ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ




Тема 5. «Педагогическое мастерство учителя начальных классов. Педагогическая техника» (2 часа)

Тип урока: комбинированный (сообщение и применение новых знаний).

Цель: содействиеосознанию обучающимися необходимости становления профессионального мастерства учителя начальных классов.

 

Задачи: 1. Познакомить студентов с основами педагогического мастерства учителя начальных классов.

2. Развивать умение аннотировать статью о профессиональном мастерстве учителя начальных классов.

3. Воспитывать профессионально значимые качества: персональная ответственность, дисциплинированность, самостоятельность; умение работать с периодической печатью.

 

Оборудование:

· Журналы «Начальная школа» (по кол-ву обучающихся).

· Алгоритм составления аннотации статьи из периодической печати (по кол-ву обучающихся).

 

Основные методические приемы:

· Мозговой штурм.

· Работа с раздаточный материалом (алгоритм).

· Составление аннотации.

 

Литература:

1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя.

3. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства.

4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.

 

Структура урока:

I часть: приветствие, отметка присутствующих на уроке.

- На прошлом занятии мы знакомились с ФГОС НОО. Сегодня наша задача рассмотреть, что такое методическое мастерство учителя.

Стадия «ВЫЗОВА»

- Что, по вашему мнению, предполагает методическое мастерство учителя начальных классов?

(ответы студентов, запись на доске)

 

Стадия «СОДЕРЖАНИЯ»

1. Лекция по теме учебного занятия.

2. Работа с журналом «Начальная школа»

Инструкция:

- Выберите статью из журнала, где, по Вашему мнению, описано методическое мастерство учителя.

- Прочитайте статью и составьте к ней аннотацию по предложенному алгоритму.

(запись в тетрадь)

Стадия «РЕФЛЕКСИИ»

- Продолжите предложение «Составление аннотации это - …»

 

Д./з. Составить презентацию к аннотации статьи и подготовиться к публичному выступлению.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ

 

Ни для кого не секрет насколько важны личность учителя, его профессионализм, педагогическое и методическое мастерство. Ведь именно от учителей зависит насколько спокойно, качественно, без серьезных проблем пройдет вхождение начальной школы в русло новых образовательных стандартов.

Рассмотрим, в чем же заключается педагогическое мастерство учителя. Итак, педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Элементами педагогического мастерства учителя являются:

· Гуманистическая направленность личности учителя, которая весьма многогранна: ориентация на себя – самоутверждение, ориентация на детский коллектив, на средства педагогического воздействия, на цели педагогической деятельности.

· Профессиональные знания, которые направлены на науку, методику преподавания, психологию и педагогику. Особенностью профессиональных знаний является их комплексность и личностная окрашенность. На основе профессиональных знаний формируется профессиональное сознание – принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков.

· Педагогические способности указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности: коммуникативные (общительность, расположенность к людям), перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция), динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению), эмоциональная устойчивость (умение владеть собой), оптимистическое прогнозирование, направленное на становление личности каждого ученика, креативность (способность к творчеству).

· Педагогическая техника – форма организации поведения учителя (умение управлять собой, умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач).

К критериям педагогического мастерства можно отнести: целесообразность, продуктивность, оптимальность, творчество.

Нельзя не отметить тесную связь педагогического мастерства и педагогического творчества. Педагогическое мастерство подразумевает использование учителем хороших образцов педагогического труда, апробированных и отработанных. В свою очередь педагогическое творчество имеет два уровня: 1) использование существующих знаний и расширение области их применения; 2) создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд.

Наиболее распространенный путь – через опыт к мастерству.

Весьма важными являются психолого-педагогические вопросы самообразования и самовоспитания учителя, которые связаны с соответствием предъявляемых учителю качеств с тем, что есть на самом деле. Каждый учитель должен задать себе вопрос: «Соответствую ли я тем требованиям, которые предъявляются к современному учителю». Далее нужно проанализировать это соответствие или несоответствие и разработать программу самообразования и воспитания. В основу работы по самосовершенствованию и самовоспитанию должна быть положена общая подготовка учителя как резерв повышения квалификации и профессионального мастерства. В нее включают: общетеоретическая научная подготовка, общедидактическая и психолого-педагогическая подготовка.

Каждый учитель должен критически смотреть на себя, анализировать свою деятельность и искать пути самосовершенствования.

Рассмотрим методы самосовершенствования педагогов:

· Самопознание (самонаблюдение – фиксация и анализ педагогической деятельности, самоанализ – критическая оценка, сравнение с идеалами, самоиспытание – происходит в учебной или воспитательной деятельности).

· Самооценка (объективность, критика коллег).

· Самостимулирование (необходимы качества: воля, целеустремленность).

· Самопрограммирование (программа самосовершенствования).

· Самовоздействие (приемы: самоинструкция, самоконтроль, самоубеждение, самопринуждение).

Итак, каковы же современные требования к учителю:

· Глубокое знание теории предмета

· Отличное методическое вооружение

· Знание теории воспитания и методики воспитательной работы

· Знание педагогики и психологии

· Знание дидактики

· Нравственно-эстетические качества

· Искусство общения

· Культура речи

· Сформированность педагогических умений

· Владение современными педагогическими технологиями

· Педагогический кругозор

· Высокое качество уроков

· Высокий уровень внеклассной работы

· Творческий подход

· Методический вклад педагога и т. д.

Таким образом, можно сказать, что успешность реализации стандартов второго поколения, в большой степени зависит от учителя, который даст своим ученикам возможность самостоятельно добывать знания, принимать решения, ставить цель, искать пути реализации этих целей, оценивать свои действия и результаты своих действий, то есть сформирует универсальные учебные действия. И, конечно, педагогическое мастерство учителя сыграет в этом далеко не последнюю роль.

Приложение 1

Аспект-маркер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: