Соотношение теории и фактов - одна из основных проблем теории познания.
Теория - это системно организованное знание. Направлено на объяснение и истолкование фактов, явлений действительности. Выражает целостное представление об их закономерностях. Влияет на понимание факта как события, его образ, фиксацию в языковых формах.
Структура научной теории:
§ исходный эмпирический базис – факты наблюдений и данные экспериментов;
§ исходный теоретический базис – аксиомы, постулаты, допущения, законы и т.д.
§ логический аппарат – правила вывода и доказательства;
§ совокупность выведенных следствий с их доказательствами.
Функции теории:
1) объяснительная; (подвести факт под эмпирический или теоретический закон)
2) систематизирующая; (в результате объяснения, факт включается в более широкий контекст знаний, тем самым происходит установление связей факта с другими фактами)
3) предсказательная; (реализация факта в способности теории к дальним и точным прогнозам).
4) методологическая. (опора и средство дальнейшего исследования. Эффективный научный метод есть истинная теория, направленная на практическое применение, на разрешение определенного множества задач и проблем.)
Факт (лат. factum — свершившееся) — синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.
В философии науки факт — это особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание, утверждение или условие, которое может быть верифицировано. Факт противопоставляется теории или гипотезе. Научная теория описывает и объясняет факты, а также может предсказать новые. Утверждение, которое не может быть непосредственно подтверждено или опровергнуто, называется предположением или мнением.
|
В современной философии науки распространены две основные концепции факта: фактуализм и теоретизм. Фактуализм утверждает автономность фактов по отношению к теории, подчеркивая независимость формулировки фактов от теоретических построений. Согласно теоретизму, факты полностью зависят от теории, в зависимости от выбора теоретической позиции, факты могут изменяться.
Феноменализм (от греч.являющееся) —утверждает, что познание ограничено феноменами (явлениями), мы познаем не сущность вещей, «вещи в себе», а лишь явления. Есть физические феномены и феномены сознания (объекты самонаблюдения).
Две формы феноменализма: 1. Если реальность, стоящая за феноменом, отрицается (Ш. Ренувье, Э. Мах)., 2. Если утверждается существование «вещей в себе», но отрицается их познаваемость (И. Кант, О. Конт, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр).
Субъективно-идеалистическое учение: познание имеет дело не с объектами материального мира, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувственных данных» т. п.). Все содержание познания может быть сведено к чувственным восприятиям, это единственная реальность, доступная человеку.
Существование материальных объектов приравнивается к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъекта (положение Беркли: «Существовать значит быть «воспринимаемым»), толкуется как продукт воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж.Милль) или «комплекс ощущений» (махизм). Феноменализм присущ англо-американскому неореализму, отождествляющему материальные объекты с «чувственно данными».
|
В рамках логического позитивизма была выдвинута концепция лингвистического феноменализма, признающая высказывания о материальных объектах эквивалентными множеству высказываний о «чувственных данных».
Инструментали́зм — рассматривает научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).
Продукты сознания человека (понятия, моральные и эстетические идеи, научные теории, гипотезы и т.п.) являются средствами приспособления к окружающей среде, внесения в нее определенности и порядка, превращения действительности в «понятный» и удобный для жизни мир. Они образуют «инструментарий», который осваивается людьми в процессах совместной деятельности, воспитания и обучения и применяется при решении практических проблем. Инструментализм стал методологической компонентой прагматизма (У.Джеймс, Дж.Дьюи), а в современной философии науки приобрел автономность как интерпретация языка науки, структуры, функций и направлений развития научных теорий.
Согласно инструментализму, онтологические рассуждения о мире вне практической и познавательной деятельности человека не имеют значимого содержания. Мир как арена человеческой практики есть множество ситуаций опыта, имеющих определенные пространственно-временные границы. Мышление есть орудие, с помощью которого человек действует в этих ситуациях, разрешает проблемы. Поэтому ценность идей, понятий и теорий определяется их инструментальной эффективностью, гарантированностью успеха их практического применения.
|
Реализм (вещественный, действительный) – признает лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.). Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях – «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой.
Реализм в современной философии – совокупность философских учений и школ, общая черта которых – признание реальности предмета познания, т.е. его независимости от сознания и познавательных актов. Разрабатываются три варианта понимания познания: непосредственное познание, подразумевающее принципиальную однородность субъекта и объекта в онтологическом плане (неореализм, или «непосредственный реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их разнородностью и требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту (критический реализм); третьим является «онтологическое» решение, признающее субъект и объект равноправными сторонами единого бытия (критическая онтология).