Тема 6. Русский город и его жители в XVII в.




Цель занятия: сформировать представление о средневековом русском городе.

Задачи занятия:

· определить русский город XVII в. как социально-экономическое и социокультурное пространство;

· выделить категории городского населения и их занятия;

· выявить функции города и его значение в русском государстве.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Города Московии: количество, функции. численность населения.

2. Сословная структура городского населения. Положение сословий.

3. Повседневная жизнь населения средневекового русского города.

Задания:

1. На контурной карте отметить крупные города России XVII в., указав дату основания, хозяйственную специализацию (ремесло, мануфактурное производство, ярмарочная торговля), административное значение.

2. Составить эссе на тему «Один день из жизни горожанина» (аргументировать цитатами из трудов историков и источников).

Тема 7. Культура России в XV–XVII вв.

Цель занятия: сформировать представление об особенностях и тенденциях развития русской культуры в указный период.

Задачи занятия:

· выявить основные факторы и тенденции развития культуры в указанный период;

· выделить достижения русской науки;

· выделить характерные черты развития искусства, особенности и наиболее яркие явления;

· определить степень европейского и азиатского влияний на развитие русской культуры.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Основные тенденции развития культуры в указанный период.

2. Развитие науки и образования.

3. Общественно-политическая мысль и исторические знания, литература.

4. Архитектура.

5. Живопись.

6. Музыка и театр.

7. Устное народное творчество. Грамотность и письменность.

Задания:

1. На контурной карте указать маршруты научных экспедиций русских географов и первопроходцев.

2. Составить таблицу «Русская культура в XIV–XVII вв.»

3. Представьте список имен, с которыми связаны особые достижения в культуре русского общества в XV–XVII вв. Аннотируйте каждое из них.

Тема 8. Россия на пороге Нового времени (вторая половина XVII в.)

Цель занятия: сформировать представление об особенностях развития России к концу XVII в.

Задачи занятия:

· выделить основные тенденции развития России во второй половине XVII в.;

· определить модернизационный потенциал России в указанный период;

· выявить основные задачи внутренней и внешней политики и возможные способы их решения.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Уровень производительности и потребления в сельском хозяйстве.

2. Становление промышленного производства.

3. Зарождение купеческого капитала.

4. Состояние внутреннего рынка государства.

5. Место России в системе мировой экономики.

6. Представления о России в европейских государствах.

Задания:

1. На контурной карте отметить границы российского государства в конце XVII в., крупные города, экономические районы, торговые пути и ярмарки.

2. Составить эссе на тему «Россия глазами европейцев: Московия, Татария или..?» (аргументировать цитатами из трудов историков и источников).

 

Примерный перечень вопросов:

 

1. Эволюция феодального землевладения в XV – XVII вв.

2. Категории зависимого населения в Русском государстве XV – XVII вв. Крестьянская община. Проблема крестьянских переходов.

3. Государственная политика в закрепощении крестьян. Барщина.

4. Законотворческая деятельность государства в XV – XVI вв.

5. Складывание идеологии Московского государства.

6. Василий II, Иван III, Василий III. История власти и характеристика личности.

7. Роль Боярской Думы в управлении государством в XV – XVII вв.

8. Регентство Елены Глинской. Борьба за власть. Венчание на царство Ивана IV.

9. Преобразования в первый период правления Ивана IV.

10. Земские соборы в истории Русского государства.

11. Опричнина: причины, содержание, последствия. Мнения в отечественной историографии.

12. Кризис династии. Избрание Бориса Годунова. Правление Бориса Годунова.

13. Смута. Причины. Основные силы. Ход событий. Результаты. Последствия.

14. Роль самозванцев в Смуте.

15. Семибоярщина. Итоги правления.

16. Становление новой династии. Собор 1613 г. Избрание Михаила Романова. Первые годы после Смуты.

17. Алексей Михайлович. Содержание и итоги правления.

18. Бунты в истории Русского государства. XVII в.

19. Соборное Уложение 1649 г.

20. Патриарх Никон. История и последствия церковного раскола.

21. Основные направления внешней политики в XV – XVII вв. Решенные и нерешенные вопросы.

22. Развитие общественной мысли в XVI – XVII вв.

23. Быт и нравы русского народа в XV – XVII вв.

24. Основные черты русской культуры в XV – XVII вв.

 

 

Количество баллов, необходимых для получения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: