Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.
Товаром на рынке информационных услуг является информация.
Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы.
Под информационной системой понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.
Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обычно подразделяются на три сектора:
· сектор деловой информации;
· сектор научно-технической и специальной информации;
· сектор массовой потребительской информации.
Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:
· биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;
· статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;
· коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;
· деловые новости в области экономики и бизнеса.
Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Следовательно, и предоставление ее потребителю должно осуществляться в реальном масштабе времени.
Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно. Важность коммерческой информации в условиях рынка и конкуренции весьма высока.
Эта информация используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:
· выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;
· выход на рынок с новым товаром;
· поиск покупателей;
· слияние и приобретение компаний;
· маркетинговые исследования по анализу рынка.
Сектор научно-технической и специальной информации включает: документальную библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т.д.
Сектор массовой потребительской информации включает: новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта/покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).
Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии.
Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение.
Товаром в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:
· непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;
· пакетный доступ к базам данных — режим off-line;
· базы данных на дискетах и компакт-дисках;
· консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов;
· обучение доступу к мировым информационным ресурсам.
Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают: коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица.
Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.