ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ




ПОКОЛЕНИЕ

Май 2012

ТЕМА НОМЕРА: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (ЧАСТЬ 1)

 

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ:

· Что такое благодать?

· Зачем ходить в храм, если Бог в душе?

· Разговор с батюшкой

· О Покаянии и Причастии

г. Курск

 

 

  ВОПРОС НОМЕРА  

Духовная жизнь есть стремление к совершенству. (Прот. Александр Ранне.)

 

Духовный прогресс удостоверяется в конечном счете и наилучшим образом лишь одним: нашей способностью любить. Любить — в смысле чистого уважения, служения, бескорыстной привязанности, нетребующей ответной платы; в смысле «симпатии», или «эмпатии», побуждающей нас забывать о себе, чтобы «со-чувствовать», «чувствовать в другом». (Оливье Клеман.)

 

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ это не просто благочестие, не просто молитва, не просто даже подвиг или отреченность от мира. Она есть, в первую очередь, строгая упорядоченность в развитии, особая последовательность в приобретении добродетелей, закономерность в достижениях и созерцаниях. (Проф. А.И. Осипов.)

 

ЧТО ТАКОЕ БЛАГОДАТЬ?

 

 


 

Как мертвое тело не движется, не чувствует и не способно к действиям, так душа, лишившаяся благодати Божией, духовно не движется, не чувствует и не способна к действиям. Но как тело оживает, начинает действовать, так грешник, когда силой и благодатью Божией оживет, начинает иметь духовное движение, духовно чувствовать, духовно действовать. (ИОАНН ЗЛАТОУСТ. 104, 58)

 

Что чувственный свет нашим глазам, то душе нашей Божия благодать. Когда свет сияет, человек все хорошо видит, видит путь, неровности его, опасности и бережется их, и отличает белое от черного и одну вещь от другой. Так, когда Божия благодать просвещает душу, душа все хорошо познает и видит: видит чудные Божии дела. Промысл и судьбы Его, распознает добро и зло, добродетель и порок, видит душевную пользу и ищет ее, видит вред и уклоняется от него. (ИОАНН ЗЛАТОУСТ. 104, 60)

Без благодати Божией ничего благоугодного человек не может сотворить. "Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2, 13), - говорит апостол. И Христос говорит: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). В духовных делах человек без помощи Божией благодати - как иссохшая ветвь, которая не приносит никакого плода, Богу, творящему в нас и желание, и исполнение добра, подобает всякая хвала и слава, а человеку - стыд и смирение, потому что не только делать, но и хотеть без Бога ничего доброго не может. (ИОАНН ЗЛАТОУСТ. 104, 64)

 

Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати» — учит св. Иустин Попович.

Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, — учит св. Силуан Афонский, — …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа».  
Иисус Христос предлагал нам возможность сделаться совершенными, как совершен Отец Небесный. Но эта возможность заключается не в нашей собственной силе, а в силе Духа Святого, ходатайствующего о нас воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8, 26), в силе Божественной благодати, без которой разум и воля, составляющие все величие человека и долженствующие возвышать его во славу Бога Живого, не имеют ни малейшего достоинства. Естественный разум со всеми своими силами так уклонился от надлежащей и единой на потребу цели, что почти по рвению противится истине, покоряется же неправде (Рим. 2, 8). Совесть своим неблаговременным молчанием способствует только умножению беззаконий и усугублению невежества. Воля в естественном человеке, долженствующая быть источником всех благих желаний, является исходищем зол. Со времени падения явились в человеке, как три составные части, три похоти, противоборствующие Божественной воле: "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1 Ин. 2, 16), которые с продолжением времени так усилились в нем, что он в духовном своем состоянии сделался плотью, враждующей против Бога...

 

Гордость житейская, это сатанинское семя, не дает места действию благодати. Малое и ничтожное творение, человек, упоенный гордостью, при самом падении не сознает себя падшим, питаясь суетной надеждой рано или поздно возвратить потерянное блаженство, доходит до такого самозабвения, что мечтает взойти на небо и выше звезд небесных утвердить престол своего благополучия, не обращая внимания на то, что под ногами его уже разверзлась бездна.

Итак, все, что Троичным советом Предвечного дано человеку в отличие от прочих тварей, в короткое время разрушено и уничтожено тройственной силой похотения, обитающего в нас доныне.

И если бы, по ходатайству Иисуса Христа, благодать Божественная, "всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая", своей всемогущей силой не способствовала нам в немощах и не очищала беззаконий наших, то Дух Божий не пребывал бы уже в людях, "потому что они плоть" (Быт. 6, 3).

Поэтому все наше утешение и все упование о спасении заключается в содействии нам всемогущей благодати Божией. Она-то и есть надежнейший руководитель, ведущий нас к живому и вечному. Только ее святым огнем попаляется в нас все нечистое и скверное и возжигается свет разума и благочестия, свет славы Божией, сиявшей некогда, как полдень, в душе человека, созданного по образу Божию. (Арсений, митрополит КиевскиЙ. 114, 120-122)

 

Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, — учит св. Силуан Афонский, — …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа».

 

Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в синергизме) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, — разъясняет св. Иустин Попович. — … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог - благодать; из совместного их действия создается христианская личность».

 

 

По учению св. Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.

Иногда тела святых, пронизанные животворными Божественными энергиями, даже не подвергаются всеобщей участи тварных вещей – не тлеют. Для людей, ведущих духовную жизнь, все это не теория, но самый реальный факт их жизни.

(Священник Константин Пархоменко.)

 

 

Спаситель видел, что человеческая природа изнемогает под бременем (духовной) борьбы и уклоняется от нее по слабости. Поэтому Он восполняет недостаток ее силой Духа, чтобы утешить душу, удрученную нашей немощью. Он как бы уздой укрепляет ее Божественной благодатью, чтобы, восприняв от благодати то, чего не имела по природе, (душа) вышла на борьбу (за бессмертие), пробужденная силой Духа. (Святитель Иоанн Златоуст. 37, 830)


АКТУАЛЬНО ПО ТЕМЕ НОМЕРА

Смерти нет! Об одной христианской кончине на Пасху.


Фото: AleksaSrbin, orthphoto.net

В ночь на Пасху, в начале полунощницы, прямо во время пения «Волною морскою» в моем родном храме умерла пожилая прихожанка. Положила поклон перед Плащаницей, приложилась, упала, и тут же сердце остановилось.

Вокруг засуетились конечно — сразу же скорую вызвали, все врачи, которые в храме были, сбежались — массаж сердца, искусственное дыхание — да только все напрасно. Скорая помощь приехала только минут через двадцать, сделать уже ничего не смогла.

Тело рабы Божьей Надежды (так ее звали) увезли, а душа, должно быть, шла крестным ходом в честь Воскресшего Христа с ангелами.

И вот ведь что интересно. Всю жизнь хожу в этот храм, все время ее видела стоящей возле Казанской иконы Божией Матери, приветливую и тихую, а как-то внимания не обращала.

После службы стали про нее вспоминать.

Что до пенсии она работала медсестрой в поликлинике, и ее там помнят и тепло вспоминают.

Что она очень любила пешие паломничества по Москве.

Что она, всю жизнь проведшая в храме, до конца дней своих ходила в воскресную школу.

 

 

Что первую и Страстную недели Великого поста она ничего не ела.

Что на службы она ходила чуть ли не каждый день.

Что за пять минут до своей кончины она к Пасхе подарила своему духовному отцу сто рублей.

Что она очень любила молиться и дома и все переживала, что телевизор мешает — супруг ее часто смотрел новости. Но она не роптала и не осуждала, а укоряла себя.

Что Великим постом она уже неважно себя чувствовала и часто говорила: «До Пасхи бы дожить! Ну, как Господь даст!»

И другие вроде бы мелочи, а вроде и не мелочи — камушки в мозаике, из которых складывается какая-то удивительно красивая и радостная картина достойной и праведной человеческой жизни. И, кажется, именно эта картина, так напоминающая канонично написанную икону, называется святостью.

Святые такого типа — живущие в миру, в семьях, верные мужья и жены, заботливые отцы и матери — при жизни не пользуются славой чудотворцев и великих молитвенников. Потом их Церковь прославляет как «праведных». В Предании встречаются рассказы других святых, в том числе пустынников-аскетов, с радостью и даже удивлением замечающих, что эти люди, которым для доброй христианской жизни не нужны были ни пустыня, ни удаленный монастырь, во многом превзошли великих святых монахов — преподобных отцов и матерей.

Я не очень люблю всякие околоцерковные пасхальные народные приметы. Именно в Чистый четверг надо убираться в доме, печь куличи и красить яйца, на Пасху должно выглянуть солнышко, а кто умирает на Пасху, идет в рай без мытарств. Складывается у меня впечатление, что очень уж они упрощают понимание Пасхального торжества.

Но солнышко в этом году выглянуло как раз в Великую субботу, а раба Божья Надежда умерла, как жила — в храме, в молитве и в ожидании Воскресения. И очень естественно звучало изумленное и почти радостное восклицание всех свидетелей этого события: «Да, такую кончину заслужить надо!»

Отпевать ее будут на Светлой седмице, под непрекращающееся «Христос воскресе!» и радостный канон Пасхи.

Смерть, где твое жало? Ты всего лишь счастливый конец доброй истории — жизни, ставшей предисловием к Вечности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: