ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ




Тема 5. «Педагогическое мастерство учителя начальных классов. Педагогическая техника» (2 часа)

Тип урока: комбинированный (сообщение и применение новых знаний).

Цель: содействиеосознанию обучающимися необходимости становления профессионального мастерства учителя начальных классов.

 

Задачи: 1. Познакомить студентов с основами педагогического мастерства учителя начальных классов.

2. Развивать умение аннотировать статью о профессиональном мастерстве учителя начальных классов.

3. Воспитывать профессионально значимые качества: персональная ответственность, дисциплинированность, самостоятельность; умение работать с периодической печатью.

 

Оборудование:

· Журналы «Начальная школа» (по кол-ву обучающихся).

· Алгоритм составления аннотации статьи из периодической печати (по кол-ву обучающихся).

 

Основные методические приемы:

· Мозговой штурм.

· Работа с раздаточный материалом (алгоритм).

· Составление аннотации.

 

Литература:

1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя.

3. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства.

4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.

 

Структура урока:

I часть: приветствие, отметка присутствующих на уроке.

- На прошлом занятии мы знакомились с ФГОС НОО. Сегодня наша задача рассмотреть, что такое методическое мастерство учителя.

Стадия «ВЫЗОВА»

- Что, по вашему мнению, предполагает методическое мастерство учителя начальных классов?

(ответы студентов, запись на доске)

 

Стадия «СОДЕРЖАНИЯ»

1. Лекция по теме учебного занятия.

2. Работа с журналом «Начальная школа»

Инструкция:

- Выберите статью из журнала, где, по Вашему мнению, описано методическое мастерство учителя.

- Прочитайте статью и составьте к ней аннотацию по предложенному алгоритму.

(запись в тетрадь)

Стадия «РЕФЛЕКСИИ»

- Продолжите предложение «Составление аннотации это - …»

 

Д./з. Составить презентацию к аннотации статьи и подготовиться к публичному выступлению.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ

 

Ни для кого не секрет насколько важны личность учителя, его профессионализм, педагогическое и методическое мастерство. Ведь именно от учителей зависит насколько спокойно, качественно, без серьезных проблем пройдет вхождение начальной школы в русло новых образовательных стандартов.

Рассмотрим, в чем же заключается педагогическое мастерство учителя. Итак, педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Элементами педагогического мастерства учителя являются:

· Гуманистическая направленность личности учителя, которая весьма многогранна: ориентация на себя – самоутверждение, ориентация на детский коллектив, на средства педагогического воздействия, на цели педагогической деятельности.

· Профессиональные знания, которые направлены на науку, методику преподавания, психологию и педагогику. Особенностью профессиональных знаний является их комплексность и личностная окрашенность. На основе профессиональных знаний формируется профессиональное сознание – принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков.

· Педагогические способности указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности: коммуникативные (общительность, расположенность к людям), перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция), динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению), эмоциональная устойчивость (умение владеть собой), оптимистическое прогнозирование, направленное на становление личности каждого ученика, креативность (способность к творчеству).

· Педагогическая техника – форма организации поведения учителя (умение управлять собой, умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач).

К критериям педагогического мастерства можно отнести: целесообразность, продуктивность, оптимальность, творчество.

Нельзя не отметить тесную связь педагогического мастерства и педагогического творчества. Педагогическое мастерство подразумевает использование учителем хороших образцов педагогического труда, апробированных и отработанных. В свою очередь педагогическое творчество имеет два уровня: 1) использование существующих знаний и расширение области их применения; 2) создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд.

Наиболее распространенный путь – через опыт к мастерству.

Весьма важными являются психолого-педагогические вопросы самообразования и самовоспитания учителя, которые связаны с соответствием предъявляемых учителю качеств с тем, что есть на самом деле. Каждый учитель должен задать себе вопрос: «Соответствую ли я тем требованиям, которые предъявляются к современному учителю». Далее нужно проанализировать это соответствие или несоответствие и разработать программу самообразования и воспитания. В основу работы по самосовершенствованию и самовоспитанию должна быть положена общая подготовка учителя как резерв повышения квалификации и профессионального мастерства. В нее включают: общетеоретическая научная подготовка, общедидактическая и психолого-педагогическая подготовка.

Каждый учитель должен критически смотреть на себя, анализировать свою деятельность и искать пути самосовершенствования.

Рассмотрим методы самосовершенствования педагогов:

· Самопознание (самонаблюдение – фиксация и анализ педагогической деятельности, самоанализ – критическая оценка, сравнение с идеалами, самоиспытание – происходит в учебной или воспитательной деятельности).

· Самооценка (объективность, критика коллег).

· Самостимулирование (необходимы качества: воля, целеустремленность).

· Самопрограммирование (программа самосовершенствования).

· Самовоздействие (приемы: самоинструкция, самоконтроль, самоубеждение, самопринуждение).

Итак, каковы же современные требования к учителю:

· Глубокое знание теории предмета

· Отличное методическое вооружение

· Знание теории воспитания и методики воспитательной работы

· Знание педагогики и психологии

· Знание дидактики

· Нравственно-эстетические качества

· Искусство общения

· Культура речи

· Сформированность педагогических умений

· Владение современными педагогическими технологиями

· Педагогический кругозор

· Высокое качество уроков

· Высокий уровень внеклассной работы

· Творческий подход

· Методический вклад педагога и т. д.

Таким образом, можно сказать, что успешность реализации стандартов второго поколения, в большой степени зависит от учителя, который даст своим ученикам возможность самостоятельно добывать знания, принимать решения, ставить цель, искать пути реализации этих целей, оценивать свои действия и результаты своих действий, то есть сформирует универсальные учебные действия. И, конечно, педагогическое мастерство учителя сыграет в этом далеко не последнюю роль.

Приложение 1

Аспект-маркер

Наименование аспекта Маркер аспекта
1. Сведения об авторе 1.1 Профессия Автор монографии - … Монография известного отечественного исследователя… Автор, доктор технических наук, профессор…  
1.2 Ученая степень, звание Академик…посвятил свою монографию Статья доцента кафедры профессионального образования…посвящена…
1.3 Национальность или гражданство Автор, известный французский математике… Книга видного американского социолога… посвящается… Труды…, родившегося в России и эмигрировавшего в США,…заложили основу нового научного направления - …
2. Форма (жанр) аннотируемого документа + предмет рассмотрения или тема документа Издание (монография, статья, учебник, практикум, словарь, руководство и т.п.) посвящено (представляет собой, содержит, дает представление и т.п.)… Сборник включает статьи, посвященные… В справочнике нашли освещение вопросы…
3. Время исследования Хронологические рамки исследования -… Анализируемая работа содержит сведения о…за период…
4. Место исследования Описывается способ…, разработанный в Московском НИИ радиологии… Рассматривается технология педагогического проекта, разработанная…
5. Характер подачи материала 5.1 Систематическое изложение В монографии всесторонне анализируется… Сборник – итог комплексного исследования… Обосновывается и раскрывается сущность проблемы…
5.2 Постановка проблемы Рассматривается (обсуждается, ставится, дискутируется.. и т.п.) проблема…
5.3 Описание методики Описан принципиально новый метод… Рассматривается метод…
5.4 Сведения о фактическом материале, положенном в основу исследования На обширном фактическом материале… показывается… Книга основана на фактических данных… Анализируются реальные события…
5.5 Обобщение данных по различным источникам В монографии обобщен научный материал… Приводятся результаты коллективного изучения и обобщения Обобщаются ранее не систематизированные данные по…
5.6 Рекомендации практического характера Даются рекомендации по… Описываются рекомендации по практическому применению… На практике рекомендуется…
5.7 Отличительная особенность, новизна излагаемого материала Принципиальное отличие подхода…, который отстаивает автор, заключается в… Впервые вводится в научный оборот… Сборник посвящен малоизученной проблеме… В монографии впервые представлен…  
6.Причины переиздания и отличительные особенности данного издания Третье издание…включает новые разделы по… В переиздании…заново написаны главы о…, изменена структура… Новое издание отличается от предыдущего… В отличие от…, в состав нового издания вошли…
7. Характеристика справочного аппарата издания Издание снабжено…(вступительной статьей академика…, предметным и именным указателями…) В состав справочного аппарата монографии вошли… Статья (монография) сопровождается списком литературы, включающим… названий.
8. Читательский адрес и целевое назначение Книга, статья адресуется (рассчитана, предназначена для…, представляет интерес для, может быть использована, будет полезна, может быть рекомендована…)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: