Использование природных материалов в психоэмоциональном развитии детей раннего возраста.




Дети сегодня воспитываются в среде, в которой мало места уделяется изучению природы, соприкосновению с природным материалом.
Этому предшествует увлеченность родителями компьютерными играми, телевизором, интернетом и пр. И дети в связи с тесной связью с родителями всё свое внимание устремляют в эту сферу. Лишают себя возможности развиваться в общении с живым миром природы, обедняя своё эмоциональное и умственное развитие. В результате впитывают негативные стереотипы: жестокость, неуважение, пренебрежение к другим, неспособность сопереживать, неумение находить общий язык со сверстниками, с родителями, формируется привычка ставить свои интересы превыше других, что приводит к одиночеству, отсутствию друзей, неадекватному конфликтному поведению.

Для того, чтобы сблизить ребенка с живым, используются природные материалы. "Колючие шишки, гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость и свободу движений"(6). Играя с природным материалом, дети исследуют окружающий мир, становятся более спокойные, отзывчивые и общительные, стремятся к общению, дружбе.

Ранний возраст - это возраст, когда всё впервые, - первые представления о себе, о других, о мире, игра, общение со сверстниками и речь. В раннем детстве начинает закладываться личность. Ведущая деятельность – предметная. В этот период получает интенсивное развитие восприятие и речь, ребенок овладевает ходьбой, формируется наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание. В раннем возрасте малыш проявляет желание быть самостоятельным.

Гармоничное развитие ребенка в раннем детстве "базируется на эмоциональном принятии малыша близкими людьми... Эмоциональное благополучие, комфортные доверительные отношения являются залогом психического здоровья и интеллектуальной успешности ребенка" (8).
От года до трех лет эмоциональные близкие отношения строятся в совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. Ребенок воспринимает взрослого как активного партнера во всех своих делах. Малыш ожидает от взрослого безусловного принятия, эмоциональной поддержки, положительного восприятия своей деятельности, также действий со взрослым.

...Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. Игра помогает выражать свои чувства детям, т.к. особенно в раннем возрасте, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с природными и сыпучими материалами, водой: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом, камнями, перебирать каштаны....

Благодаря игре с разнообразным природным материалом и сыпучим материалом, тактильное взаимодействие с окружающей средой активно развивается с самого раннего возраста, продолжает развиваться на протяжении всей жизни, является важным условием и средством психического развития ребенка, также благополучия эмоциональной сферы. Работая с природным материалом, сыпучим материалом, ребенок открывает его свойства, учится воспринимать разный материал точно и полно (цвет, форма, величина, характер звучания, положение в пространстве, также вкус, запах и т.д.). Характер развития учитывает ведущую деятельность малыша (предметная), и преобладающую функцию (восприятие). Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Чем больше ребенок получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее формируются новые нейронные связи в коре головного мозга. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Сухомлинский В.А. писал: "Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли" (12). Более того, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем больше образуется нервных клеток и, следовательно, малыш лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание...Игры с природными материалами (песком, каштанами, желудями, камнями, ракушками) сыпучими материалами (манка, горох, фасоль, бобы) имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — перемешивание, пересыпание и перебирание пальчиками песка, бобов, гороха, желудей, шишек и др. природного материала, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить тревогу, преодолеть активное сопротивление, снять напряжение, тем самым подготовить основу для конструктивного взаимодействия.

Рекомендации по созданию природно-развивающей среды для развития и эмоциональной релаксации:

· Создание "сухого бассейна" (коробку/ неглубокий таз наполнить каштанами, бобами). Пояснения: Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» бобы/фасоль/каштаны, затем найти и достать игрушки.

· Создание сенсорных коробок по разным темам (осень с осенними природными материалами, пляж с песком и морскими камушками, палочками, ракушками, водорослями и т.п.)

· мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, пластиковые игрушки по темам домашние и дикие животные, морские животные, растения и пр.

· удобный рабочий инвентарь (коробочки из под тик-така, пластиковые бутылочки из под сока, тазы разных цветов, пластиковые тарелочки разных цветов, ложки, совок, сито, стаканчики, поднос для манки и пр.)

Цель программы:

развитие эмоционально-личностное, мелкой (тонкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; и познавательное развитие детей.

Задачи:

· снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть, пережить травмирующую ситуацию расставания с родителями;

· способствовать развитию эмоционального интеллекта: возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения, обеспечивать свободу выражений своих чувств;

· установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базовое доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;

· развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;

· развивать тактильную чувствительность, умение прислушиваться к себе, обогащать сенсорный опыт малышей;

· обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

· развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук: соотносящие движения, хватание, дифференцированные движения пальцев рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук,

· развивать познавательную функцию речи, расширение пассивного словаря, уточнение

 

Список игр с природными и сыпучими материалами:

· просеивание (горох, манка, сито);

· пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);

· перекладывание круп (ложкой, рукой, совком, стаканом);

· перебирание (например, смешаны горох и фасоль, бобы двух цветов);

· прятанье и поиск игрушек (шишек, каштанов, камней и т.д.) в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);

· поднос с манкой:

– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

Примеры игр с природными и сыпучими материалами:

1.Игра "Наши ладошки"
Цель:нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.
История: В одной сказочной стране маленькие игрушки очень любили играть в прятки. Они прятались повсюду и однажды даже забрались в баночку с крупой! Давай мы с тобой посмотрим, может они и сейчас там сидят и ждут, чтобы ты их нашел?

Ход игры:малышу предлагается поискать игрушки, а для началапогрузить одну ладошку в пальчиковый бассейн и перемешивать крупу. Такое упражнение можно проделывать и с каждым пальчиком отдельно. Попробовать глубоко погрузить ручки и нащупать игрушку. Найденные игрушки радуются и благодарят малыша.

2. Тема игр: «Наши пальчики».

Цели:нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук;стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.

Материалы:сухой пальчиковый бассейн, наполненной бобами.

Ход игрового занятия:

Пальчиковая игра (проводится вместе с ребенком по принципу «рука в руке»):

Дождик, дождик, поливай.
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Ход игры:педагог рассказывает, что сегодня шел дождик. А мы можем сделать самый настоящий дождик прямо сейчас! Предлагает малышу попробоватьнабрать в ручки крупу и перетирать ее между ладошками, затем пересыпать крупу из одной руки в другую.Потомнабрать в руки, держа их «лодочкой», крупу и медленно высыпать ее в лоток, получается красивый «водопад». Такой «водопад» может сделать и педагог, а малыш тем временем сможет с ним поиграть: ловить семена, набирать их в руку или игрушечную чашечку, можно подставить под него игрушку и смотреть, как на нее «капает дождь».

3. Тема для игр: «Ищем клад».

Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных и дифференцированных движений пальцев рук.

Материалы:сухой пальчиковый бассейнв виде пластикового таза, наполненного бобами двух цветов; небольшая шкатулка или сундучок; красивые камешки; небольшие фигурки морских обитателей (рыба). Эту игру можно проводить как в сухом пальчиковом бассейне, так и с использованием воды.

Ход игрового сеанса:

Педагог показывает, что сегодня они будут играть самым настоящим аквариумом! А кто живет в море? (дети отвечают). Да, а еще в нем живут активные рыбки/ осьминог/ краб.

Пальчиковая игра.

Ход игры:вот такая рыба живет в нашем аквариуме! Интересно, а что же она прячет на дне аквариума?Дети ищут клад,находят сундучок и камушки.

Педагог говорит: ох! Какие красивые драгоценные камни наши нашли детки! Но давайте подружимся с рыбкой и украсим дно её аквариума этими камнями, украшают и зовут рыбку.

4. Тесто

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи.

5. Лодочка

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.

6. Повар

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши!

7. Стираем платочки

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

8. Колобок

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

Пальцы играют

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Напрягаем пальцы

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

9. Ладошки здороваются
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

Задачи игры:
- укрепление мышц пальцев и кистей рук,
· развитие познавательной функции речи,
- расширение пассивного и активного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального общения

10. Выложи из бобов

Цель: развитие зрительно - пространственной организации движений.

Выложить из бобов фигурки по образцу, по контуру, по памяти, по представлению.

11. «Бобовые прятки»

Цель: развитие зрительно-пространственной, реципрокной организации движений.

Очень любим мы играть! Любим прятать и искать!

Я в ладони спрячу бобовое зерно, (ребенок прячет за спиной в одной из рук бобовое зерно)

Отгадать попробуй, где лежит оно? (вытягивает кулаки вперед, предлагая другому ребенку узнать, в какой руке зерно)

Раз, два, три - попробуй, повтори! (открывает указанную ладонь, вторая рука сжата в кулак, под счет одновременно меняет положение ладоней).

Через тактильную игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

 

Развивающая игра с природными и сыпучими материалами привлекают внимание детей и инициируют процесс сосредоточения. По мнению известного итальянского педагога М. Монтессори, сосредоточение является одним из важных условий для развития ребенка.

Создание и поддержание активной развивающей среды, в которой нет случайных игр, предметов и деталей одна из главных задач, которые поставлены для плодотворной работы в детском саду.

Педагог следует за спонтанной деятельностью детей и ограничивает те игры отдельных детей, которые препятствуют развитию и продвижению остальных. На этом этапе педагог показывает шалуну, что его любят даже таким. Вместе с тем задача педагога помочь малышу найти то, что его заинтересует и поможет сконцентрироваться на занятии. На занятиях в ребенке воспитывается самостоятельность в выполнении заданий.

Игры с природными и сыпучими материалами на практике оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить доверие, близкие отношения с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать психофизическое напряжение, состояние внутреннего дискомфорта, трансформировать агрессию у детей.


Источники данных:

1. https://infourok.ru/sensornoe_vospitanie_detey_v_processe_igr_s_prirodnym_materialom.-334353.htm

2. https://festival.1september.ru/articles/589974/

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/04/08/samomassazh-kistey-i-paltsev-ruk-s-ispolzovaniem-sukhogo-basseyna

4. https://festival.1september.ru/articles/639131/

5. https://www.livemaster.ru/topic/982987-tvorim-s-detmi-sensornye-korobki-dlya-detskih-igr?msec=139

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/10/uprazhneniya-s-prirodnym-materialom-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki

7. Выготский Л.С. Психология развития. - М., Эксмо, 2005. - 1136с.

8. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трех лет. - СПб., Речь, 2008.

9. Монтессори М. Дом ребенка. - Гомель, 1993. - 269с.

10. Монтессори М. Монтессори-материал: Ч. 1. Школа для малышей. - М.: Рос. Монтессори-центр: Мастер; Zelhem: Nienhuis, 1992. - 79 с.

11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Римис, 2008. – 416с.

12. Потапова Е.Н. Радость познания: кн. для учителя. - М., Просвещение, 1990. - С.19.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: