Конспект к 10 и 11 уроку по книге




"Манзумат уль-Кава'ид иль-фикхия" шейха Абдуррохмана ибн Насыра ас-Са'ди.

Третье великое правило фикха "Убежденность не уходит из-за сомнений" (اليَقِينُ لاَ يَزُولُ بِالشَّكِّ)

- это правило упомянули в своих книгах многие учёные и является древним правилом, в том смысле что оно упомянуто в книгах ещё древних учёных, а не просто современных.

И разговаривал относительно этого правила имам аш-Шафии, а также ибн уль-Абдуль Барр, ан-Навави, аль 1аляи, все они сказали, что это правила является одним из самых важных правил фикха, и действительно оно включено в рамки тех великих правил фикха, а также сказал ас-Суюти, что это правило, под него входит 3/4 всех вопросов фикха и каков смысл этого правила, какова его разграничительная черта?

Прочитаем слова ибн Къайима относительно этого правила: "Если у тебя появилось какое-то сомнение, но до этого сомнения ты был в состоянии "определённом", тогда это сомнения не нарушает постановление твоего прошлого состояния и ты должен оставаться на постановлении этого прошлого состояния и строить на нём свои действия, пока ты не убедишься, что ты перешел с прошлого состояния на новое". (Например, человек убеждён, что у него есть омовение, но затем у него появилось сомнение испортил он малое в омовение или нет., исходя из этого правила он должен оставаться на постановлении его прошлого состояния, пока он не убедиться, что перешел с этого состояния на новое.)

 

И здесь отметим, что имам аль-Кхарафи передал единогласное мнение учёных на верность этого правила.

 

Доводы на это правило:

- Слова Всевышнего Аллаха: "Поистине предположения не способны противостоять истине ни в чем";

 

- также слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда один человек пожаловался ему и сказал "иногда мне кажется, что я испортил малое омовение", Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "пусть он не выходит из намаза, пока не услышит звук или не почувствует запах".

 

Говорит шейх ас-Са1ди: "И все постановления шариата возвращается к убеждённости и убеждённость не уходит из-за сомнений" (куплет 18 стихотворении).

 

Что значит "убеждённость не уходит из-за сомнений?" - имеется ввиду постановление, которое построено на убеждённости остается и не уходит из-за сомнений, хотя твоя убеждённость уходит, но постановление не ушло.

Чтобы понять это правило необходимо разобрать два термина: اليقين и الشك (убежденность и сомнение).

Убеждённость- это учёных "усуль-фикх" приравнивается к понятию علم(знание).

Твое твёрдое знание - это и есть убеждённость.

Знание (علم) - это познание вещи в той форме, в которой она есть действительности.

Сомнение (الشك) - это познание вещи, но вместе с возможностью что правильное противоположное. (50/50)

Предположение (ظَنٌ) - у ученых "усуль-фикх" предположение отличается от сомнения (الشك) - это познание вещи вместе с возможностью, что правильное противоположное, но это возможность слабая (я думаю, я наверняка уверен, что малый омовение у меня есть, но есть предположение, что его у меня нет, - это предположение слабое, неравное первому)(80/20). У ученых по фикху в большинстве случаев ظن равен الشك.

Когда человек убедился в какой-то вещи, но затем начал сомневаться, ушла ли это вещь, в которой он был убеждён, если она продолжает оставаться? - тогда основа, что эта утверждённая вещь остается и ты остаешься на том положении, на котором был до появления сомнения.

Примеры шейха ас-Са1ди:

1. Если человек сомневается относительно женщины (женился он на ней или нет), то он не имеет права совершать с ней половой акт, оставаясь на положении, что эта женщина запрещена ему изначально, пока он не убедиться, что на ней действительно женился;

2. И тоже самое, если человек сомневается разве он свою жену или нет, то она считается из тех, которые не разведены и он может совершать с ней половой акт, оставаясь на прошлом постановлении (в этих двух вопросах есть единогласное мнение учёных);

3. Тоже самое касается человекам который засомневался испортил он омовение или нет (единогласное мнение учёных, что его омовение не испорчено, и противоречат этому маликиты);

4. Или человек засомневался в количестве ракятов в намазе "три или четыре",тогда он возвращается к наименьшему, что он совершил три;

5. Или таваф, помнит, что пять кругов совершил, а шестой не помнит, тогда возвращается к минимальному, к 5.

 

Говорит далее шейх ас-Са1ди: "То что основа - это отсутствие постановления от людей, пока не придёт довод на присутствие этого постановления; это у учёных называется "оставаться на основе отсутствия", то есть ты не знаешь обязан ты или нет выполнить определённое дело и остаешься на том, что не обязан, так как у тебя нет довода, что обязан.

И также основа в словах -слова нужно понимать в прямом смысле в приказах, что они указывают на обязанность, то что они указывают на запрет в приказах; также основа, что ты остаешься на общности контекста, пока не убедишься точно что есть конкретизирующий контекст; также основа, что этот контекст действует, пока ты не убедишься что он аннулирован; этот вид у учёных называют "основана то, что ты остаешься на действительности шариатского довода". То есть если у тебя есть довод - ты остаешься том, что он действует, пока у тебя не будет противоположного довода, что тот довод аннулирован.

Следующий важный фактор относительно этого правила, то что все что строится на этом правиле, с тебя не требуется довод. Т.е. я говорю эта вещь чистая, и не является нечистотой, с меня не требуют довода, потому что это основа, что всякая вещь будет чистой, пока не пришел довод обратное.

Довод требуется с того, кто заявляет, что эта вещь нечистота, допустим кровь человека, которая выходит из-за руки, кто-то говорит, что это нечистота, мы говорим -эта вещь чистая, потому что ты должен привести довод, что это нечистота, пока ты его не приведёшь, мы остаемся на этой основе, с тебя не требуется довод, потому что ты на основе.

 

Урок 11.

Далее шейх ас-Са1ди приводит некоторые довабиты (не правила, а некоторые более частные вопросы, которые касаются разьяснения основ относительно некоторых предметов и относительно некоторых объектов), которые вытекают из прошлого третьего великого правило фикха.

 

1. И основа относительно воды, а также относительно земли одежды, камней, то что они являются чистыми (куплет 19). Все виды воды (реки, колодцы, родники), и также, все что находится в земле и с поверхности земли, камней, минералов, песков, полезных ископаемых, деревьев, а также все виды одежды, все они в основе является чистыми, пока человек не убедится должным образом, что все эти перечисленные предметы стали наджасом (нечистотами), только после этого на этот предмет приходит, что он нечистый. Например, перед тобой пруд или река, и ни одно из тех свойств не изменено: вкус, запах, цвет - основа в этом, что вода чистая и можно брать малое омовение, тоже самое касается земли, что она является чистой, пока у тебя не появится довод, что она нечистая.

Относительно видов воды: реки, колодцы, родники- целая группа учёных передали единогласное мнение на эту основу, что они чистые и не являются наджасом. (Аль-Икхна', 1/160).

 

Что касается земли и как сказал шейх ас-Са'ди: " и все что входит в состав земли тоже является чистой в основе". Ибн уль-Абдуль Барр сказал: "И на этом строится мазхаб учёных по фикху" (Аль -Икхна' 1/184)

 

"Основа относительно земли, а также одежды, а также тела верующего - все эти предметы являются чистыми".

 

Теперь вопрос - почему здесь выделено тело верующего?

 

-правильное мнение, что тело неверующие является чистым и не является нечистотой, как живой так и мёртвый, так и верующий, как живой, так и труд является чистым и здесь выделено тело верующего ибн уль-Абдуль Барром, потому что он передаёт единогласное мнение учёных, что тело верующего является чистым, отсюда мы понимаем, что относительно тела неверующего есть разногласия.

Некоторые учёные сказали, что тело неверующего является наджасом, то есть если ты поздоровался с христианином или иудеем, то на твоей руке наджас и руку надо помыть, и некоторые учёные сказали, что их тела является наджасом, что является неверным.

 

Что касается слов Аллаха:

 

"Поистине многобожники являются нечистотой" (их идеология является наджасом, а не они сами).

 

И в завершении Хвала Аллаху, Господу Миров.

 

«v_stepeni_idushego»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: