Дети сегодня воспитываются в среде, в которой мало места уделяется изучению природы, соприкосновению с природным материалом.
Этому предшествует увлеченность родителями компьютерными играми, телевизором, интернетом и пр. И дети в связи с тесной связью с родителями всё свое внимание устремляют в эту сферу. Лишают себя возможности развиваться в общении с живым миром природы, обедняя своё эмоциональное и умственное развитие. В результате впитывают негативные стереотипы: жестокость, неуважение, пренебрежение к другим, неспособность сопереживать, неумение находить общий язык со сверстниками, с родителями, формируется привычка ставить свои интересы превыше других, что приводит к одиночеству, отсутствию друзей, неадекватному конфликтному поведению.
Для того, чтобы сблизить ребенка с живым, используются природные материалы. "Колючие шишки, гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость и свободу движений"(6). Играя с природным материалом, дети исследуют окружающий мир, становятся более спокойные, отзывчивые и общительные, стремятся к общению, дружбе.
Ранний возраст - это возраст, когда всё впервые, - первые представления о себе, о других, о мире, игра, общение со сверстниками и речь. В раннем детстве начинает закладываться личность. Ведущая деятельность – предметная. В этот период получает интенсивное развитие восприятие и речь, ребенок овладевает ходьбой, формируется наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание. В раннем возрасте малыш проявляет желание быть самостоятельным.
Гармоничное развитие ребенка в раннем детстве "базируется на эмоциональном принятии малыша близкими людьми... Эмоциональное благополучие, комфортные доверительные отношения являются залогом психического здоровья и интеллектуальной успешности ребенка" (8).
От года до трех лет эмоциональные близкие отношения строятся в совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. Ребенок воспринимает взрослого как активного партнера во всех своих делах. Малыш ожидает от взрослого безусловного принятия, эмоциональной поддержки, положительного восприятия своей деятельности, также действий со взрослым.
|
...Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. Игра помогает выражать свои чувства детям, т.к. особенно в раннем возрасте, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с природными и сыпучими материалами, водой: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом, камнями, перебирать каштаны....
Благодаря игре с разнообразным природным материалом и сыпучим материалом, тактильное взаимодействие с окружающей средой активно развивается с самого раннего возраста, продолжает развиваться на протяжении всей жизни, является важным условием и средством психического развития ребенка, также благополучия эмоциональной сферы. Работая с природным материалом, сыпучим материалом, ребенок открывает его свойства, учится воспринимать разный материал точно и полно (цвет, форма, величина, характер звучания, положение в пространстве, также вкус, запах и т.д.). Характер развития учитывает ведущую деятельность малыша (предметная), и преобладающую функцию (восприятие). Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Чем больше ребенок получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее формируются новые нейронные связи в коре головного мозга. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Сухомлинский В.А. писал: "Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли" (12). Более того, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем больше образуется нервных клеток и, следовательно, малыш лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание...Игры с природными материалами (песком, каштанами, желудями, камнями, ракушками) сыпучими материалами (манка, горох, фасоль, бобы) имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — перемешивание, пересыпание и перебирание пальчиками песка, бобов, гороха, желудей, шишек и др. природного материала, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить тревогу, преодолеть активное сопротивление, снять напряжение, тем самым подготовить основу для конструктивного взаимодействия.
|
|
Рекомендации по созданию природно-развивающей среды для развития и эмоциональной релаксации:
· Создание "сухого бассейна" (коробку/ неглубокий таз наполнить каштанами, бобами). Пояснения: Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» бобы/фасоль/каштаны, затем найти и достать игрушки.
· Создание сенсорных коробок по разным темам (осень с осенними природными материалами, пляж с песком и морскими камушками, палочками, ракушками, водорослями и т.п.)
· мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, пластиковые игрушки по темам домашние и дикие животные, морские животные, растения и пр.
· удобный рабочий инвентарь (коробочки из под тик-така, пластиковые бутылочки из под сока, тазы разных цветов, пластиковые тарелочки разных цветов, ложки, совок, сито, стаканчики, поднос для манки и пр.)
Цель программы:
развитие эмоционально-личностное, мелкой (тонкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; и познавательное развитие детей.
Задачи:
· снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть, пережить травмирующую ситуацию расставания с родителями;
· способствовать развитию эмоционального интеллекта: возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения, обеспечивать свободу выражений своих чувств;
· установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базовое доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
· развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
· развивать тактильную чувствительность, умение прислушиваться к себе, обогащать сенсорный опыт малышей;
· обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.
· развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук: соотносящие движения, хватание, дифференцированные движения пальцев рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук,
· развивать познавательную функцию речи, расширение пассивного словаря, уточнение
Список игр с природными и сыпучими материалами:
· просеивание (горох, манка, сито);
· пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);
· перекладывание круп (ложкой, рукой, совком, стаканом);
· перебирание (например, смешаны горох и фасоль, бобы двух цветов);
· прятанье и поиск игрушек (шишек, каштанов, камней и т.д.) в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
· поднос с манкой:
– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…
– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;
– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;
Примеры игр с природными и сыпучими материалами:
1.Игра "Наши ладошки"
Цель:нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.
История: В одной сказочной стране маленькие игрушки очень любили играть в прятки. Они прятались повсюду и однажды даже забрались в баночку с крупой! Давай мы с тобой посмотрим, может они и сейчас там сидят и ждут, чтобы ты их нашел?
Ход игры:малышу предлагается поискать игрушки, а для началапогрузить одну ладошку в пальчиковый бассейн и перемешивать крупу. Такое упражнение можно проделывать и с каждым пальчиком отдельно. Попробовать глубоко погрузить ручки и нащупать игрушку. Найденные игрушки радуются и благодарят малыша.
2. Тема игр: «Наши пальчики».
Цели:нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук;стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.
Материалы:сухой пальчиковый бассейн, наполненной бобами.
Ход игрового занятия:
Пальчиковая игра (проводится вместе с ребенком по принципу «рука в руке»):
Дождик, дождик, поливай.
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
Ход игры:педагог рассказывает, что сегодня шел дождик. А мы можем сделать самый настоящий дождик прямо сейчас! Предлагает малышу попробоватьнабрать в ручки крупу и перетирать ее между ладошками, затем пересыпать крупу из одной руки в другую.Потомнабрать в руки, держа их «лодочкой», крупу и медленно высыпать ее в лоток, получается красивый «водопад». Такой «водопад» может сделать и педагог, а малыш тем временем сможет с ним поиграть: ловить семена, набирать их в руку или игрушечную чашечку, можно подставить под него игрушку и смотреть, как на нее «капает дождь».
3. Тема для игр: «Ищем клад».
Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных и дифференцированных движений пальцев рук.
Материалы:сухой пальчиковый бассейнв виде пластикового таза, наполненного бобами двух цветов; небольшая шкатулка или сундучок; красивые камешки; небольшие фигурки морских обитателей (рыба). Эту игру можно проводить как в сухом пальчиковом бассейне, так и с использованием воды.
Ход игрового сеанса:
Педагог показывает, что сегодня они будут играть самым настоящим аквариумом! А кто живет в море? (дети отвечают). Да, а еще в нем живут активные рыбки/ осьминог/ краб.
Пальчиковая игра.
Ход игры:вот такая рыба живет в нашем аквариуме! Интересно, а что же она прячет на дне аквариума?Дети ищут клад,находят сундучок и камушки.
Педагог говорит: ох! Какие красивые драгоценные камни наши нашли детки! Но давайте подружимся с рыбкой и украсим дно её аквариума этими камнями, украшают и зовут рыбку.
4. Тесто
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи.
5. Лодочка
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.
6. Повар
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши!
7. Стираем платочки
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.
8. Колобок
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Кулачок как колобок.
Мы сожмем его разок.
Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играем.
Пальцы играют
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Напрягаем пальцы
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
9. Ладошки здороваются
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.
Задачи игры:
- укрепление мышц пальцев и кистей рук,
· развитие познавательной функции речи,
- расширение пассивного и активного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального общения
10. Выложи из бобов
Цель: развитие зрительно - пространственной организации движений.
Выложить из бобов фигурки по образцу, по контуру, по памяти, по представлению.
11. «Бобовые прятки»
Цель: развитие зрительно-пространственной, реципрокной организации движений.
Очень любим мы играть! Любим прятать и искать!
Я в ладони спрячу бобовое зерно, (ребенок прячет за спиной в одной из рук бобовое зерно)
Отгадать попробуй, где лежит оно? (вытягивает кулаки вперед, предлагая другому ребенку узнать, в какой руке зерно)
Раз, два, три - попробуй, повтори! (открывает указанную ладонь, вторая рука сжата в кулак, под счет одновременно меняет положение ладоней).
Через тактильную игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
Развивающая игра с природными и сыпучими материалами привлекают внимание детей и инициируют процесс сосредоточения. По мнению известного итальянского педагога М. Монтессори, сосредоточение является одним из важных условий для развития ребенка.
Создание и поддержание активной развивающей среды, в которой нет случайных игр, предметов и деталей одна из главных задач, которые поставлены для плодотворной работы в детском саду.
Педагог следует за спонтанной деятельностью детей и ограничивает те игры отдельных детей, которые препятствуют развитию и продвижению остальных. На этом этапе педагог показывает шалуну, что его любят даже таким. Вместе с тем задача педагога помочь малышу найти то, что его заинтересует и поможет сконцентрироваться на занятии. На занятиях в ребенке воспитывается самостоятельность в выполнении заданий.
Игры с природными и сыпучими материалами на практике оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить доверие, близкие отношения с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать психофизическое напряжение, состояние внутреннего дискомфорта, трансформировать агрессию у детей.
Источники данных:
1. https://infourok.ru/sensornoe_vospitanie_detey_v_processe_igr_s_prirodnym_materialom.-334353.htm
2. https://festival.1september.ru/articles/589974/
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/04/08/samomassazh-kistey-i-paltsev-ruk-s-ispolzovaniem-sukhogo-basseyna
4. https://festival.1september.ru/articles/639131/
5. https://www.livemaster.ru/topic/982987-tvorim-s-detmi-sensornye-korobki-dlya-detskih-igr?msec=139
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/10/uprazhneniya-s-prirodnym-materialom-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki
7. Выготский Л.С. Психология развития. - М., Эксмо, 2005. - 1136с.
8. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трех лет. - СПб., Речь, 2008.
9. Монтессори М. Дом ребенка. - Гомель, 1993. - 269с.
10. Монтессори М. Монтессори-материал: Ч. 1. Школа для малышей. - М.: Рос. Монтессори-центр: Мастер; Zelhem: Nienhuis, 1992. - 79 с.
11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Римис, 2008. – 416с.
12. Потапова Е.Н. Радость познания: кн. для учителя. - М., Просвещение, 1990. - С.19.