Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Россией 1994 года




Работу выполнили: Корнеев, Тоноян, Демчев, Чернышова, Азовцева. 4 курс, группа 8301.

Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Россией 1994 года

(Модернизация)

Отношения России и Европейского Союза, Европейского сообщества, сегодня строятся на основе Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающее партнёрство между Российской Федерацией с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключённого 24 июня 1994 года на о. Корфу (Греция). Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996 года. Соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 года после прохождения им ратификации в Европейском Парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов Союза и сообществ (последней соглашение ратифицировала Германия).

Данное соглашение относится к категории международных договоров Союза, заключённых совместно Сообществами и государствами-членами. Оно было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгации Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. Соглашение содержит преамбулу, 112 статей, десять приложений, два протокола, несколько совместных и односторонних заявлений и переписку.

Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве были заключены Европейским Союзом с 10 бывшими республиками Советского Союза (со всеми странами СНГ, кроме Таджикистана), содержание и сам текст таких соглашений практически полностью совпадает, поэтому Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве можно назвать своего рода «типовым соглашением». Однако этот факт не преуменьшает того значения, которое имеет Соглашение между Россией и Союзом для развития двусторонних отношений и для обеспечения стабильности в Европейском регионе в целом, и создания благоприятных условий для процесса экономической интеграции России с народами Европы.

Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом (СПС) мыслилось его создателями как логическое продолжение Соглашения 1989 г., что отмечается в преамбуле и ст. 112 СПС. После вступления в силу СПС заменило своими положениями Соглашение 1989 г.

Важнейшим доводом, объясняющим необходимость нового Соглашения, является изложенное в преамбуле положение о том, что Россия более не является страной с государственной торговлей, что в настоящее время это страна с переходной экономикой, стоящая на пути к созданию рыночной экономики. В данном положении отразилась оценка Сообществом результатов первых лет экономических реформ в России, а также новый неформальный статус РФ в качестве торгового партнёра ЕС и его государств-членов.

Соглашение 1994 года предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, но не только. Несомненно, что приоритет в сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом на долгосрочную перспективу отдаётся построению тесных экономических отношений вплоть, как указано среди целей Соглашения (ст. 1), до создания зоны свободной торговли. Однако, среди целей СПС, мы находим обеспечение соответствующих рамок для политического диалога Сторон, поощрение устойчивого развития, укрепление политических и экономических свобод, поддержку усилий России по укреплению её демократии, обеспечение основы для социального и культурного сотрудничества, а также поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес. Следовательно, Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве является документом комплексного характера, направленно на развитие взаимоотношений Сторон в различных областях жизнедеятельности.

Примечательным моментом в Соглашении 1994 года является то, что оно содержит большое количество бланкетных норм, отсылающих к другим международным договорам, а также документам международного характера.

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»): экономического; внутренней безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования.

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

Экономическое сотрудничество России и Союза на основе СПС охватывает проведение мероприятий, как в экономической сфере, так и в околоэкономических областях деятельности. В экономике СПС предусматривает мероприятия по промышленному сотрудничеству, в том числе в сырьевой и горнодобывающей промышленности, по поощрению и защите инвестиций, мероприятия в области государственных закупок, сельского хозяйства и агропромышленного сектора, энергетики (в том числе атомной), строительства, транспорта, финансовых услуг, поддержке малого и среднего бизнеса, экономических реформ и сотрудничества в области регулирования движения капитала и платежей в России. Среди областей близких к экономике сотрудничество предусматривается в областях стандартизации и проверки соответствия, защиты прав потребителей, науки и техники, образования и профессиональной подготовки, космической деятельности, окружающей среды, услуг электрической и почтовой связи, регионального развития, туризма, сотрудничества по социальным вопросам, в области связи, информатики и соответствующей инфраструктуры, таможенного дела, статистики, «отмывания» денежных средств, ограничения оборота наркотических средств.

Россия и Европейский Союз концентрируют усилия по борьбе с нелегальной иммиграцией, противоправной деятельностью в сфере экономики, включая коррупцию, незаконные сделки с различными видами товаров, включая промышленные отходы, подделками, незаконным оборотом наркотиков. Средствами такого сотрудничества являются проведение взаимных консультаций, тесное взаимодействие Сторон, а равно оказание технического и административного содействия путём:

- разработки проектов национальных законодательных актов в сфере предотвращения противоправной деятельности;

- создания информационных центров;

- повышения эффективности деятельности организаций, участвующих в предотвращении противоправной деятельности;

- обучения персонала, развития исследовательской базы;

- разработки взаимоприемлемых мер, препятствующих противоправной деятельности.

На основании всего выше изложенного следует сделать вывод, и подчеркнуть необходимость о внесении некоторых изменений в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС: Что должно предусмотреть Соглашение:

1. Преамбула должна содержать четкую формулировку о том, что Россия яв­ляется развитой страной, в которой заложены основы рыночной экономи­ки и политической демократии. В преамбуле необходимо отразить также высокий уровень современного партнерства, построение четырех прост­ранств, вступление России в ВТО, упомянуть о новых угрозах и, в первую очередь, о борьбе с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения.

2. Конечной целью обновленного Соглашения является построение ассоциации. Такая ассоциация должна базироваться на концепции продвинутого партнерства, основой которого, в свою очередь, являются четыре общих пространства. Авторы данной концепции исходят из следующих представ­лений об этих пространствах.

Общее европейское экономическое пространство предполагает:

— свободное движение товаров, услуг, людей и капиталов;

— наличие единых правил и норм, обеспечивающих осуществление указанных четырех свобод и равенство условий конкуренции;

— гармонизацию законодательства и тесную кооперацию в других областях экономической и социальной политики в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего экономического пространства.

Общее пространство свободы, безопасности и правосудия предполагает:

— свободу движения, проживания и занятий, включая профессиональную де­ятельность граждан государств — членов ЕС и России в пределах этого прост­ранства на тех же условиях, какие предоставлены гражданам данного государ­ства, включая их трудовые и социальные права;

— равное обеспечение личной безопасности граждан государств — членов ЕС и России, где бы они ни проживали в пределах данного пространства;

— сближение законодательства и практики осуществления правосудия в Рос­сии и в ЕС, а также тесное и постоянное сотрудничество органов правосудия, в том числе в борьбе с трансграничной организованной преступностью.

Общее пространство внешней безопасности означает:

— регулярный диалог по всем вопросам международных отношений, внешней политики и безопасности — в первую очередь безопасности в Европе и в при­легающих к ней регионах, — осуществляемый в рамках постоянно действую­щих механизмов;

— совместные позиции и совместные акции в области внешней политики и бе­зопасности, если и когда Россия и ЕС сочтут это целесообразным или необхо­димым;

— теснейшее сотрудничество в предупреждении и противодействии междуна­родному терроризму;

— сотрудничество в военной области, в том числе с целью проведения совме­стных миротворческих, спасательных или гуманитарных операций.

Общее пространство научных исследований, образования и культуры подразумевает:

— тесное и систематическое сотрудничество в отраслях фундаментальной и прикладной науки на основе совместных многолетних рамочных программ и совместного финансирования, а также гармонизированного законода­тельства, гарантирующего, в частности, право интеллектуальной собствен­ности;

— формирование общеевропейского образовательного пространства на осно­ве Болонского процесса, включая сближение систем образования, широкий обмен преподавателями, студентами и аспирантами, взаимное признание дипломов о высшем образовании;

— создание максимально благоприятных условий для развития культурного обмена, взаимного ознакомления с культурой европейских народов, форми­рования в широких слоях населения сознания общности европейской культу­ры при всем ее национальном многообразии.

3. Название СПС изменить, например, на «Соглашение о продвинутом парт­нерстве, учреждающем ассоциацию».

4. Раздел I «Общие принципы» преобразовать в раздел «Общие принципы и цели», включив в него нынешнюю статью 1 и дополнив его рядом положений с учетом накопленного опыта и новых задач «продвинутого партнер­ства».

5. Раздел II «Политический диалог» необходимо дополнить статьей, в которой определяется дополнительное содержание такого диалога, включаю­щего «развитие новых форм сотрудничества в целях решения общих задач и противостояния новым угрозам, в част­ности проблем обеспечения мира и безопасности, борьбы с международным терроризмом и организованной преступно­стью, а также поддержку демократии и прав человека». По сути, новая ста­тья юридически фиксирует и закрепляет современный уровень политического диалога Сторон.

6. Структуру СПС следует изменить: после раздела о политическом диалоге, который надо преобразовать в раздел о политическом диалоге и сотрудничестве, следует поместить четыре раздела, посвященных построению каж­дого общего пространства России и ЕС. Как вариант, можно внести изменения в раздел VII «Экономическое сотрудничество», полностью приведя его в новой редакции, разбить этот раздел на четыре главы, по одной на каждое пространство.

Соответственно по каждому пространству сформулировать положения, полностью отражающие содержание принятых в мае 2005 г. «дорожных карт».

Конкретизировать положения, посвященные четырем пространствам, можно в специальных протоколах, прилагаемых к Соглашению, или в от­ дельных соглашениях по этим пространствам, или в каких-то иных доку­ментах, например в годовых программах первоочередных действий, утверждаемых и контролируемых Постоянным советом сотрудничества.

7. В разделе об общем экономическом пространстве предусмотреть пункт о составлении плана-графика полной либерализации торговли товарами в течение 10 — 12 лет.

8. Комплексу проблем, возникших вокруг Калининграда, можно посвятить отдельный протокол или декларацию в виде приложения к обновленному Соглашению.

9. Представляется крайне важным развивать сотрудничество в области зако­нодательства. Статья 55 изменяется и дополняется положениями о посте­ пенном (в два этапа) сближении российского законодательства с законо­дательством Сообщества на основе специальной индикативной програм­мы, разрабатываемой совместно Сторонами. При этом продолжаются ме­роприятия по уже гармонизированным сферам и идет распространение гармонизации на новые сферы. Механизм гармонизации целесообразно закрепить в специальном соглашении о применении статьи 55, заключе­ние которого в будущем должно предусматривать СПС.

10. Положения о финансовом сотрудничестве должны учитывать финансо­вый механизм европейской политики добрососедства.

11. Соглашение должно быть заключено на неограниченный срок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: