Тема 5. «Педагогическое мастерство учителя начальных классов. Педагогическая техника» (2 часа)
Тип урока: комбинированный (сообщение и применение новых знаний).
Цель: содействиеосознанию обучающимися необходимости становления профессионального мастерства учителя начальных классов.
Задачи: 1. Познакомить студентов с основами педагогического мастерства учителя начальных классов.
2. Развивать умение аннотировать статью о профессиональном мастерстве учителя начальных классов.
3. Воспитывать профессионально значимые качества: персональная ответственность, дисциплинированность, самостоятельность; умение работать с периодической печатью.
Оборудование:
· Журналы «Начальная школа» (по кол-ву обучающихся).
· Алгоритм составления аннотации статьи из периодической печати (по кол-ву обучающихся).
Основные методические приемы:
· Мозговой штурм.
· Работа с раздаточный материалом (алгоритм).
· Составление аннотации.
Литература:
1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя.
3. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства.
4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.
Структура урока:
I часть: приветствие, отметка присутствующих на уроке.
- На прошлом занятии мы знакомились с ФГОС НОО. Сегодня наша задача рассмотреть, что такое методическое мастерство учителя.
Стадия «ВЫЗОВА»
- Что, по вашему мнению, предполагает методическое мастерство учителя начальных классов?
(ответы студентов, запись на доске)
Стадия «СОДЕРЖАНИЯ»
1. Лекция по теме учебного занятия.
2. Работа с журналом «Начальная школа»
|
Инструкция:
- Выберите статью из журнала, где, по Вашему мнению, описано методическое мастерство учителя.
- Прочитайте статью и составьте к ней аннотацию по предложенному алгоритму.
(запись в тетрадь)
Стадия «РЕФЛЕКСИИ»
- Продолжите предложение «Составление аннотации это - …»
Д./з. Составить презентацию к аннотации статьи и подготовиться к публичному выступлению.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ
Ни для кого не секрет насколько важны личность учителя, его профессионализм, педагогическое и методическое мастерство. Ведь именно от учителей зависит насколько спокойно, качественно, без серьезных проблем пройдет вхождение начальной школы в русло новых образовательных стандартов.
Рассмотрим, в чем же заключается педагогическое мастерство учителя. Итак, педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Элементами педагогического мастерства учителя являются:
· Гуманистическая направленность личности учителя, которая весьма многогранна: ориентация на себя – самоутверждение, ориентация на детский коллектив, на средства педагогического воздействия, на цели педагогической деятельности.
· Профессиональные знания, которые направлены на науку, методику преподавания, психологию и педагогику. Особенностью профессиональных знаний является их комплексность и личностная окрашенность. На основе профессиональных знаний формируется профессиональное сознание – принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков.
|
· Педагогические способности указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности: коммуникативные (общительность, расположенность к людям), перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция), динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению), эмоциональная устойчивость (умение владеть собой), оптимистическое прогнозирование, направленное на становление личности каждого ученика, креативность (способность к творчеству).
· Педагогическая техника – форма организации поведения учителя (умение управлять собой, умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач).
К критериям педагогического мастерства можно отнести: целесообразность, продуктивность, оптимальность, творчество.
Нельзя не отметить тесную связь педагогического мастерства и педагогического творчества. Педагогическое мастерство подразумевает использование учителем хороших образцов педагогического труда, апробированных и отработанных. В свою очередь педагогическое творчество имеет два уровня: 1) использование существующих знаний и расширение области их применения; 2) создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд.
Наиболее распространенный путь – через опыт к мастерству.
Весьма важными являются психолого-педагогические вопросы самообразования и самовоспитания учителя, которые связаны с соответствием предъявляемых учителю качеств с тем, что есть на самом деле. Каждый учитель должен задать себе вопрос: «Соответствую ли я тем требованиям, которые предъявляются к современному учителю». Далее нужно проанализировать это соответствие или несоответствие и разработать программу самообразования и воспитания. В основу работы по самосовершенствованию и самовоспитанию должна быть положена общая подготовка учителя как резерв повышения квалификации и профессионального мастерства. В нее включают: общетеоретическая научная подготовка, общедидактическая и психолого-педагогическая подготовка.
|
Каждый учитель должен критически смотреть на себя, анализировать свою деятельность и искать пути самосовершенствования.
Рассмотрим методы самосовершенствования педагогов:
· Самопознание (самонаблюдение – фиксация и анализ педагогической деятельности, самоанализ – критическая оценка, сравнение с идеалами, самоиспытание – происходит в учебной или воспитательной деятельности).
· Самооценка (объективность, критика коллег).
· Самостимулирование (необходимы качества: воля, целеустремленность).
· Самопрограммирование (программа самосовершенствования).
· Самовоздействие (приемы: самоинструкция, самоконтроль, самоубеждение, самопринуждение).
Итак, каковы же современные требования к учителю:
· Глубокое знание теории предмета
· Отличное методическое вооружение
· Знание теории воспитания и методики воспитательной работы
· Знание педагогики и психологии
· Знание дидактики
· Нравственно-эстетические качества
· Искусство общения
· Культура речи
· Сформированность педагогических умений
· Владение современными педагогическими технологиями
· Педагогический кругозор
· Высокое качество уроков
· Высокий уровень внеклассной работы
· Творческий подход
· Методический вклад педагога и т. д.
Таким образом, можно сказать, что успешность реализации стандартов второго поколения, в большой степени зависит от учителя, который даст своим ученикам возможность самостоятельно добывать знания, принимать решения, ставить цель, искать пути реализации этих целей, оценивать свои действия и результаты своих действий, то есть сформирует универсальные учебные действия. И, конечно, педагогическое мастерство учителя сыграет в этом далеко не последнюю роль.
Приложение 1
Аспект-маркер