Текстиль и декоративные аксессуары




 

Важным условием формирования уютной атмосферы в современном интерьере является использование текстильных и декоративных деталей при проектировании жилого пространства. Текстиль для пошива штор и обивка мебели выбираются таким образом, чтобы фактура и тип ткани органично сочетались со стилем интерьера. А оттенок должен поддерживать цветовое решение дизайна помещения. Помимо текстиля, созданию эффекта живого пространства с яркой аутентичностью способствует декор: картины, статуэтки, вазы и др. Эти элементы часто становятся акцентами интерьера за счет оригинальной формы, цветовой палитры, рисунка или фактуры поверхности. Так как все составляющие дизайна, включая декор, мебель и текстиль, должны гармонировать между собой, это позволяет оценить визуализацию, которая создается в рамках дизайна проекта.

Визуализация внутреннего пространства

 

Результатом проектирования является визуализация, которая позволяет проанализировать, насколько все принятые визуальные и эстетические решения соответствуют оригинальной концепции интерьера. Кроме того, визуализация служит основой для разработки рабочих чертежей, необходимых для осуществления задуманного ремонта и отделки в результате проектирования, а также выбора отделочных материалов, мебели и других элементов интерьера.

При разработке визуализаций часто прибегают к преднамеренному созданию оптических иллюзий, направленных на сокрытие недостатков и выделение преимуществ внутреннего пространства. Используя свойства цвета и света, дизайнеры могут визуально регулировать пропорции помещения: сделать его выше или ниже, узким или широким. Например, светлая или глянцевая поверхность создаст эффект удаления плоскости стены или потолка от наблюдателя, а темная или фактурная – эффект приближения. Горизонтальное направление фактурного рисунка отделки стен визуально расширит помещение, а вертикальное сузит. Моделирование интерьера компьютерными методами в процессе разработки дизайна проекта позволяет рассмотреть несколько вариантов дизайна помещения, оценить правильность идеи, принять окончательное решение и начать проект.

Использование основных принципов дизайна интерьера как на стадии проектирования, так и на стадии реализации проекта, позволяет организовать эстетическую и комфортную среду обитания – пространство, в котором человек будет чувствовать себя комфортно как физически, так и психологически. Пространство, дизайн которого будет красноречиво отражать его личность, жизненные принципы и устремления, придавая силы новым достижениям.

Понятие дизайна

«ДИЗÁЙН, художественное проектирование промышленных изделий, учитывающее форму, материал и назначение предмета. Деятельность дизайнера направлена на создание органичной человеку предметно-пространственной среды. Современный дизайн является областью, где объединяются новейшие достижения науки, техники, гуманитарных знаний и художественно-эстетическая сфера; используются данные эргономики (науки, изучающей психофизиологические и функциональные особенности человека), экономики, экологии. Дизайнер руководствуется принципом функциональности форм, использует современные материалы и технологии, учитывает тенденции моды.

Область применения дизайна охватывает все виды человеческой жизни и деятельности: орудия труда и механизмы, предметы быта (посуда, бытовые приборы, аудио– и видеоаппаратура, мебель), одежду, книги и рекламную продукцию, оформление жизненного пространства человека – жилых интерьеров и садово-парковых зон (ландшафтный дизайн). Современные технологии вызвали к жизни компьютерный дизайн. Подобно произведениям «высокой моды», в художественном проектировании создаются уникальные авторские произведения «дизайна как искусства» (арт-дизайн).

Появление дизайна в кон. 19 в. связано с промышленной революцией, развитием массового производства. Его истоки – в практике английского «Движения искусств и ремёсел», связанного с именем У. Морриса. В нач. 20 в. возникают фирменные стили немецкой электротехнической компании «АЕГ» и американской «Форд моторс». Первые крупные дизайнерские школы – Вхутемас в России и германский «Баухауз». Для отечественного дизайна важен был опыт «производственного искусства» 1920—х гг.; на европейский дизайн первой пол. 20 в. большое влияние оказали теоретические разработки и практика функционализма. В сфере дизайна работали крупные архитекторы – Ф. Л. Райт; один из основоположников дизайна, создатель «фирменного стиля» компании «АЕГ» Петер Беренс; основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус и др. Экономический кризис 1929 г. привёл к появлению в Америке «индустрии дизайна». Благодаря новым материалам и технологиям появляются обтекаемые формы промышленных изделий. После Второй мировой войны лидером в области дизайна стала Италия, где склонность к авангардным формам сочеталась с классическими культурными традициями. В мебельной промышленности, благодаря новым методам обработки пластмасс, возникают образцы яркой пластиковой мебели. Получает развитие идея фирменного стиля; крупные предприятия («Фиат», «Оливетти») сотрудничают с известными мастерами. Немецкие дизайнеры вновь обращаются к опыту функционализма, «Баухауза». Функциональность сочетается с эстетической простотой изделий (стиль фирмы «Браун»). В жилой среде используются новейшие материалы, сборные элементы, промышленное оборудование.

В СССР в 1962 г. был организован ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). На предприятиях создавались художественные лаборатории, открывались кафедры художественного конструирования в вузах. 1970-е гг. – время создания концептуальных проектов, решавших проблему синтеза предметной среды и архитектуры.

В кон. 20 – нач. 21 в. в связи с распространением компьютерных технологий получил развитие веб-дизайн – проектирование и оформление виртуальных страниц сайтов в Интернете, включающее элементы анимации. Широко востребованы также дизайн интерьеров жилых и общественных зданий, ландшафтный дизайн. Дизайнеров готовят ведущие художественные и строительные вузы; создаются специализированные студии и бюро и авторские школы дизайна.»

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия

Автор / составитель: Балицкая Т.В. Издательство: Росмэн - Пресс, 2007

Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Ошибочным является подход, когда пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности, когда пытаются найти красивый потолок в спальню, потом начинают думать, какой сделать потолок в ванной комнате. Покупают удивительно красивый ламинат или паркет, а потом не знают, какого цвета поставить мебель на этот ламинат. Потому что очень хотелось спальню сделать розовой, а зал зеленым, а теперь не могут понять, почему такое ощущение дискомфорта возникает. Дальше - хуже, не вписываются двери, не вписываются шторы, не вписывается диванчик... Происходит нарушение целостности интерьера, дизайн расползается.

Чтобы такой беды не происходило, необходимо подходить ко всему помещению комплексно. Увязывать каждую деталь, каждый элемент со всеми остальными элементами дизайна.

Дизайн-проект позволяет предугадать все мелочи и не мелочи, продумать тщательнейшим образом весь дизайн и рассмотреть его с фотографической точностью с помощью компьютерных программ, моделирующих реальность.

А основой комплексного и гармоничного построения интерьера является композиция.

1.2. Понятие «композиция»

Композиция – от латинского “compositio” – сопоставление, соединение частей в единое целое в определенном порядке, связь, сочинение.

Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами.

В пластических искусствах:

Композиция – построение (сочинение) целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве.

§ Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция — важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи — картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров; состав металлических сплавов, духов и прочее.

§ Композицией также называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения.

§ Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира, бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры; это также средство организации информации и средство построения художественной формы.

§ Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

§ Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово «композиция» равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. По определению Н. Гончаровой «композиция является выразителем структурно-гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, построения этой целостности».

§ В художественных ВУЗах композицию изучают как предмет, с помощью которого овладевают законами взаимосвязи между элементами художественной формы, между содержанием и формой, законами, обуславливающими создание художественного целого. Композиция — способ организации «материала» искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса — глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, все, что будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме.

§ Известный советский ученый Л. Выготский писал, имея в виду литературное произведение, что «под материалом разумеется все готовое — житейские отношения, случаи, быт, характеры... Расположение этого материала по законам художественного построения следует назвать в точном смысле этого слова — формой этого произведения. В этом понимании форма меньше всего напоминает внешнюю оболочку, кожуру, в которую облачен плод. Форма раскрывается как активное начало переработки и преодоления материала... Расположение событий рассказа, тот способ, каким знакомит поэт читателя со своей фабулой, композиция его произведений, представляет чрезвычайно важную задачу для словесного искусства».

§ Из приведенной цитаты ясно видно, как тесно связаны между собой композиция и форма произведения искусства. Если рассматривать форму как конечный результат творческого процесса «переработки и преодоления материала», в котором этот материал "располагается» по законам художественного построения», то композиция как раз и является тем способом, тем законом художественного построения, без которого невозможно создание формы, то есть, законченного художественного произведения. (Все сказанное относится равным образом ко всем видам искусства).

§ Без осмысления композиционного построения как средства организации
материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их. Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

§ Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом. Композиция является одновременно категорией содержания (так как выявляет смысл) и категорией формы (так как гармонизирует форму).

§ Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Следует заметить, что понятие «содержание» всегда шире, чем понятие темы, сюжета, идеи, ибо оно включает в себя переосмысленный в процессе творчества «преодоленный» материал и художественную ценность, которую произведение приобретает благодаря разработке формы.

§ Форма и содержание в произведении представляют собой диалектическое
единство, рожденное в борьбе, в преодолении материала. В художественной форме материализуется содержание, поэтому — как пишет М. Каган — «содержание произведения есть смысл его формы», и что «в произведении искусства все является содержанием».

§ Форма и содержание органически слиты в конечном результате, т. е. в художественном произведении. Но разделяя эти понятия, противопоставляя их друг другу, мы имеем возможность вычленить формальные признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строится форма. Сюда входит материал и композиционные средства.

§ Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции. Наша задача — взглянуть на композицию с точки зрения формальной структурной организации материала, проанализировать связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе композиционного построения. Но прежде всего следует определить, в чем выражается композиционное построение, каковы его отличительные признаки.

Заключение

Главной задачей реферата автором была поставлена задача уточнить основные характеристики понятия «форма», важные в первую очередь для дизайнера-проектировщика предметных форм. Итак, что же такое форма в дизайнерской деятельности? Во-первых, форма несет в себе совокупность всей информации о создателе предмета. Форма дает представление о дизайнере. Следовательно, форма является связующим звеном между создателем предмета и пользователемВо-вторых, форма является главным инструментом в деятельности дизайнера, так как только форма позволяет идее быть воплощенной в жизнь.В-третьих, форма организует материал, проявляет его основные характеристики и выразительные качества. Форма не может существовать без материала.Также благодаря форме и ее восприятию человеком происходит процесс становления предмета вещью, что крайне важно в его жизненном цикле. Чем адекватнее форма, тем проще будет процесс освоения.В дизайнерской деятельности крайне важно использовать все характеристики формы для создания наиболее полного образа, для четкости передачи идеи и для повышения эффективности воздействия дизайнерского предмета на человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: