Решение методом экспертных оценок




МОДУЛЬ № 2

На тему: Использование эвристических и экономико-математических методов при решении задач управления

По дисциплине «Экономический анализ»


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Вводная часть

2 Расчетная часть

2.1 Решение методом экспертных оценок

2.2 Решение симплекс методом

3 Аналитическая записка

 


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

Целью данной работы является изучение возможностей эвристических и экономико-математических методов для принятия управленческих решений.

В данной работе были поставлены задачи, решение которых было найдено путем использования такого эвристического метода, как метода экспертных оценок, а также используя линейное прогнозирование (симплекс-метод). В первой части работы необходимо найти с помощью экспертных оценок типы сыров, которые пользуются наибольшим спросом. Именно данные метод представляет собой обобщение оценок экспертов, а особенностью метода является последовательность, индивидуальность опроса экспертов. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлению к мнению большинства.

Во второй части работы (2ая и 3я задача) определить структуру комплекса оборудования и получения максимальной выгоды при наличии ограниченных исходных данных. Преимущество данного метода перед другими устанавливают, во-первых, с помощью критерия оптимальности F. Для промышленных и с\х предприятий оптимальным считается план, обеспечивающий выпуск заданного объема продукции при минимальных затратах, а также получение максимальной прибыли при ограниченном объеме ресурсов. В данном случае имеется предприятие, совокупность нового оборудовании и получение максимальной прибыли, которая должна покрыть расходы на покупку оборудования.

Объектом анализа является дальнейшее развитие деятельности предприятия по производству сыров, которое находится в данный момент в состоянии кризиса, а также оптимизация производственных процессов.

В работе была использована методика, предложенная в конспекте лекций по экономическому анализу. Расчеты были произведены с помощью программы Microsoft Exсel.

Условие задачи: сырзавод производит 8 типов сыров. На протяжении нескольких последних лет, данное предприятие несет убытки и находится в состоянии кризиса. С целью выхода из кризиса, установлена политика выбора таких типов сыров, которые пользуются наибольшим спросом. Данные сыры будут производится, а производство сыров, которые пользуются в меньшей степени спросом, необходимо прекратить. Остатки готовой продукции сыров, которые пользуются наименьшим спросом, необходимо распродать в кратчайшие сроки.

Для осуществления поставленной цели было принято решение произвести дегустацию сыров покупателями в магазинах. По итогам дегустации был выбран 1 тип сыра, однако в связи с необходимостью выбора ещё 2 видов сыров, был произведен отбор из 7 типов сыров путем экспертных оценок. Таким образом, в 8 магазинах (8 экспертов) был произведен опрос после дегустации и были получены соответствующие оценки спроса на данные сыры. Ранги, присвоенные этим сырам, приведены ниже в таблице. Оценивание происходит по 9-бальной системе, где 9 баллов присваивается типу сыра, который пользуется наибольшим спросом, а 1 балл – наименьшим.

 

Таблица 1. Данные о мнениях (выставленных рангах) экспертов

Эксперты Варианты типов сыров
«Дружба» «Весё-лый» «Лазурный» «Майский» «Неженка» «Пупырчатый» «Традици-онный»
               
               
               
               
               
               
               
               

 

После определения типов сыров, которые пользуются наименьшим спросом, предприятие решает на часть вырученных денежных средств от продажи остатков данных типов сыров закупить новое оборудование для улучшения и облегчения производства. Новое оборудование предполагается закупить в течение месяца, путем постепенного их приобретения. Предполагается, что:

- первый комплекс оборудования включает в себя: прессы сырные вертикальные - 1000 грн, кассеты для прессования полутвердых сыров - 500 грн., ванна сыродельная - 3000 грн;

- второй комплекс оборудования: прессы сырные вертикальные - 1500 грн, кассеты для прессования полутвердых сыров – 400 грн, ванна сыродельная – 4000 грн.

Исходя из распределения ресурсов, полученных от продажи остатков готовой продукции, на покупку прессов сырных вертикальных предприятие может направить 22000 т грн., на кассеты для прессования полутвердых сыров - 9000 грн, на сыродельные ванны – 56000 грн. Необходимо определить структуру оптимального комплекса оборудования и максимальную прибыль.

 

Таблица 2 – Исходные данные для симплекс-метода

  Количество единиц, содержащихся в 1 наборе техники Покупка, грн.
1 пакет 2 пакет
Прессы сырные вертикальные   1,5  
Кассеты для прессования полутвердых сыров 0,5 0,4  
Ванна сыродельная      

 


РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Решение методом экспертных оценок

Решение: был произведен отбор из 7 типов сыров путем экспертных оценок. Таким образом, в 8 магазинах (8 экспертов) после дегустации были получены соответствующие оценки спроса на данные сыры. Ранги, присвоенные этим сырам, приведены выше в условии задачи. Ниже опишем матрицу рангов ответов экспертов по 7 типам сыров в таблице. Оценивание происходит по 9бальной системе, где 9 баллов присваивается типу сыра, который пользуется наибольшим спросом, а 1 – наименьшим. Типы сыров, оцененные низшими, присваивается ранг 1, следующему 2, далее 3 и 4 и т.д. Если же эксперт поставил одинаковые баллы нескольким различным моделям, то это означает, что он присваивает им одинаковые ранги. Ответы экспертов сводятся в матрицу рангов, которая представлена в таблице 3.

 

Таблица 3 - Матрица рангов ответов экспертов по 7 подразделениям

Типы сыров       Эксперты        
                 
«Дружба»                
«Весёлый»                
«Лазурный»                
«Майский»                
«Неженка»                
«Пупырчатый»                
«Традиционный»                

 

Таблица 4 - Матрица переранжировки рангов

Типы сыров Эксперты
                     
  1,5   1,5 1,5 2,5     1,5 14,5 -17,5 306,25
          2,5 5,5   3,5 36,5 4,5 20,25
  1,5   1,5 1,5       1,5   -16  
      4,5 3,5 4,5 3,5 1,5 3,5   -3  
        3,5 4,5 3,5 1,5     -5  
                       
      4,5     5,5          
Сумма                     1341,5

 

Произведем переранжировку рангов и оформим в таблицу 4 (см. выше). Также в данной таблице рассчитаем среднее значение Хi по формуле

 

 

которое будет равно Хi=224/7=32; найдем значение

 

 

Формула коэффициента конкордации имеет вид:

 

 

Где t - число связанных рангов в каждом отдельно взятом столбце матрицы рангов,

 


 

W: 0,79 0,7. В данном случае согласованность считается хорошей.

Для определения значимости коэффициента конкордации исчисляется критерий X2 (Пирсона) с числом степеней свободы n-1:

 

37,97

 

Значение X2 сравнивается с табличным X2T. Величина X2 должна быть больше X2T.

Так как X2 > X2T при 5%-ном уровне значимости, то нулевую гипотезу случайности совпадений мнений экспертов следует считать отвергнутой.

Построим гистограмму (рис.1):

 

Рис.1 – Гистограмма распределения типов сыров по наличию спроса на них


Из данных рисунка 1 видно, что спрос на сыр распределяется следующим образом: Х1, Х3, Х5, Х4, Х3, Х7, Х6. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшим спросом пользуется сыр «Традиционный» и «Пупырчатый».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: