Развёртывание конфликта (противодействие).




Тема 2.4. Конфликты в социально-психологических отношениях личности

  1. Понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», «участники конфликта».
  2. Причины конфликтов.
  3. Классификация конфликтов.
  4. Структура и динамика развития конфликта.
  5. Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.
  6. Значение конфликтов.

 

Конфликт является предметом исследования многих наук – социологии, конфликтологии, политологии, социальной психологии и др.

Социальная психология при изучении конфликтов сосредоточивает своё внимание, в первую очередь, на двух вопросах: анализ вторичных социально-психологических аспектах в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками) и выявление частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. При исследовании этих проблем в социальной психологии обращается внимание, прежде всего, на такие характеристики конфликта, как структура, динамика, функция и топология конфликта.

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это способ решения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия людей, заключающийся в противодействии субъектов конфликтов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В современной науке различают следующие виды конфликтов:

1. Зооконфликты.

2. Конфликты с участием человека:

· Внутриличностные.

· Социальные:

· Межличностные,

· Между личностью и группой,

· Между социальными группами,

· Международные.

Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трёх сферах:

· В общении,

· В поведении,

· В деятельности.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо не совпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Кроме понятия «конфликт» часто используется понятие «конфликтная ситуация», которое является частным понятием по отношению к конфликту.

Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или наоборот, не противодействуют, но переживают негативные эмоции, то такие ситуации являются пред конфликтными. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального, переходит в актуальный.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение.

К объективной стороне относятся:

· Участники (стороны) конфликта,

· Предмет конфликта,

· Объект конфликта,

· Микро- и макросреда.

Субъективное содержание составляют такие элементы как:

· Мотивы сторон,

· Конфликтное поведение,

· Информационные модели конфликтной ситуации.

Предмет конфликта – это субъективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником противоречий между сторонами. Это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Объект конфликта – это материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон, к обладанию или использованию которой стремятся оба оппонента.

Структура конфликта может быть представлена как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений. Структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

Условия протекания конфликта.

Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт.

Важнейшие условия протекания конфликта:

1. Пространственно-временные (место существования противоречия и осуществления противодействия, время, в течение которого оно должно быть разрешено).

2. Социально-психологические (психологический климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия, общения, степень конфронтации и состояния участников конфликта).

3. Социальные условия (вовлечённость в противоречие и противодействие интересов различных социальных групп).

Участники конфликта.

Основными действующими лицами конфликта являются люди. Они могут действовать как частные, официальные или юридические лица, а так же объединяться в группы.

По степени участия в конфликте (от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход) выделяют:

1. Основных участников конфликта (противоборствующие стороны) – это субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.

2. Группы поддержки – это силы, которые активными действиями или своим присутствием могут коренным образом воздействовать на ход и исход конфликта.

3. Других участников – это субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Например, подстрекатели, медиаторы, т.е. посредники и судьи, организаторы конфликта.

В зависимости от основных участников выделяют следующие виды конфликтов:

1. Внутриличностный – острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

2. Межличностный – это конфликт между двумя (и более) отдельными личностями, при этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок различных людей.

3. Личностно-групповой – это конфликт, который возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

4. Межгрупповой – это конфликт, который возникает в случае столкновения стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

Конфликт – наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей и приводящее к противоборству.

Динамика развития конфликта:

1. Латентный период:

 

· Возникновение конфликтной ситуации: несовместимость интересов, целей, мнений, при которых достижение целей одного человека препятствует достижению целей другого человека;

· Возрастание напряженности в отношениях;

· Осознание конфликтной ситуации и оценка чужих действий как преднамеренно враждебных;

 

2. Собственно конфликтное поведение (инцидент): обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия для затруднения достижения целей противника и реализации собственных интересов и ущерб другой стороны;

Развёртывание конфликта (противодействие).

 

3. Разрешение конфликта:

 

· Конструктивное решение:

· Отрицание старых отношений,

· Формирование новых отношений,

· Коррекция взаимодействия,

· Использование найденных средств предотвращения найденных конфликтов.

 

· Деструктивное решение:

· Расширение сфер действия конфликта,

· Вовлечение новых членов в конфликт,

· Рост агрессивных действий.

Типы конфликтов:

1. Реалистический (направлен на достижение определённого результата) и нереалистический (выражение отрицательных эмоций является самоцелью).

2. Внутриличностный – противоречие различных психологических факторов внутреннего мира личности, часто кажущихся или являющихся несовместимыми (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.).

· Межличностный,

· Между личностью и группой,

· Межгрупповой,

· Социальный (между большими социальными общностями).

 

3. Конструктивный (функциональный).

Деструктивный (дисфункциональный).

 

Динамика конфликта.

В динамике конфликта, т.е. его реализации как процесса, выделяют следующие основные периоды.

1. Латентный период (предконфликт). Сущность этой стадии состоит в возникновении объективного противоречия (проблемы), которое потенциально должно стать предметом соорганизации своей позиции по отношению к ней участников взаимодействия с учётом их мотивов и интересов. Восприятие реальности как проблемной, заставляет участников взаимодействия предпринять какие-то действия для разрешения противоречия (не обязательно конфликтные). Однако, в силу наличия препятствия для реализации своих интересов у взаимодействующих субъектов возникает искаженное восприятие проблемной ситуации и действий оппонента, которые воспринимаются уже как непосредственная угроза своим интересам.

2. Открытый период. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, её стремлений, целей, намерений. Важно то, что стороны сами должны осознавать своё поведение как конфликтное.

Открытый период включает:

· инцидент,

· эскалацию конфликта,

· сбалансированное противодействие,

· завершение конфликта.

Инцидент представляет первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу.

Эскалация – это резкая интенсификация борьбы оппонентов.

Признаки эскалации:

· вытеснение адекватного восприятия партнёра,

· рост эмоционального напряжения,

· переход от аргументов к претензиям и личным выпадам,

· рост иерархического уровня нарушаемых интересов,

· применение насилия,

· потеря первоначального предмета разногласий,

· расширение границ конфликта,

· увеличение числа участников.

Сбалансированное противодействие характеризуется тем, что стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается. Однако, действия по достижению согласия не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращения конфликта.

Основные формы завершения конфликта:

· разрешение,

· затухание,

· урегулирование,

· устрашение или перерастание в другой конфликт.

Значение конфликта:

(+) способствует изменению ошибочного мнения индивида по какому-либо вопросу.

(-) мешает утверждению собственного мнения, независимого поведения.

Функциональные последствия конфликтов для организации:

1. Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.

2. Совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.

4. Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать своё мнение, отличное от мнения старшего по должности.

5. Улучшают отношения между людьми.

6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Дисфункциональные последствия конфликтов:

1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми. Мешают совместной деятельности, отрицательно влияют на психологическое состояние людей

2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

3. Представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции - как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной.

4. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.

5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

6. Чувство обиды, неудовлетворённости, плохое настроение, текучесть кадров, длительное время (-) влияют на состояние физического здоровья.

 

Функции конфликта.

Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. В настоящее время различают деструктивные и конструктивные (продуктивные) конфликты. Это подразделение конфликтов впервые было предложено М. Дойчем.

Определение деструктивного конфликта в значительной степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведёт к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины его породившей и легче приводит к переходу «на личности», чаще порождает стрессы. Для такого конфликта характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлечённых в него участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта).

Другая черта конфликта – эскалация - означает наращивание напряженности, включения всё большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубеждённости против партнёра. Разрешение такого типа конфликта особенно сложно. Компромисс как способ разрешения конфликта здесь реализуется с большими трудностями.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личности, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, способы её решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а так же мотивации партнёра, защищающего другую точку зрения. Сам факт другой аргументации, признания её законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождение оптимального решения дискутируемой проблемы. Конфликт оказывает влияние на самих участников и на их социальное окружение.

Среди конструктивных функций по отношению к основным участникам можно выделить:

1. Конфликт устраняется полностью или частично, противоречие между оппонентами.

2. Позволяет более глубоко оценивать индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в конфликте.

3. Позволяет ослабить психологическую напряженность участников конфликта.

4. Служит источником развития личности, приобретения социального опыта.

Завершение конфликта возможно как за счёт изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счёт преобразования её образов, имеющихся у оппонентов.

Разрешение может быть следующим:

· Частичным (когда исключаются конфликтные действия, но пробуждение к конфликту остаётся).

· Полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).

Варианты разрешения конфликта:

1. Полное разрешение конфликта на объективном уровне за счёт преобразования объективной конфликтной ситуации. Например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им недостающих ресурсов.

2. Частичное разрешение на объективном уровне за счёт преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях.

3. Полное разрешение на субъективном уровне за счёт кардинального изменения образов конфликтной ситуации.

4. Частичное разрешение на субъективном уровне за счёт ограниченного, но достаточно для временного прекращения противоречия путём изменения образов в конфликтной ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: