«Манзумат уль-кава’ид иль-фикхия» шейха Абдуррохмана ибн Насыра ас-Са’ди.
И мы продолжаем изучение второго великого правилам, то мы рассмотрели три вытекающих правила из второго великого правила, и теперь мы будем разбирать четвёртое правило, которое вытекает из второго великого правилам "облегчение не спадает из-за усложнённого"(то есть это означает, что то что невозможно выполнить полностью необходимо выполнить хоть часть).
Это правило упомянула целая группа учёных в своих книгах по «кава1иду фикхия», среди них имам ан-Навави, Шаукани, ибн Кхудами, ибн Теймия, валь Иракхи.
Говорит шейх ас-Са1ди в стихотворении: "и человеку необходимо выполнить часть приказанного, если он не способен или затруднено ему выполнение приказанного полностью".
Доводы на это правило:
- слова Всевышнего Аллаха: "Бойтесь Аллаха настолько насколько вы можете".
- слова посланника Аллаха: это что я вам приказал выполняйте из этого столько сколько вы способны выполнить";
- также хадис Имрана ибн Хусейна: "совершай намаз стоя, если ты не способен совершать стоя, совершай сидя" (данный куплет в стихотворении № 38)
Если человеку приказано какое-то обязательное действие или желательное действия, то может быть несколько случаев: либо он способен выполнить этот приказ полностью; либо не способен выполнить это действие абсолютно; либо часть из этого дела;
- если человек способен выполнить дело полностью -то делает его полностью;
- а если не способен полностью, тогда с него спадает обязанность совершения этого действия полностью (спадает полностью если в нём нет замены в шариате) - например, человек не может взять гусль, с него спадает гусль, но обязанность очищения с него не спадает, а приходит замена таямум, а если и замену не способен выполнить, тогда полностью спадает как гусль, так и таямум.
|
А что касается награды за это дело, которое он не способен выполнить, то если у него была твёрдое намерение, что если бы он мог выполнить это деяние, тогда он непременно бы это сделал, Всевышний Аллах запишет ему награду в соответствии с его намерением, а если у него не было никакого намерения - награду он не получит.
А если человек не способен выполнить часть дела, но месте с этим способен выполнить часть, тогда он обязан выполнить ту часть, которую способен, а то на что не способен с него спадает.
Примеры шейха ас-Сaди:
1) если у человека есть вода, но этой воды мало и этой воды недостаточно, чтобы он смог очиститься(н-р вуду), н-р, достаточно чтобы помыть лицо и руки до локтей, но не хватает чтобы помыть ноги и обтереть голову, то он должен использовать воду на те органы, на которые ему достаточно, она остальные пусть делает таямум (это мнение шейха ас-Са1ди и тут есть разногласия среди учёных и при разборе книги "Булюг аль-Марам" пришли к выводу, что он должен просто взять таямум, так как у него нет воды на полное омовение);
2). а если же он не способен помыть часть своих органов из-за какой-то болезни (ожог правой руки) и он обязан взять гусль от джанаба и вода у него есть, тогда он должен помыть часть тела которую способен, а на руку спадает. (При изучении книги "Булюг аль-Марам" пришли к выводу, что если он способен, то должен провести влажной рукой по больной руке, если не способен, то должен взять за эту часть тела таямум);
|
3). если человек не способен совершать намаз стоя, то он совершает сидя, а если и сидя не может, тогда лёжа на правом боку;
4). а если же человек может стоять часть намаза, а часть не может, то он должен простоять столько сколько может, а затем сесть;
5). Тоже самое касается закята аль-фитр, если человек беден и у него пятеро детей, есть за 2х отдать, а за трёх не может, то отдаешь за двоих, а за остальных не платишь;
6). тоже самое касается действий в Хадже, ты выполняешь что на что способен, затем нанимаешь кого-то кто выполнить за тебя остальные обряды;
7). или человек должен тратить деньги на жену, детей, но денег мало и тогда он должен тратить на тех, на кого может, а с остальных спадает (сначала минимум на себя, затем на тех кто ближе и ближе);
8). также различные уровни приказа одобряемого и удержание от порицаемого.
Можно также сказать, что все виды поклонения подходят под это правило, если не способен выполнить часть их, то выполняй ту часть, которую способен, кроме уроды (уразу нелья задержать часть, например, до зухра, затем прервать; в чем разница в данном случае между намазом и уразой? - ураза засчитается уразой, если ты продержал её от фаджра до маг1риба, а у намаза есть уровни (стоя, сидя, лёжа) и подобных ей видов поклонения, часть которых не является поклонением полноценным.
Ибн Къайим, ибн Раджаб привели три ситуации, когда ты должен совершать часть поклонения, а когда не должен:
1). Если та часть поклонения, на которую ты способен не является самостоятельной целью в поклонении, но эта часть поклонения является чисто средством к самому поклонению (например выпал сильный дождь, появилась сель, нет дороги до мечети и ты знаешь, что дорога перекрыта и ты не способен дойти до мечети, в этом случае не является обязанностью на тебе идти в мечеть эту часть дороги, которую способен дойти до сели и возвращаться домой, потому что поход в мечеть не является частью поклонения, а является средством к самому поклонению (коллективный намаз);
|
2). То что является частью поклонения, но месте с этим есть взять его отдельно не является самостоятельным поклонением, тогда также эту часть выполнять не нужно.
В первом случае данное действие не является частью поклонения, а во втором является. (например, тебе надо освободить раба за какую-то провинность и при этом ты способен освободить только пол раба, допустим у нас один раб на двоих, пол раба принадлежит одному и пол другому, я могу свою половину освободить, а ты не можешь, а полностью освободить раба нет средств у тебя и выкупить ту половину не можешь, шариат не обязывает тебя освобождать раба, хоть половина выкупать и является частью поклонения, если взять самостоятельно, то это не является поклонением, так как шариат требует полного освобождения раба, а не его половины;
3). То, что является частью поклонения, но вместе с этим является узаконенным самостоятельным поклонением (например, намаз, если человек знает только суру " аль-фатиха", и обязываем этого человека читать эту суру и отдельное чтение этой суры, также является поклонением.
И в завершении Хвала Аллаху, Господу Миров.
Сестры, указывайте на ошибки. БаракаЛлаху фикунна.
«v_stepeni_idushego»