издания будет полезно на подписку TNS Gallup Media (www.tns-global.ru). Правда подписка платная, но наверное для издания это не накладно.

Правила публикации социологической информации

Как мы с вами уже знаем, публикация социологической информации в предвыборный период законодательно регламентируется, как – об том мы с вами говорили на прошлом занятии.

Что касается социологической информации другого характера, но здесь ест не законодательные, а профессиональные требования к опубликованию информации:

1. В публикации обязательна дата проведенного социологами исследования: все меняется, особенно информация политического характера, так что это не пустые требования.

2. Указывается метод исследования, поскольку метод, как мы знаем, влияет на достоверность полученной информации (вспомните о прессовом опросе, о телефонных опросах, уличных опросах). Социологически грамотный человек сделает выводы сам, если же ваша аудитория не является выпускниками социологических отделений вузов, то есть смысл вам, как журналисту, прокомментировать ситуацию с методом.

3. необходимо указывать сведения о выборочной совокупности: чьи мнения или какая совокупность населения изучалась авторами исследования – все население страны, какая-то профессиональная группа экспертов, авторы писем в редакцию, или какая-то демографическая группа. Также необходимо прокомментировать. + достаточно распространена практика манипулирования ОМ, включая распространение (перенесение) характеристик малой социальной группы на большие социальные слои населения и на общество в целом.

Итак, описывая выборочную совокупность необходимо представить следующие данные:

- возрастные границы изучаемой совокупности (все население старше 18 лет, женщины в возрасте от 45 до 65 лет и прочее),

- об области занятий людей, принадлежащих к изучаемой совокупности (все население, пенсионеры, студенты, военнослужащие и пр.),

- о пространственных границах изучаемой совокупности (население России, Татарстана, города Набережные Челны, пенсионеры Закамья и прочее),

- об объеме выборки, что косвенно отражает ее репрезентативность. Социологи полагают, что минимальный объем выборки должен составлять 700-800 человек (хотя если проводится опрос экспертов, то их численность в выборочной совокупности может составлять и 50 человек).

- ссылка на исполнителей проекта: исследовательскую организацию, социологическую лабораторию такую-то, отдельного автора или коллектива преподавателей.

 

Приемы изложения социологических данных в прессе

Зависит от конкретного автора, от оформительских возможностей издания (многоцветность/или нет), от способности конкретной аудитории оперировать социологическими данными.

1. «В чистом виде» - приводятся точные формулировки вопросов + варианты ответов и процентное соотношение выбравших те или иные варианты (сводная анкета + комментарий/обобщение результатов в заключении).

Если многоцветное издание – то стоит подумать о выразительном графическом решении подачи информации (таблицы, диаграммы, рисунки).

Если ТВ – трудно воспринимаются графические таблицы, лучше – изложение телеведущим информации, на радио – единственно возможный способ.

Подходит больше для изданий с передовой полиграфической базой, выполненным на качественной бумаге многоцветной печатью (даже если просто таблицы – то тоже на газетной бумаге они плохо могут выйти).

К тому же читатель должен быть склонен к самостоятельному анализу предложенной информации.

Поэтому больше используется

2. Описательные приемы распространения социологической информации. В материале перечисляются основные результаты в виде процентных соотношений + живость подачи информации. При этом не задача – не исказить данные. Можно снадбить комментарием специалиста в данном вопросе.

Социологические данные могут быть использованы в качестве доказательной базы публикаций, если она:

- почерпнуты из надежного источника,

- корректно используются в соответствующем контексте,

- цитируются полностью, без принципиально значимых умолчаний.

Вообще склонны манипулировать социологическими данными и статистикой гос.органы, представляя положение в отрасли выгодным для себя образом. Журналист должен не записывать все, что ему говорят, а анализировать получаемую информацию (заранее подготовиться по теме, знать проблемные вопросы) + задавать уточняющие вопросы с целью корректировки статистической информации. Для этого – общее знание вопроса + навыки оценки статистических данных.

Работа с цифрами требует внимания, точности, знания той области, к которой они относятся.

Вообще цифры помогут журналисту в следующих случаях:

- для придания материалам большей объективности, наглядности, доказательности.

- дать точное представление о масштабе события,

- выявить важную социальную проблему,

определить актуальную тенденцию развития.

Цифровые данные надо применять уместно. Ими не следует увлекаться в радиовыступлениях, так как на слух трудно улавливать и запоминать соотношения цифр. В радиопередаче проще дать представление о чем-либо в образной форме, сравнив предмет обсуждения со стопкой монет, наполненным стаканом или чем-нибудь еще.

Возможности телевизионных сюжетов предполагают еще больший объем наглядных, образных сопоставлений (с использованием видеоряда), взамен перечня сухих цифр.

Необходимо разбираться в абсолютных, относительных, средних цифрах.

Абсолютные – характеризуют масштабы, размер, объем изучаемого явления (в соответствии с принятыми в том или ином случае единицами измерения).

Относительные – соотношение двух и более количественных характеристик, могут применяться не только в виде сопоставления абсолютных конкретных цифр, но и в виде коэффициентов, процентов. Показывают изменение явления во времени. (В полтора раза больше, чем в прошлом году).

Средние цифры – получаются в результате сложения нескольких абсолютных или относительных цифр и деления полученной суммы на число слагаемых (в среднем дает три тонны молока в год).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: