ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
«В международной статистической практике принято подразделять внешнюю торговлю на «общую» и «специальную». Такое разделение предопределяет различия в экономическом содержании категорий экспорт и импорт в зависимости от того, к общей или специальной системе относятся статистические данные.
Системы учёта торговли различаются определением статистической территории. Статистическая территория – это территория, в отношении которой осуществляется сбор данных.
При общей системе учёта торговли статистическая территория совпадает с экономической территорией страны, т.е. с той территорией, которая находится под управлением правительства, внутри которой свободно обращаются рабочая сила, товары и капитал.
При специальной системе в статистическую территорию не включаются свободные таможенные зоны и таможенные склады. В этом случае статистическая территория совпадает с таможенной территорией страны.
Таможенная территория – это территория, на которой таможенное законодательство страны действует в полной мере.
Названные системы учёта различаются и по моменту учёта внешнеторговых операций. При общей системе регистрация экспорта и импорта производится по дате пересечения государственной границы, а при специальной системе – по дате пересечения таможенной границы страны.
Отсюда следует, что специальная система учёта имеет существенный недостаток. Полученные на её основе данные, с одной стороны, не включают информацию о некоторых внешнеторговых товаропотоках, например, данные о перемещении товаров между свободными зонами и другими странами и, наоборот, включают данные о некоторых внутренних товаропотоках, например, о перемещении товаров между таможенной территорией и свободной зоной.
|
С учётом изложенного выше, в 1998 г. Статистическая комиссия ООН впервые рекомендовала странам вести статистический учёт на основе общей системы. Россия использует общую систему учёта внешнеторговых операций.
Существует две системы учета товаров в статистике внешней торговли (СВТ).
1) специальная
2) общая
1) специальный импорт:
а) товары, ввезеные для внутреннего потребления или переработки
б) товары, ввезенные для переработки под таможенным надзором
в) товары, ввезенные для переработки на приписных таможенных складах
2) общий импорт:
а) весь специальный импорт
б) товары, помещенные на приписные таможенные склады (реэкспорт)
Реимпорт - "больная" статья торгового баланса - возврат отечественных товаров из-за рубежа по причине нарушения каких-либо нарушений условий контракта.
1) специалный экспорт:
а) национальный экспорт
б) вывоз товаров после переработке под таможенным надзором
в) национализированные товары
2) общий экспорт = специальный экспорт + реэкспорт
Практика учета национализированных товаров
Страны, пользующиеся специальной системой учета (Европа без UK), национализирован-ные товары включают в специальный экспорт. США дает сведения о специальном экспорте и реэкспорте, при этом национализированные товары включаются в реэкспорт.
(То есть существует методологическая разница.)
Практика учета транзита
Транзит:
- прямой
- косвенный
|
Транзит прямой - провоз товаров одной страны в другую через территорию третьей без складирования. Товары прямого транзита в итоги внешней торговли не включаются.
Транзит косвенный - провоз товаров одной страны в другую через территорию третьей с помещением на таможенные склады - учитывается как реэкспорт (включаются в общий импорт и общий экспорт). (При косвенном транзите владельцем товара является нерезидент, а при реэкспорте владельцем товара является резидент.)
Учет количества и стоимости товаров, обращающихся во внешней торговле.
Товары учитываются:
- по специфическим единицам измерения
- по весу
- по затратам финансовых средств.
По весу:
- брутто
- нетто - вместе с упаковкой, в которой товар переходит к потребителю
- нетто-легальный = вес брутто - скидка на тару и упаковку в соответствии со справочниками (таро-тарифом)
В практике статистики международной торговли традиционно используются две системы учета торговли: общая и специальная. В соответствии с общей системой учет товаров осуществляется при пересечении ими государственной границы страны, а согласно специальной системе учета – при пересечении ее таможенной границы. Эти границы различны при наличии на территории государства свободных таможенных зон и свободных складов, которые находятся вне таможенной территории и, следовательно, действие таможенного законодательства не распространяется.
В рекомендациях Статистической комиссией ООН приоритет отдается общей системе учета торговли. В Методологии установлено, что в таможенной статистике внешней торговли РФ используется общая система учета торговли что способствует обеспечению сопоставимости данных.