Протодиакон Андрей Кураев




(напечатано в сокращении )


 

P.S. К СТАТЬЕ: «СМЕРТИ НЕТ! ОБ ОДНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ КОНЧИНЕ НА ПАСХУ.

 

Казалось бы, нет ничего удивительного в статье, приведенной выше; некоторые прочтут ее без особого энтузиазма; а для меня Пасха 2012 года была окрашена трагичной радостью. Странное словосочетание, но попробую объяснить, что имею в виду. В храме, который мы с сестрой посещали до моего замужества, много прихожан, с кем-то здороваешься, кому-то улыбаешься, а в большинстве своем воскресная служба проходила без человекоугодия. Даже иногда было жалко, что так мало прихожан знаешь, но человеческое сердце не резиновое, всех не вместить. Но среди прихожан нашего храма был один добрый дядечка. Невысокого роста, пузатенький такой, добрый-добрый. Не знаю, ко всем ли он так относился, но нас с сестрой он выделил из общей массы, здоровался с нами, улыбался, приходя на службу, хотелось найти его взглядом и кивнуть головой, настроение поднималось. Звали его Владимир. Он еще развозил выпечку по магазинам, мы с ним иногда пересекались в местечке Свобода, где я работала. Потом по семейным обстоятельствам в наш храм я стала попадать редко, работу сменила на уход за ребенком. Но в те разы, когда я приходила с сыном на службу, он нас видел и был этому рад.

На самом деле, добрых людей очень мало, правда, таких добрых, чтобы чувствовалось, что человек не притворяется, не силится тебя любить, а вот по-настоящему, ни за что хорошо к тебе относится. В большинстве мы лишь работаем над собой, но не всегда успешно. А у Владимира был дар доброты. Потом сестра сказала, что пропал Владимир, перестал ходить в храм, сразу я как-то не придала значения, а перед службой на Пасху сестра пришла и сказала, что узнала о том, что Владимир умер от рака мозга. Я плакала, но в слезах были такие смешанные чувства, что описать их сложно. Конечно, было жалко, что никогда больше не увижу этого человека, что он умер, но отчаяния не было. Было понимание, что раб Божий Владимир созрел для встречи с Богом, что эту Пасху он празднует на небесах (а я уверена, что он туда попал, потому что он был хорошим, и если не он, то кто?). Что он был здесь, а теперь он на небе, что он жив, но здесь хороших людей стало меньше и жить стало сложнее, но за него радостно. Я стояла на службе и плакала, может многие подумали, что я так глубоко переживала Воскресение Христа, наверное, так и было, Господь через это событие даровал мне радость вечности, ее близости, надежды, что если здесь он нам улыбался, то и с неба смотрит на нас с улыбкой.

 

Алёна Никулина

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

 


Священник Владимир Шилин,

Клирик храма св. прп. Серафима Саровского и Собора Курских святых,

Сотрудник молодёжного отдела Курской Епархии,

Преподаватель Курской Православной Духовной Семинарии,

Кандидат богословия

- Отец Владимир, расскажите немного о своем пути к Богу, почему Вы решили стать священником?

В моем пути к Богу, ничего нет потрясающего. Нужно сказать, что я не с младенчества был приучен к Церкви. Только лет в 12 я начал ходить регулярно в храм. До этого, в детские, отроческие годы я всегда задумывался над глубокими вопросами духовного содержания. Когда я наблюдал, например, похоронную процессию в сопровождении духового оркестра, я мысленно задавал себе вопрос: «куда пойдет этот покойный человек, почему умер, когда я умру и кому все это надо, и как это так – был, и нет человека, и вообще, что – то непонятное происходит в жизни». Всё это было любопытно, будоражило сознание, но ответы на эти колоссальные вопросы нигде не находил.

Нужна была помощь свыше или хотя бы со стороны. Потому что очень важно, чтобы попались на жизненном пути хотя бы один–два человека, которые уже сделали на пути в сторону Истины несколько больше шагов, чем ты. Хотя бы на один шаг опережают. Они помогают идти за собой. Так Господь своим промыслом всё устроил, управил и помог, через людей, через ситуации и совпадения. Был целый калейдоскоп сочетаний множества жизненных событий и ситуаций, которые только волей Божьей и определяются. И постепенно ответы стал находить, и выбор дальнейшего жизненного пути становился более очевидным. Без преувеличения, каждый прожитый год и все случившиеся со мной жизненные коллизии в той или иной мере вели к Богу, поэтому очень трудно выделить что-либо в качестве решающего фактора.

 

- Вопрос номера: Что такое благодать?

Это - щедрая и незаслуженная милость Бога к нам, людям, то, что не приобретается нашими добрыми делами.

 

- Чем человек воцерковленный отличается от неверующего?

Вообще воцерковленность понимается как определенная укорененность человека в церковной жизни, когда участие в ней становится для него внутренней потребностью. Не эпизодом, не ярким эмоциональным впечатлением, не поводом побывать в храме в чрезвычайной скорби или в особенные дни радости, а именно духовной необходимостью.

А с безбожниками понятно, думаю, большинство из них признают сущность Божию, могут только по - своему называть и понимать. Одни говорят - Бог есть, другие – Бога нет, то есть без Бога даже в этом диспуте не обойтись.

Если брать неверующих крещёных, то они видят в Церкви определенные запреты, и это их останавливает и не дает идти дальше. Нельзя пить, курить, гулять, развлекаться, жить как хочется, воровать без зазрения, присваивать незаконную зарплату, нельзя… А что можно? Ходить на службу, нужно поститься, молиться, подавлять природные желания, следить за своим поведением, читать другие книги, быть верным жене, воспитывать собственных детей, заботиться о родителях… Нет, говорят, страшно, тяжко, не моё… Буду жить как живётся… Всегда трудно выбирать между тем, что правильно, и тем, что легко. Назвать себя христианином - значит пойти добровольно на войну с грехом и злом в своей душе. Отличие в решимости «завязать» с грехом.

 

- Если человек не ходит в храм, есть ли у него оправдания перед Богом?

Конечно, говорят, - «захочешь - найдёшь время, не захочешь - найдёшь причину», но как сложен мир. Если человек живёт весьма далеко от храма, в глухой деревеньке, трудится не покладая рук, мастерит с молитвой на устах. Если он заменяет церковную жизнь подвигами, которые ведает только Господь, такое как-то можно оправдать.

Другой живёт за оградой церковной, в прямом смысле слова, расписывает свой день согласно времени показа сериалов; в целом признаёт, что Бог есть, но в храм не ходит – дело иное, неоправданное.

 

- Почему надо ходить в храм?

Потому что в Церкви есть Святыня с Большой Буквы, которая важнее всего на земле. На богослужениях мы вместе молимся за всех людей, за страну, за наших близких; исповедуемся в грехах, причащаемся Тела и Крови Христовых. Делаем всё для унаследования жизни нетленной.

Просто вера в то, что Бог есть – это хорошо, но этого мало, это не спасает человека. Как говорит св. ап. Иаков: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут». (Иак. 2:19) Трепещут, но не каются, не меняются. Заниматься собой – это труд, в то время как заниматься другими - очень легко.

 

- Как воспитывать в себе смирение, достижимо ли это состояние для темпераментного человека?

О воспитании чего-либо в себе, а тем паче смирения, лучше и полезней осведомиться у тех, кто это приобрёл. Смирение – это то, что мы так усердно расхваливаем и так лениво претворяем в жизнь. Оно может проявляться по-разному. И биться с недругами Божиими, и преклонять голову перед святыней, и выступать против дерзких хулителей Церкви, и быть последним среди равных – всё, всё нужно делать в мирном духе. Не дать завладеть сердцем гневу, ненависти, злобе, отчаянию. Доступна эта добродетель всем, попробуй только удержи. Для темпераментного, несомненно, больше преград. Смирение – это единственная добродетель, которой не могут подражать бесы. (Св. Ин.Леств.Гл.25)

 

- Как поступать человеку на исповеди, если он знает, что все равно будет после совершать грех?

Исповедь имеет конкретную цель – покаяние. Если есть желание изменить свою жизнь и в результате исповеди это происходит, значит, покаяние совершилось. Исповедь – установление диагноза, и если не лечиться, не держать себя в карантине, то плода не будет. Необходимо силиться придерживать себя от греховных наклонностей.

- Почему умирают дети и хорошие люди?

Умирают все, всякие и везде. Смерть – естественный этап в жизни человека. Господь решает, наше знание ограничено. Вообще, вопрос о любом проявлении зла, о страдании, в особенности детей, кажется неразрешимым, если забыть о двух фактах. Во-первых, наша жизнь не ограничена смертью земного тела. Во-вторых, мы живем на земле не каждый сам по себе, но вместе с ближними – будь то семья, нация или человечество в целом. И события, которые происходят с нами, могут иметь ключевое значение для окружающих. Понять этот смысл и применить его к собственной жизни – в этом подчас и состоит жизненный подвиг христианина.

- Что значит крестоношение?

Взять крест свой - значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти.

Не обманусь, если произнесу – это всё то, что мы обязаны делать на протяжении своей жизни, нести крест. Да, нелегко что-то нести, тем более крест. Сложно всё это: любить и сострадать. Не всегда гладко получается, да и знаменитые "искушения мира сего" - отнюдь не банальный оборот речи, а абсолютно определенная реальность. Но за Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом.

- Зачем люди ставят свечи?

Зажечь свечу перед иконой – для этого сплошь и рядом заходят в церковь незнакомые с Господом люди, и с этого шага начинается для них дорога к Православию. Свеча – это жертва человека Богу. Когда ставит человек свечечку перед образом, он видит огонёк. И немного останавливая взор на мерцающей свече, душа человека, даже невольно, проникнется правильными мыслями. Если даже человек далек от храма своим сознанием, и этот момент у него - «молитва неведомому Богу», вполне могут коснуться искорки веры его ещё сырой души. Я в это верю.

 

- Почему Бог допустил, чтобы Иуда покончил с собой?

Это не трудно уразуметь, если разобраться и усвоить – почему Бог «допустил», Еве взять плод.

В душе Иуды, несомненно, происходили какие-то процессы. Ведь находиться рядом с Иисусом, с этой воплощенной Любовью и остаться прежним — жадным и мелким — невозможно. Пусть, предав Иисуса Христа, Иуда проиграл схватку со своими страстями. Пусть он не нашел в себе сил покаяться, как нашел их Петр, трижды отрекшийся от Христа. Но жить, заглушив в себе голос совести, Иуда не смог. И тут в его жизни произошла катастрофа, быть может, даже большая, чем предательство Спасителя.

Найди Иуда в себе силы покаяться, всё бы могло сложиться совсем иначе. История Петра — живое указание того, что Господь способен простить любого, даже того, кто предал Его. Бог знал, ждал и ждёт к Себе и негодяя, и предателя, и всякого из нас.

- Что такое любовь?

Любовь – движущая сила Духа, сила, возводящая нас к Небу. Любовь к Богу и людям – это подвиг свободной воли. Любовь – это отдать себя. Христос отдал Себя на смерть ради каждого из нас. И мы отдаем себя, будь то в семье или монастыре, в мирном служении ближним или на поле сражения – но уже не на смерть, а на вечную жизнь. Бог любит нас и ждет ответной любви в пользу добра.

- Как Вы отмечаете Пасху?

«Разумеется, на ночь уходим дружной компанией в лес, с гитарой и палаткой. Утром разговение и розыгрыши, далее неделя проводится в семейном кругу»… Ну, конечно же, так не бывает. Просто специфика священнического служения говорит сама за себя. Прежде служба церковная, потом служение ближним, посетить – поздравить больных, страждущих, обездоленных, у которых любой день праздник, если кто-нибудь придет к ним. Не обходится, естественно, и без праздничного стола, добрых слов, неожиданных звонков и приветствий.

- Что для Вас самое важное в жизни?

Бог, Отечество, семья. Мы созданы для спасения, для Царства Небесного, и народ Божий идет за этим в Церковь. Священник носит наперсный крест с надписью: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». И для меня значимо этого образа научиться, его добраться, удержать и передать. Но вначале надо научиться гораздо более простым и базовым вещам — терпению, сердечности, чуткости к другим людям, добросовестному отношению к своим обязанностям. Потому как, если прыгать сразу на вершины, начнется внутренний разлад, и чужая боль станет не сопереживанием, а досадной помехой.

Священник призван дать людям почувствовать твердую почву под ногами при сложных ситуациях. Быть священником – значит быть на стороне Божией, помогать миру стать лучше, нести добро, помогать исправиться людям и откликаться на проблемы времени, как бы «громогласно» это не звучало. Всё это весьма важно в земном бытии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: