Где ты, звезда моя заветная,




Подготовила Кулемина Олеся

Б класс МБОУСОШ № 8

Руководитель: Черных С.А.

Елец

2012-2013

Содержание:

Вступление. 2

Карта экскурсии: 4

Дом музей имени И.А. Бунина. 5

Торговая Улица (Ул.Мира) 6

Церковь Михаила Архангела. 7

Вознесенский Собор. 9

Мост через реку Сосну. 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.. 10

Бабий базар. 12

Мужская гимназия. 12

Женская гимназия. 13

Городской парк. 14

Детский сад. 15

Дом Варвары Пащенко. 16

Сенная площадь. 17

Старое кладбище (ул. Свердлова) 17

Заключение. 21

Список используемой литературы: 22

Рецензия на экскурсию - исследование. 23

 

 

Вступление


Провинциальные города. Сколько их разбросано по России… Среди них древние и совсем еще юные. Доселе знаменитые, названия которых не сходят с наших уст и страниц рекламных туристических проспектов. Есть и забытые историей, людьми, давно превратившиеся в поселки, а то и стертые с лица земли. Но все эти города вписали славные строки в летопись российской истории, питали своими соками нашу культуру, хранили народную мудрость, берегли традиции.

Ельцу, как одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л.Толстого, Н.Лескова, А.Чехова, К. Паустовского до скрупулезно-детального изображения в творчестве И. Бунина, ибо с нашим городом были связаны многие годы этого писателя, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и конкретное их воплощение. Елец, с документальной точностью отраженный Буниным в своих социальных контрастах и любовно опоэтизированный в своей древности и чувстве родины, широко известен как «бунинский город». В его стихах, повестях, рассказах сложился реалистический портрет Ельца как старого уездного города, причем бунинская палитра в Елецком городском рисунке необычно разнообразна – от лирической мягкости описательных тонов до сочного и насыщенно-резкого колорита.

Почти всё ценное, что написано Буниным на чужбине, - «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», удостоенные Нобелевской премии, сборник «Темные аллеи» - всё связано с воспоминаниями о России, о Елецкой земле, так что М.М Пришвин как земляк писателя, рядом с высокой художественностью отметил их исключительно елецкий колорит.

Бунинские строки донесли до нас романтический образ Ельца: «Город… гордился своей древностью и имел на это право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые»...принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые давали знать Москве о грядущей беде, и первые ложились костьми за неё».

(по роману Жизнь Арсеньева)

Большая часть его произведений снабжена точными топографическими указателями и ориентациями, адресующими читателя в Елецкий уезд и близлежащее окружение. В них сохранена исключительно Елецкая речевая специфика с её колоритной образностью, которую Бунин любил высоко ценил.

Мне бы хотелось рассказать вам о нескольких елецких местах, больше всего впечатлившие И.А. Бунина, которые в дальнейшем послужили писателю неким образом провинциального города. Может быть и мы сегодня, пройдясь по бунинским заветным местам Ельца, сумеем лучше понять город и самих себя…

 

Карта экскурсии:

 

 

Дом-музей им. И.А. Бунина

Ул. Мира

Церковь Михаила Архангела

Ул. Пушкина

Мост через реку Быструю Сосну

Вознесенский Собор

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Женский рынок

Школа №1

Корпус ЕГУ им. И.А. Бунина

Городской парк

Детский парк

Сенная площадь

Старое кладбище

Дом музей имени И.А. Бунина (ул. Максима Горького,16)

Факторами подтверждения проживания И.А.Бунина стали следующие объяснения:

Подтверждение того, что И.А. Бунин в годы обучения в гимназии квартировал на улице Рождественской (ныне улица М. Горького) нашли в письме Д.И.Нацкого, одноклассника И. А. Бунина, в Елецкий краеведческий музей от 24 июня 1956 года.

В результате поиска были обнаружены три дома, в которых жили Ростовцевы:№48,№34,№16 по улице М. Горького. Анализ сведений о Ростовцевых позволил исключить эти дома из круга исследования. О том, что в доме №16 очень давно жили Ростовцевы, вспомнили Лариса Васильевна Кузьмина, Лидия Васильевна Скуратова и Софья Николаевна Сокольская

Не раз возвращался Бунин к этому дому в своих воспоминаниях: «В гимназии я пробыл четыре года, живя нахлебщиком у мещанина Ростовцева, в мелкой и бедной среде … Как ужасно было начало этой жизни!» («Жизнь Арсеньева»).

Последним и точнейшим аргументом стали произведения Ивана Алексеевича Бунина. Художественная точность писателя, отмеченная всеми его исследователями, позволила обратиться к его творчеству.

Описание пейзажа, который видит Алексей Арсеньев из окна своего нового дома, дома Ростовцевых, совпадает с пейзажем, который можно и сейчас видеть из окна дома № 16 по улице М.Горького. Взорвана лишь Сретенская церковь, единственный приходской храм, имевший во времена Бунина часы:«А на дворе, как нарочно, было сумрачно, к вечеру стало накрапывать, бесконечная каменная улица, на которую я смотрел из окошечка, была мертва, пуста, а на полуголом дереве за забором противоположного дома, горбясь и натуживаясь, не обещая ничего доброго, каркала ворона, на высокой колокольне, поднимавшийся вдали за железными крышами в ненастное темнеющее небо, каждую четверть часа нежно, жалостно и безнадежно пело и играло что-то».

Торговая Улица(Ул.Мира)

Торговая улица берет свое начало в Черной слободе, где провели свои молодые годы главные персонажи бунинской «Деревни» – братья Красовы: «… на этой полугоре, среди вросших в землю мазанок с прогнившими и почерневшими крышами, среди навоза, который сушили перед ними для топки, среди мусора, золы, тряпок…»
Первые годы гимназической жизни провел Бунин на Торговой улице(ныне ул.Мира), это была центральная экономическая артерия города, тянувшаяся от Ельчика до Лучка. Со всеми конкретными деталями и приметами изобразил её И.А.Бунин в повести «Деревня»,в романе «Жизнь Арсеньева»:

«…Запах пекарен и железных крыш, мостовая на Торговой улице, чай, булки и персидский марш в трактире «Карс»… Политые из чайников полы в лавках, бой знаменитого перепела у дверей Рудакова, запах рыбного ряда, укропа, романовской махорки» («Деревня»).

На этой улице сосредоточивалась общественная жизнь города, особенно обострившаяся в период первой русской революции 1905-1907 г., когда правительство саблями казаков наводило ужас на народ: «И третьего дня на Торговой улице один из них, пьяный, подошел к открытому окну общественной библиотеки и, расстегивая штаны, предложил барышне-библиотекарше купить «арихметику». Старик-извозчик, стоявший подле, стал стыдить его, а казак выхватил шашку, рассёк ему плечо и с матерной бранью кинулся по улице за летящими куда попало ошалевшими от страза прохожими и проезжими» («Деревня»).

На Торговой улице располагалась Дворянская гостиница, «обжорные ряды», магазины елецких купцов.

Церковь Михаила Архангела (ул. Октябрьская)

Архангельская деревянная церковь в Ельце была построена на рубеже XVI-XVII вв. Находилась она на Красной площади, на месте нынешнего сквера. Первое упоминание о ней в документах относится к началу XVII в.

Три части Архангельской церкви – колокольня, трапезная и собственно церковь – строились в разное время. Построенная в 1788 году колокольня почти на целый век «старше» собственно церкви, возведённой в период с 1845 по 1860 год. И если поздний классицизм трапезной находит «общий язык» с ранним классицизмом колокольни, то русско-византийский стиль собственно церкви находить его не собирается. Да и навряд ли уже когда сможет это сделать.

Елец вкусно пахнул яблоками. Базары были завалены арбузами, дынями, всякими фруктами и овощами. Город тогда жил широкой торговой жизнью, особенно ссыпкой зерна. Но мальчику запомнится не ярмарка, его «поразил звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшийся надо всем в таком великолепии, в такой роскоши, какие не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить впоследствии пирамида Хеопса.»

Позднее Иван Алексеевич напишет стихотворение об этом храме, которое так и назовет «Михаил».

Михаил

Архангел в сияющих латах
И с красным мечом из огня

Стоял в клубах синеватых
И дивно глядел на меня.

Порой в алтаре он скрывался,
Светился на двери косой –
И снова народу являлся,
Большой, по колена босой.

Ребенок, я думал о боге,
А видел лишь кудри до плеч,
Да крупные бурые ноги,
Да римские латы и меч...

Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил,
И храм этот, темный и старый.
Где ты мое сердце пленил!

Вознесенский Собор (Красная площадь)

Собор стоит на крутом берегу Сосны, возвышаясь над городом, в центре Красной площади. Он построен по проекту архитектора К. А. Тона в 1888г. Его высота с крестом – 74 метра, длина 84 метра, а ширина – 34.
В храмовой части собора насчитывается 220 стенных росписей, полотен, иконописных работ. Вознесенский собор города Ельца – один из самых крупных православных храмов России, гордость и украшение не только города, но и всей Липецкой и Елецкой епархии.

Построен он «по-елецки» - с размахом, по проекту знаменитого русского зодчего К.А.Тона в русско-византийском стиле. Творение зодчего олицетворяло собой в архитектуре главенствующую в то время и объединяющую Россию государственную идею «Самодержавие. Православие. Народность.»

О соборе И. А. Бунин писал:

«Чем ближе собор, тем звучнее, тяжелее, гуще и торжественнее гул соборного колокола...»

А в романе «Жизнь Арсеньева» писатель вспоминает тот же собор в связи с событием, происшедшим в Ельце:

«Помню крещенские морозы, наводившие мысль на глубокую древнюю Русь, на те же стужи, от которых «земля на сажень трескалась»; над белоснежным городом, совершенно потонувшим в сугробах, по ночам грозно горело на черно-вороненом белое созвездие Ориона, а утром… в тугой и звонкой недвижности жгучего воздуха весь город медленно и дико дымился алыми дымами из труб и весь скрипел и визжал от шагов прохожих и санных полозьев... В такие морозы замерзла однажды на паперти собора нищая дурочка Дуня..., и город с... беспощадностью над ней издевавшийся, вдруг закатил ей чуть не царские похороны...». («Жизнь Арсеньева»).

Случай гибели дурочки Дуни был весьма показательным для елецкого торгового быта, ибо в нем с наибольшей

 

Мост через реку Сосну

В настоящее время он не сохранился. Построен мост был в 1857г. И назывался Воронежским. Прослеживая маршрут бунинского героя, убеждаемся в достоверности городского топографического рисунка: «… И я пошел по мосту через реку… Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо - древний, горбатый и как будто не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости… А впереди, на взгорье темнеет садами город, над садами торчит пожарная каланча…»

 

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Ул. Октябрьская)

Первая деревянная Покровская церковь построена в Ельце в конце XVI – начала XVII вв.

Приход Покровского храма состоял в основном из казаков Александровской и Кузнецкой слобод.

В середине XVIII столетия прихожане решились на строительство новой каменной церкви вместо старой деревянной. О чем и просили разрешения епархиального начальства. Указ о постройке каменного храма был выдан из Воронежской духовной консистории 20 марта 1751г., после чего на средства прихожанина, елецкого купца Никиты Криворотова до 1759 г. велось сооружении одной из первых в Ельце каменных церквей.

Когда заканчивались занятия, а уроки на завтрашний день были сделаны, Ваня отправлялся гулять по городу. Он очень любил, вместе с ребятами, подниматься на колокольню церкви Покрова Пресвятой Богородицы, откуда был виден весь город. И это было чуть ли не единственной его радостью. В рассказе «Над городом» Бунин так напишет о своих ощущениях:

«…С высоты всё кажется красивее, меньше: двор… бел, опрятен, между его высохшими плитами пробивается первая травка…

… Мы поднимаемся вверх, и теперь даже огромный купол церкви был наравне с нами, а под ним – разноцветные крыши города, сбегающего к реке, улицы и переулки меж ними, грязные дворы, сады и пустоши …А какой простор зеленых полей развертывается вокруг города…

Когда мы одолевали, наконец, последний ярус колокольни, мы видели вокруг себя только лазурь, да и волнистую степь. Город, как пестрый план, лежал далеко под нами, маленький и скучный, а в сердцах у нас было то, что должны испытывать на полете ласточки. »

А однажды, поднявшись на верхнюю ступеньку лесенки, ведущей к колоколам, вдруг увидел Ваня на колоколе барельефный лик строгого и прекрасного Ангела Великого Совета и прочитал сильное и краткое веление: «Благовествуй земле радость велию…»

И на всю жизнь запомнил И.А. Бунин благовест этих колоколов:

«Стояли мы, охваченные восторгом перед гигантской силой звуков, замирая от захватывающей дух гордости, точно сами мы были участниками в возвышенном назначении благовествовать радость.»

 

Бабий базар (Женский рынок)

К Торговой улице примыкал Бабий базар, одно из древнейших мест нашего города у старинных городских ворот над высоким берегом Ельчика. Сохранилось среди ельчан предание, что здесь когда-то продавались татарами в рабство русские пленницы, отсюда и идет это тюркское название места – Бабий базар… В бунинские времена он был сосредоточением торговых связей с селом, мелких лавок, грязных трактиров.

В повести «Деревня» И. А. Бунин писал: «Забрёл он недавно в трактир Авдеича на Бабьем базаре. Вошёл во двор, утопая по щиколотку в грязи, и со двора поднялся на второй этаж по такой вонючей, насквозь сгнившей деревянной лестнице, что даже его, человека, видавшего виды, затошнило...»

 

Мужская гимназия (Школа №1)

Мужская гимназия была открыта 1871г. И. Бунин поступил сюда в 1881г. И проучился в ней четыре года. Гимназия оставила у писателя горькие воспоминания.

Теперь И.Ф. Бунин увидел бы на здании его гимназии мемориальную доску, где стоит его имя, окруженное уважением и памятью земляков-ельчан, рядом с именами М. М. Пришвина и Н. А. Семашко.

В рассказе «Поздний час», написанном во Франции, Бунин вспоминал гимназию:

«... тут все осталось таким, как полвека назад: каменная ограда, каменный двор, большое каменное здание во дворе – все так е казенно, скучно, как было когда-то »

Так Бунин описывал свою первую гимназическую пору: «Редкая праздничная новизна гимназии: чистый каменный двор, сверкающие на солнце стекла и медные ручки входных дверей, чистота, простор и звучность выкрашенных за лето свежей краской коридоров, светлых классов, зал и лестниц, звонкий гам и крик несметной юной толпы, чинность и торжественность первой молитвы перед ученьем в зале и первая драка при захвате мест на партах, первое появление в классе учителя… »

Мужская гимназия оставила у писателя горькие воспоминания: «Теперь детство кажется мне далёким сном, но до сих пор мне приятно думать, что хоть иногда поднимались мы над мещанским захолустьем, которое угнетало нас длинными днями и вечерами, хождением в училище, где гибло наше детство, полное мечтами о путешествиях, о героизме, о самоотверженной дружбе, о птицах, растениях и животных, о заветных книгах!» (И. А. Бунин, «Над городом»).

Женская гимназия (Первый корпус ЕГУ им. И. А. Бунина )

На одной линии с мужской гимназией, на Манежной (ныне Ленинской) улице, находилась Елецкая женская гимназия. В рассказах «Первая любовь», «Лёгкое дыхание», особенно в романе «Жизнь Арсеньева» Бунин вспоминает очарование первого бала, нежную прелесть, чистую красоту юного женского мира.
Женская гимназия была связана и с именем гимназистки - Оли Мещерской, героини рассказа «Легкое дыхание».

А на свой первый бал он придет в женскую гимназию(гл. корпус пединститута) и вот как будет вспоминать об этом потом:

«… в новом синем мундирчике и белых перчатках, с радостью в душе носился он по коридору, лестницам, скользил среди танцующих в огромной зале, с жемчужным светом люстр, вслушивался в торжественно – звучный гром военной музыки, был очарован каждой гимназисткой.»

Когда-то эту гимназию с золотой медалью закончила и его возлюбленная – Варвара Пащенко.

Городской парк (ул. Коммунаров)

С женской гимназией соприкасался городской сад, излюбленное место гуляния Елецкой молодежи и в бунинские времена, и сегодня. В 19 в. он был в 2 раза меньше и назывался Дворянским садом. В саду любил гулять И. А. Бунин, памятник которому стоит на центральной аллее (по проекту Кравченко). С городским парком Бунина связывали воспоминания о большой и горькой любви к Варваре Пащенко. В одном из писем он признавался, как при ожидании ее в беседке у него начинало трепетать сердце, когда он видел, что на аллее сада появляется девушка в черном пальто, близорукая, ищущая его глазами. Уютный зеленый интерьер городского парка, со старыми аллеями и пахучими клумбами, вспоминался Бунину очень часто.

В повести «Деревня»,в лирической миниатюре «Аля», в «Жизни Арсеньева» изображен Елецкий городской сад. «В городском саду играет оркестр стражников… Казаков прислали целую сотню…»

И.А.Бунин очень любил бывать в Городском саду. Его уютный зеленый интерьер со старыми аллеями вспоминался ему очень часто:

«Я чуть не час мылся, наряжался и чистился дома и, когда шел в сад, чувствовал, как у меня леденеют руки и огнем пылают уши. В саду опять играла музыка, перед раковиной, на площадке, бил среди большого цветника, раскидистый фонтам, и мне навсегда запомнилась его свежесть и прохладный очаровательный запах обрызганных им цветов, которые, как я потом узнал, назывались просто «табак», запомнились потому, что этот запах соединялся у меня с чувством влюбленности, которой я был сладко болен впервые в жизни несколько дней, после встречи с симпатичной уездной барышней. »

 

Детский сад (ул. Коммунаров)

Напротив городского парка - Детский парк. Он раньше назывался Детским садом. Это был сад при приюте для девочек, который содержался на деньги купцов Калабиных. На территории парка раньше стояла небольшая церковь купцов Калабиных.

На выходные приезжал отец, и вечером шли они в Детский сад, где недалеко от расписной карусели стоял шатер цирка братьев Труцци. И маленький Ваня восхищался, когда вылетали на арену клоуны, затем белая лошадь, на которой стоя неслась вся осыпанная золотыми блестками женщина в розовом трико. Музыка с беззаботной удалью нажаривала «Ивушка, ивушка, зеленая моя», чернобородый красавец посреди арены «стрелял» длинным бичом...

очевидностью проявилась и нищета самых крайних пределов, и жестокое безразличие к ней хозяев города, и по-купечески пышные почести и поклонение к умершему юродивому как к святому.

 

 

Дом Варвары Пащенко (ул. Пушкина)

Любовь неожиданно ворвалась в его жизнь, пронзив сердце. Ему было 20 лет, когда он потерял голову от любви к дочери состоятельного Елецкого врача Вареньки Пащенко. Её дом на улице Пушкина, станет самым дорогим для сердца местом Ельца, а сама Варвара – его «сияющей путеводной звездой».

***

Ночью, в темном саду постоял вдалеке,

Посмотрел в мезонин освещенный:

Вот ушла…вот вернулась уже налегке

И с косой на плече, заплетенной.

 

«Вспомни прежнее! Вспомни, как тут…»

Не спеша, лишь собой занятая,

Потупила огонь… И поют,

И поют, соловьи изнывая.

 

Темен дом, полночь в тихом саду.

Помолись над небесной бездной,

На заветную глядя звезду

В белой россыпи звездной.

Через некоторые время после знакомства, она станет его гражданской женой, проживет с ним четыре года, и это время, проведенное Буниным вместе с нею, навсегда осталось в его памяти как лучшие мгновения жизни. И вот в 1938 году, в своем рассказе «Поздний час», он придет к ее дому, чтобы еще раз вспомнить свою любовь и поклонится ей.

 

 

Сенная площадь (ул. Коммунаров)

 

Чуть дальше Орловскую улицу пересекала Сенная площадь. На Сенной площади во времена Бунина устраивались ярмарки. Елецкие социальные контрасты были настолько разительными, что Бунин, описывая ярмарку на Щепной площади (Сенной, где теперь находится здание театра «Бенефис»), в повести «Деревня» акцентировал на них внимание читателя:

«... Ярмарка, раскинувшаяся по выгону на целую версту, была... шумна, бестолкова».

«Господи боже, что за край! Чернозем с полтора аршина, да какой! А пяти лет не проходит без голода. Город на всю Россию славен хлебной торговлей, - ест же этот хлеб досыта что человек во всём городе. А ярмарка? Нищих, дурачков, слепых и калек, да все таких, что смотреть страшно и тошно, прямо полк целый!»

 

Старое кладбище (ул. Свердлова)

Именно сюда, на елецкое кладбище, принесет Бунин, «как тяжкую чашу» свое остановившееся сердце. Тема любви, жизни и смерти, чужбины и родины получает автобиографическое воплощение, просматриваемое в топографии «Позднего часа», в котором желанная поэтическая родина конкретизуется для Бунина Елецкой землей. Этот автобиографический отпечаток позволяем почувствовать душу самого писателя, покинувшего родину, но томившегося и страдавшего по ней всю жизнь и свершившего, в конце концов, своеобразное возвращение, чтобы отдать ей навеки своё умирающее, но полное любви к ней сердце. Здесь он мысленно похоронит свою любимую, и это кладбище станет для него символом родной земли, где он страстно желал бы уснуть вечным сном. Память привела 68-летнего человека, много узнавшего повидавшего в жизни, в благословенные времена его юности, в те далекие места, суждено было познать ему радость и горечь первой любви. Тогда, в то далекое время, казалось ему, что вспыхнула на небосклоне новая звезда – «стоцветная звезда любви и счастья», неожиданно ярко осветив его жизненный путь. Но не может человек всегда быть беспредельно счастлив. Через несколько лет звезда, светившая ему, погаснет, но навеки в его памяти останется её удивительно-волшебный свет.

(По рассказу «Поздний час»)

***

Где ты, звезда моя заветная,

Венец небесной красоты?

Очарованье безответное

Снегов и лунной высоты?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: