Понятие и признаки юридической нормы





Понятие «нормы» является центральным не только для правовой системы общества, но и для всей социально-организованной жизни людей. Поэтому норма выступает своеобразным атомом, вокруг которого выстраивается социально-упорядоченное взаимодействие между людьми, формируется определенный порядок отношений, выстраивается правовая система общества. Проще говоря, без нормы, которая в буквальном переводе с латинского языка означает – образец, правило поведение, основа (руководящее начало), невозможно представить существования какой-либо устойчивой общности людей. Норма это фундамент отношений, признак их устойчивости и воспроизводства. В свое время русский юрист И.А.Ильин писал, что «норма есть суждение, устанавливающее известный порядок как должный, или еще проще: это есть выраженное в словах правило лучшего… в каждой норме, к кому бы она не относилась и кем бы она ни была установлена, имеется в виду некоторый лучший порядок действия» [462].

Социальная ценность нормы заключается в том, что в ней выражается в концентрированном виде исторический опыт человеческого взаимодействия, поскольку она отражает не единичные случаи, а охватывает наиболее типичные, часто повторяющиеся формы и модели поведения. Например, еще древнеримские юристы отмечали, что права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае (Цельс), они устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом (Ульпиан). Таким образом, норма фиксирует те правила, образцы поведения которые уже устоялись (вошли в привычку) и имеют позитивное значения для сохранения и развитие данной общности. Наличие таковых норм позволяет обеспечить стабильность и долговременность человеческих отношений, ибо у каждого члена формируется ожидание соответствующего поведения от другого члена общества в тех или иных ситуациях, условиях. Этим обеспечивается предсказуемость поведения всех субъектов сообщества, тем самым, кристаллизуется определенный порядок их взаимоотношений в разных сферах (социальный порядок, правопорядок, политический, экономический и иные виды порядков).

Итак, термин «норма» означает правило поведения общего характера, оказывающего как должно действовать для достижения той или другой определенной цели в тех или иных условиях. В этом плане всякая норма выступает как общее предписание, установленное относительно того или иного поведения [463].

Существование целого многообразия норм в человеческой жизнедеятельности можно разделить на технические и социальные. Технические нормы – это правила организующие взаимодействие человека с неодушевленными предметами (вещами, техникой, природой и т.д.), указывающие на то, как следует поступать для достижения какой-либо одной конкретной цели (например, как сохранить здоровье, развить способности у ребенка, построить здание, управлять кораблем и проч.). Отсюда само название и назначение технических норм (от греч. «техне» - искусство) [464]. Социальные нормы – это нормы, регулирующие отношение между людьми, устанавливающие формы их взаимного (совместного) существования. Причем социальные нормы, в отличие от технических, определяют, только форму совместного взаимодействия людей при существовании разнообразных целей человека. Данные, норма как замечает профессор Н.М. Коркунов, придают взаимному соотношению целей гармоническую форму, но не проводит само по себе к осуществлению их содержания.

Кроме того, данные нормы различаются еще и по степени обязательности. Технические нормы факультативны, т.е. соблюдение и вариант поведения зависит от желания человека достигнуть какой-либо цели (например, овладеть правилами управления автомобилем), в свою очередь, социальные нормы являются обязательными, поскольку задают форму совестного существования людей, без соблюдения которой невозможно будет достижения различных человеческих целей. Поэтому, социальные нормы представляют масштаб, меру свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, спектр возможностей при выборе тех или иных вариантов в достижении своих индивидуальных целей. Так, начиная еще с первых человеческих сообществ социальные нормы, воспринимались, в их мифологическом мышлении, как формы, приводящие в порядок хаос и устанавливающие соразмерности для разновекторных сил и интересов [465].

Все вышесказанное справедливо и для ном права. Являясь самостоятельным видом социальных норм, норма права в тоже время имеет помимо общесоциальных характеристик, и свои специфически признаки. К таковым отличительным чертам следует отнести:

· общезначимость правовой нормы означает то, что она выражает сложившиеся в обществе типичные (часто повторяющиеся) отношения, являющиеся наиболее значимыми, важными для конкретного общества, имеющие в тоже время позитивную социальную ценность. Следовательно, юридические нормы отражают и выражают те типичные для данного общества ситуации и отношения, которые предлагается либо пресекать и искоренять (общественно вредные и общественно опасные деяния), либо поддерживать, охранять и воспроизводить (общественно полезные виды поведения) [466]. Степень важности тех или иных отношений отражаемых в юридических нормах обусловливает место и значение этой нормы в системно-иерархическом строении права и законодательства. Другими словами нормы, выражающие наиболее важные, основополагающие отношения, имеющие высокую социально признанную ценность, являются по юридической силе выше, чем иные нормы и помещаются, соответственно, в наиболее важных нормативно-правовых актах (например, в конституции страны);

· общеобязательность указывает на то, что в содержании правовой нормы находится обязательное для соблюдения правило (образец) поведения, которое должно исполняться всеми кому оно адресуется. В этом плане правовая норма определяет общеобязательные границы возможного, должного и запрещенного поведения субъектов в тех или иных ситуациях. Неукоснительность соблюдения правила поведения, указанного в норме права, таким образом, предполагает: во-первых, круг адресатов на коих распространяется ее воздействие, определенных видовыми признаками (граждане, пенсионеры, студенты, должностные лица и т.д.); во-вторых, определенную реакцию со стороны общества и государства. Круг адресатов составляют: непосредственные адресаты – это лица, на которые распространяется действие нормы права; косвенные адресаты – это остальные лица, на которых не распространяется действие данной нормы, однако, которые не должны противодействовать непосредственным адресатам соблюсти требование нормы права и «терпеть вызванное ее исполнением поведение» [467]. Реакция со стороны общества и государства может быть: с одной стороны позитивной, когда субъект исполнил предписание нормы права, с другой – негативной, если субъект не соблюдал правило поведение, указанное в норме права;

· юридическая норма в отличие от иных социальных норм, гарантируется механизмом государственного принуждения. Действие каждой норма права охраняется и поддерживается государством, а к нарушителям правила поведения, указанного в ее содержании, применяются меры государственно-правового воздействия, что обеспечивает действенность и эффективность нормы права;

· норма права является официальным выразителем государственной воли. Она не только исходит от государства, но и является выразителем государственно оформленной волей всего общества. Данное обстоятельство отражает также и то, что государство, как выразитель общественных интересов осуществляет не только установление конкретных правил поведения, гарантирующих определенный вид и меру взаимодействия субъектов, их взаимные права и обязанности, но и устанавливает исходные нормы, фиксирующие принципы и приоритеты развития общественных отношений, т.е. государство, определяет правовые рамки последующего развития общества. В юридической теории такая деятельность государства рассматривается по двум направлениям: это реальное отражение и закрепление сложившихся моделей общественного взаимодействия и опережающее отражение регулируемых общественных отношений, т.е. законотворческий процесс, в котором опыт прошлого и настоящего проецируется на будущее [468];

· неперсонифицированность и многократность применения. Юридическая норма обращена к абстрактной группе лиц, поскольку в ее содержании не указывается конкретного исполнителя зафиксированного в ней правила поведения, а рассчитана на определенный видовой круг лиц, либо на все общества в целом. Кроме того, юридическая норма неограниченный предел действия, т.е. ее действие не прекращается после ее использования. В этом смысле каждая норма права обращена в будущее в том смысле, что рассчитана не только на данный, наличный случай (отношение), но и на вид, неопределенное число определенных в общей форме случаев и отношений (заключение договора, передача прав собственности и проч.) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации [469];

· формальная определенность нормы права. Она выражается в двух планах: внутренняя определенность юридической нормы – это указание в ее содержании четкого объема прав и обязанностей, а также конкретных последствий за ее нарушение; внешняя (официальная) определенность нормы – это текстуальное закрепление ее содержания в официальном документе (например, в законе и иных нормативно-правовых актах);

· социальная обусловленность юридической нормы. Как и всякое социальное явления норма права, с одной стороны, несет отпечаток той общественной среды, в контексте которой она возникла, а с другой – она не только оказывает воздействие на эту среду, но и сама оказывается под влиянием различных общественных процессов;

· системность и институциональность нормы права. Системность правовых норм проявляется в иерархически-структурном построение норм, во взаимодействии и взаимовлиянии последних друг на друга, в специализации и интеграции норм различных отраслей и институтов права. Институциональность норм права выражается в широком смысле в том, что каждая норма есть устойчивый социально-правовой институт, регулирующий типичные отношения субъектов (институт – означает устойчивость и воспроизводство определенного вида опривыченных действий); в узком – отражает то, что эффективность и действенность норм права обеспечивается функционированием специализированных институтов (системы правоохранительных органов).

Исходя из вышеназванных признаков, норму права следует определить как установленное или санкционированное государством общеобязательное и формально определенное правило поведение, осуществляющее регулятивное воздействия на общественные отношения путем определения прав, обязанностей и свобод их участников, с целью их упорядочения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.

И, последнее, что важно отметить слова установленное и санкционированное (признанное) в определение нормы права не следует смешивать и отождествлять, поскольку они отражаю различные механизмы формирования юридической нормы. Общеизвестно, что норма права регулирует только типичные, сложившиеся в ходе общественного развития модели поведения, тем самым, государство как бы «вычленяет» из общества наиболее позитивные, успешные и социально признанные формы взаимодействия переводит их в юридическую оболочку, «огосударствляет» делая при этом их общеобязательными, охраняя и гарантируя их действие с помощью механизма государственного принуждения. Следует отметить, что в большинстве современных стран санкционированные нормы составляют достаточно весомый массив в правовой системе, отражая самоорганизационные начала общественной системы.

Данное обстоятельство особое значение имеет в современной законотворческой деятельности представительных органов власти, поскольку законодатель должен учитывать, что норма права выражает существующие, исторически сложившиеся и наиболее успешные модели социально-правового взаимодействия субъектов. В этом основная функция и эффективность всего правового регулирования общественных отношений. Справедливо в этом плане отмечают современные социологи П. Бергер и Т. Лукман, что в действительности не только любое человеческое поведение помещено в контекст порядка, управления и стабильности, но и порядок существует постольку, поскольку является продуктом непрерывной человеческой деятельности, который постоянно воспроизводиться в сложившихся, типизированных и институционализированных социальных, политических, правовых, экономических и духовных практиках. Отсюда следует, что государство должно «бережно» относится к сложившимся типичным формам и правилам отношений, юридически оформлять позитивные, устойчивые и наиболее успешные для реализации общесоциальных целей и задач практики социально-правового упорядочивания общественных отношений. Дело в том, что любой институт (правовой, политический, религиозный), действующий в том или ином социуме не может быть свободен от той среды, в которой он функционирует, реализует ту или иную общественно значимую функцию. В противном случае, например, если какой-либо правовой институт устанавливает правило поведение идущее вразрез с социально-правовым мышлением и действием населения, то он утрачивает не только свою эффективность, но социальное значение, т.е. свою легитимность (оправданность его существования в глазах населения). Другими словами норма права, равно как и вся система законодательства, лишенная конкретного культурного содержания и не опирающиеся на повседневные практики становится безжизненной, превращаясь, наоборот, в тормоз социально-правового развития. В свое время Р. Давид отмечал, что «норма права могут меняться от росчерка пера законодателя. Но в них не мало таких элементов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку они теснейшим образом связаны с нашей цивилизацией и нашим образом мысли. Законодатель не может воздействовать на эти элементы, точно так же как на наш язык или нашу манеру размышлять» [470].

Установленные нормы, это, как правило, нормы, которые фиксируют основные правовые положения, т.е. правовые основы организации как самого общества (например, конституционно-правовые нормы), так и правовые основы отношений в тех ли иных сферах общественной жизнедеятельности (например, основные положения в той или иной отрасли права и законодательства). Здесь можно привести слова русского юриста Е.Н. Трубецкого, которые он написал еще в начале ХХ века, что «нормы позитивного права могут возникать вследствие прямого предписания власти, представляющей собой авторитет того или другого общества и устанавливающей законы, обязательные для всех его членов. Таков наиболее распространенный способ возникновения правовых норм в человеческих обществах, достигших известной ступени развития… Но законодательство – далеко не единственная форма проявления общественного авторитета и, следовательно, – далеко не единственный способ возникновения позитивного права

Нормы позитивного права могут возникать и слагаться помимо всякого вмешательства законодателя и вообще власти: они могут слагаться, так сказать, сами собой, путем обычая, причем в последнем случае основанием их обязательности служит авторитет той или другой общественной среды» [471].

 





Читайте также:
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.