По-разному включаются в динамичное развитие действия сольные вокальные номера. Так Главное действующее лицо оперы – сам Фигаро: деятельный, знергичный, находчивый. Первый сольный номер в партии Фигаро (она поручена баритону) — небольшая ария - (каватина) — звучит сразу после того, как Сюзанна сообщила своему жениху, что граф стал преследовать ее ухаживаниями. В связи с этим Фигаро насмешливо и иронично напевает мелодию в движении менуэта — галантного великосветского танца (крайние разделы трехчастной репризной формы каватины). Связь с жанром танца подчеркнута имитацией звучания гитары в оркестре, во вкрадчивых интонациях голоса слышна скрытая угроза:
А в среднем разделе каватины сдержанное движение сменяется стремительным, с широкими ходами в мелодии на кварту, квинту, септиму; изящная трехдольная мелодия становится напористой двухдольной, в четком ритме марша. Здесь Фигаро уже решительно высказывает намерение во что бы то ни стало воспрепятствовать коварным замыслам своего господина. Это Фигаро, сбросивший маску учтивости, достойный противник графа:
Самый известный номер в партии Фигаро — его ария «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный». Она обращена к юному пажу Керубино. Тот случайно услышал, как граф пытался объясниться в любви Сюзанне, и такому нежелательному свидетелю велено отправиться на военную службу. В своей арии Фигаро весело и остроумно насмехается над создавшейся ситуацией, рисуя юноше, изнеженному придворной жизнью, картины сурового военного быта. В музыке это отражается искусным сочетанием задорной танцевальности с «воинственными» фанфарными ходами. Таков трижды звучащий рефрен в форме рондо:
Что же касается самого Керубино (его партию исполняет низкий женский голос — меццо-сопрано), то он обрисован в двух ариях как пылкий юноша, еще неспособный разобраться в собственных чувствах, готовый влюбляться на каждом шагу. Одна из них — и радостная, и трепетная ария «Рассказать, объяснить не могу я», проникнутая глубоким лирическим чувством. Напевность соединяется в ней с ритмикой, словно прерывисто пульсирующей от волнения:
Другая — небольшая ария песенного характера «Сердце волнует жаркая кровь». Это более сдержанное признание в нежных чувствах, робко адресованное самой графине:
В каватине Барбарины «омузыкален» один из моментов действия (Барбарина потеряла булавку, которую в качестве ответа на записку должна была передать от Графа Сюзанне). Неповторимо индивидуально раскрывается в этой музыке персонаж в сущности вполне второстепенный. Но для Моцарта каждый персонаж — живой человек, и этим все определяется. Уже то, что каватиной 4-е действие начинается, придает ей большую значительность, чем это следует из сюжетно-сценической логики. Каватина — как бы камерное преломление жанра оперного lamento. Его выразительные приемы сконцентрированы, но одновременно сближены с речевыми интонациями. Трогательно-наивно звучит нежная мелодия, вся сотканная из опоэтизированных оборотов речи — жалобных вопросов и восклицаний.
Уронила, потеряла, где теперь её найти? Где теперь её найти?
Сюзанна (сопрано) охарактеризована во многих ансамблях как энергичная, ловкая и находчивая, не уступающая в этом Фигаро. Во многих сценах она остроумна, грациозна, весела. Вместе с тем ее образ тонко опоэтизирован в светлой мечтательной арии из четвертого действия, проникнутой нежностью и психологической тонкостью душевных переживаний, не свойственным традиционным служанкам из оперы – буфф. В ней Сюзанна мысленно обращается с нежным призывом к Фигаро:
Задание. Выбери правильный ответ:
1. «Свадьба Фигаро» —это: а) соната с программным содержанием; б) балет; в) месса; г) опера.
2. Она написана: а) в Милане; б) в Зальцбурге; в) в Мюнхене; г) в Вене.
3. В основе сюжета произведение: а) австрийского; б) немецкого; в) французского; г) итальянского писателя.
4. Его фамилия — а) Гёте; б) Корнель; в) Расин; г) Бомарше.
5. Название пьесы: а) «Недоросль»; б) «Пир во время чумы»; в) «Севильский цирюльник»; г) «Безумный день, или женитьба Фигаро».
6. Жанр литературного произведения: а) драма; б) комедия; в) трагедия; г) водевиль.
7. Действие пьесы происходит в течение: а) двух лет; б) трех месяцев; в) шести недель; г) одних суток.
8. Пьеса заканчивается: а) убийством; б) отъездом; в) похищением; г) свадьбой.
9. Либреттист оперы: а) поляк Адам Мицкевич; б) итальянец Лоренцо да Понте; в) англичанин Джордж Байрон; г) француз Проспер Мериме.
10. Опера начинается: а) интродукцией; б) прологом; в) увертюрой; г) эпилогом.
11. Форма вступления: а) свободная; б) период; в) сонатная без разработки; г) двойные вариации.