В.А.Моцарт. Венский период. Опера «Свадьба Фигаро».




Лоренцо да Понте. Последующее оперное творчество Моцарта в значительной степени связано с именем Лоренцо да Понте, либреттиста трёх опер Моцарта, написанных на итальянские тексты: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все». Получив образование в духовной семинарии, да Понте принял сан аббата. Но в его характере и в отношении к жизни не было религиозного смирения. Жизнерадостный, энергичный, темпераментный человек, он предпочитал светскую деятельность молитвам и посту. В Вене он занимался преимущественно писанием либретто для опер серьёзных и комических.

Встреча с Моцартом и взаимное сотрудничество привели к появлению величайших созданий гениального композитора. Моцарт в течении нескольких лет не писал опер. Моцарт перебрал большое количество сюжетов, но ни один не соответствовал его требованиям. Под давлением влиятельных аристократов – сторонников итальянской оперы – условия для постановки национальной оперы были затруднительны.

«Свадьба Фигаро». Не имея возможности поставить оперу на немецком языке, Моцарт был вынужден обратиться к жанру итальянской оперы buffa. Но его перестали удовлетворять обычные сюжеты со стандартными, много раз повторяющимися в разных вариантах комедийными положениями. Совместно с да Понте Моцарт, наконец, решил остановиться на второй части трилогии Бомарше – «Свадьба Фигаро», поставленной незадолго до того (в 1784 году) в Париже. Комедия Бомарше накануне буржуазной революции 1789 года сыграла огромную роль в разоблачении феодально-аристократических порядков и явилась революционным знаменем в руках третьего сословия. И Моцарт обратился к этой опере по собственной инициативе, без заказа театра. Тем более это поразительно, что комедия Бомарше была запрещена цензурой в Вене. Правда, в либретто да Понте социальная острота комедии несколько сглажена, но всё же главное сохранилось – противопоставление развратных господ-аристократов и умных, ловких, симпатичных слуг.

Обращение Моцарта к подобному сюжету говорит о нём как о передовом художнике, ответившим своим творчеством на самые волнующие и передовые устремления свое эпохи.

Внешне опера «Свадьба Фигаро» написана в традициях оперы buffa, но по музыкально-драматическим новаторским принципам она представляет собой новое явление в истории музыкального театра XVIII века. Развивая принципы, которые были заложены в «Похищении из сераля» и намечены в более ранних операх, Моцарт создал в «Свадьбе Фигаро» реалистическую комедию, в которой каждое действующее лицо имеет свою индивидуальную музыкальную характеристику, богатую и многогранную, раскрывающуюся с разных сторон на протяжении всей оперы в зависимости от сценической ситуации.

Характеристика оперы. Сюжет комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», как было уже сказано, был выбран Моцартом по собственной инициативе. И комедия Бомарше, и опера Моцарта заключают в себе социальную идею, направленную против феодальных порядков с их продажностью и фальшью. Поэтому комедия Бомарше, вызвавшая столь острую полемику в предреволюционном Париже, была запрещена цензурой в императорской Вене. Правда, в либретто да Понте социальная острота комедии несколько смягчена (исчезла сатирическая сцена феодального суда, изъяты политические монологи Фигаро), что объясняется как цензурными условиями, так и спецификой оперного жанра, но основные сюжетные линии остались, как и противопоставление глупых и развратных господ и умных слуг, одерживающих победу.

«Свадьба Фигаро» написана в традициях итальянской оперы buffa. В этом отношении типичны сюжет, изобилующий комическими столкновениями, недоразумениями, неузнаваниями, переодеваниями; структура оперы, состоящая из двух действий, завершающаяся большими финалами. За исключением финалов, являющихся развёрнутыми сценами со сквозным музыкальным развитием, опера делится на законченные номера (арии, дуэты, ансамбли), соединённые речитативами secco (сухими), исполняющимися в сопровождении фортепиано (в эпоху Моцарта речитативы сопровождал клавесин).

Вместе с тем Моцарт в своей опере вышел за рамки жанра оперы buffa, создав в ней реалистическую комедию характеров. Каждое действующее лицо оперы получило в музыке присущую только ему характеристику. Моцарт обнаруживает здесь бесконечное разнообразие и гибкость приёмов, иногда раскрывая то наиболее характерные черты данного героя, то подчиняя их общей драматической ситуации.

Так, в образе Фигаро подчёркивается быстрота и решительность действий, находчивость, сообразительность, активность, ловкость; его арии, речитативы, реплики в ансамблях отличаются подвижным темпом, мужественностью, подчас грубоватой простотой. Образ Сюзанны полон обаяния, женственного очарования, лукавства; музыка, характеризующая Сюзанну, тонко и гибко следует за её действиями, за изменениями в её настроении. Музыкальный образ Керубино проще: в обеих его ариях (Керубино поёт женский голос – меццо-сопрано) он охарактеризован как влюблённый мальчик с пылким сердцем, жаждущий взаимной любви. Сложный образ графа Альмавивы отличается цельностью, несмотря на почти непрерывные переходы от ярости к лести, от угроз к мольбе. Изменчив образ графини: она печально и грустна, находясь наедине с собой, скорбя по поводу измены супруга; весела, игрива и шаловлива, вступая в союз с Фигаро и Сюзанной против графа. Так же ярки и рельефны музыкальные характеристики Бартоло, Марцелины. Несмотря на остроту комедийных положений, вся опера проникнута мягкой, поэтической лирикой.

Опера начинается стремительной увертюрой в темпе Presto. Между увертюрой и оперой нет непосредственнх тематических связей. Но по общму характеру и стилю она глубоко связана с действием оперы, развивающимся также быстро и стремительно. Увертюра к опере написана в сонатной форме без разработи.

Главна партия увертюры содержит две темы: первая тема как бы вращается вокруг опорного тонического звука, взлетает на квинту и возвращается к исходному звуку. Вёселая вторая тема главной партии носит фанфарный характер.

В побочной партии, написанной в доминантовой тональности, есть что-то «долбящее», настойчивое (как настойчив сам Фигаро, добивающийся, несмотря на все препятствия, своей цели). Та же настойчивость ощущается и во втором элементе побочной партии.

Заключительная партия изящна, грациозна и близка музыке, характеризующей Сюзанну.

После небольшой связки сразу наступает реприза, в которой все темы проводятся в основной тональности; кода утверждает эту же тональность на материале главной и связующей партии.

Первое действие, первая картина. Комната в замке графа Альмавивы. Первое действие начинается дуэтом Фигаро и Сюзанны. В начале дуэта их партии контрастны: у Фигаро, измеряющего комнату и произносящего сухие цифры, - отрывистые речитативные реплики, лишь подхватывающие концы фраз оркестровой мелодии; у Сюзанны, любующейся собой в зеркало, - пленительная в своей изящной простоте, грациозная мелодия

Но когда Фигаро оставляет свою работу и начинает любоваться Сюзанной, он вторит её мелодию. Этот дуэт одновременно является сценой с развивающимся действием, в которой вокальная партия Фигаро меняет свой характер в связи с изменениями его сценического поведения. Но при этом весь номер сохраняет стройную композицию, объединённую партией оркестра, излагающей вместе с голосами весь тематический материал.

После краткого речитатива следует второй дуэт Фигаро и Сюзанны. Помещение двух дуэтов одних и тех же действующих лиц рядом было нарушением стандартной схемы традиционной оперы. Но в данном случае это диктовалось ходом драматического действия, во имя которого Моцарт отступал от правил. Важно и то, что образы двух главных действующих лиц раскрываюются не в выходных ариях, как это было принято, а в ансамблевых (в данном случае дуэтных) сценах, после которых лишь следует ария Фигаро.

В арии «Если захочет барин попрыгать» Фигаро насмехается над графом, подражая галантным манерам барина-аристократа. Поэтому музыка носит характер изящного менуэта, как бы воспроизводя внешний облик графа. Но вот Фигаро перестаёт подражать графу и становится самим собой, и музыка снова характеризует его грубовато-весёлый нрав.

Быстроте действия оперы способствует частое чередование контрастных сцен. На смену лёгким, ловким, молодым Фигаро и Сюзанне приходят Бартоло и Марцелина. Ария Бартоло, мечтающего о мести Фигаро, типична для басовых, буффонных партий, в ней есть напускная важность. Музыкальные средства арии Бартоло очень просты и традиционны: сопоставление больших интервальных скачков и вокальной скороговорки с многократным повторением одного звука.

Многократные характеристики отрицательных типов в опере «Свадьба Фигаро» более традиционны и односторонни по сравнению с характеристиками положительных героев. Исключение составляет, пожалуй, характеристика графа.

После комической сцены перебранки Сюзанны и Марцелины и ухода последней вбегает юный Керубино. Ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» носит взволнованный, возбуждённый характер, что создаётся быстрым темпом, ритмически остинатным пульсирующим движением в оркестровом сопровождении, повторностью кратких ритмических фигур в вокальной партии, похожих на возбуждённую, эмоционально повышенную речь. Мелодия этой арии родственна главной партии первой части соль минорной симфонии Моцарта.

Так в действие оперы постепенно включаются все персонажи – каждый со своей индивидуальной характеристикой. Следующий после арии Керубино музыкальный номер – трио.

Как и другие ансамбли оперы, трио – это комическая сцена, во время которой Керубино сидит в кресле, накрытый покрывалом, чтобы граф его не увидел, а граф спрятался за креслом, не желая встретиться с Базилио; но граф вскакивает, когда слышит от Базилио, что Керубино влюблён в графиню. Здесь и начинается трио.

Каждый из участников этого ансамбля сохраняет свою характеристику. Полны гнева, негодования фразы графа, грозящего прогнать Керубино. Льстивы и подобострастны реплики Базилио – сплетника и интригана. Музыка в партии Сюзанны, попавшей в трудное положение, полна волнения. И всё это соединяется в стройный по своей композиции ансамбль, в котором сочетается драматическая действенность и композиционная завершённость.

Первая картина оперы завершается знаменитой арией Фигаро «Мальчик резвый», обращённой к Керубино, которого граф в наказание отсылает в полк. Ария написана в форме рондо, что соответствует содержанию текста, неизменно возвращающегося к одной мысли, как к рефрену («Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный, Адонис, женской лаской прельщённый, не довольно ль вертеться, кружиться, не пора ли мужчиною быть?»). В ней выдержан характер живого, бодрого марша, рисующего и активную мужественность самого Фигаро и бранную славу, которая ждёт юного Керубино полку. Маршеобразный характер придают рефрену фанфарные интонации на словах «не довольно ль вертеться, кружиться» и пунктирный ритм.

В эпизодах музыка следует за текстом: она то грациозна там, где Фигаро советует юному пажу отказаться от духов, помады и цветов (выразительная оркестровая партия с трелями и быстро бегущими вниз гаммами подчёркивает иронический тон арии), то приобретает характер военного марша на словах «Будешь воином суровым». Оркестровое заключение арии представляет собой также бодрый марш с фанфарными звучаниями медных инструментов.

Вторая картина первого действия происходит в покоях графини, грустящей по поводу измены супруга. Лирическая, полная тоскливого чувства ария графини представляет контраст ко всему предшествующему. Несмотря на мажорный лад, придающий арии характер светлой, спокойной лирики, нисходящие секундовые интонации с задержаниями наряду с медленным темпом вносят элемент грусти.

С появлением Сюзанны и Фигаро, а затем Керубино возвращается безудержное веселье, живой темп и лёгкость. По просьбе Сюзанны и графини Керубино поёт романс «Сердце волнует жаркая кровь», в котором выражена вся нежная страсть влюблённого мальчика. Красота и плавность мелодии сочетается с богатством модуляционной техники; частая смена тональностей ещё больше усиливает эмоциональную выразительность мелодии.

Далее следует ария Сюзанны, одевающей Керубино в женское платье; трио Сюзанны, графини и графа; дуэт Сюзанны и Керубино, в конце которого Керубино выскакивает в окошко, а Сюзанна запирается в комнате, где только что он был.

Начинается большой финал первого действия, являющийся центральной, узловой сценой оперы. В нём принимают участие все действующие лица оперы (кроме Керубино), постепенно прибывающие. Наряду с увеличением количества голосов (финал начинается дуэтом, кончается септетом), нарастает и темп.

В финале столкновение противостоящих друг другу действующих сил достигает наибольшей остроты. Здесь нет деления на номера, чередующиеся с речитативами, весь финал – это большая динамическая сцена со сквозным музыкальным развитием. По структуре его можно уподобить сюите: с появлением нового действующего лица или с поворотом действия меняется и характер музыки, что приводит к следованию друг за другом различных контрастных, относительно завершённых эпизодов, соответствующих данному моменту действия. Внутри эпизодов применяются приёмы симфонического развития, идущие от инструментальной музыки.

Начинается финал бурной дуэтной сценой графа и графини. Он хочет взломать дверь комнаты, где, по его мнению находиться Керубино, она умоляет его не делать этого. Это первый эпизод. Фразы графа полны ярости и гнева, фразы графини – страха и смятения.

Внезапно дверь открывается, и из комнаты вместо Керубино выходит Сюзанна. Граф и графиня крайне удивленны, Сюзанна иронизирует над графом. Это – второй эпизод финала, представляющий собой уже трио. Музыка в сочетании с текстом выражает лёгкую насмешку, смешанную с удивлением.

Сюзанна и графиня в страхе за судьбу Керубино. Это – третий эпизод финала. Сюзанна и графиня в лёгкой скороговорке укоряют графа в его безумной ревности.

С появлением Фигаро наступает четвёртый эпизод финала. Трио превращается в квартет. Фигаро весело предлагает начать свадебный праздник. Музыка этого эпизода воспроизводит игру музыкантов, приглашённых на праздник.

Граф останавливает Фигаро, ехидно задавая ему вопрос о записке, в которой Фигаро предупреждает графа о свидании графини с неизвестным мужчиной. Фигаро притворяется, что ничего не знает о записке, графиня с Сюзанной стараются помочь ему выйти из затруднительного положения. Всё это составляет следующий, пятый эпизод финала, музыка которого носит юмористический характер.

Шестой эпизод связан с появлением нового действующего лица: садовник Антонио, неся в руках разбитый горшок гвоздики, взволнованно рассказывает, что из окошка выпрыгнул человек, который упал на это горшок и разбил его. Граф хочет узнать, кто этот человек. Фигаро, чтобы выручить Керубино берёт вину на себя. Быстрый темп, перебивающие друг друга голоса, вступающие то вместе, то порознь, бурлящие, непрерывные триольные фигуры в оркестровом сопровождении, резкие смены forte и piano – всё это в сочетании со сценической ситуацией создаёт комическое впечатление. Комичны нисходящие хроматизмы в том месте, где Фигаро притворяется хромым после прыжка.

Антонио показывает бумагу, которую во время прыжка уронил Керубино. Если прыгнул Фигаро и бумага была у него в кармане, он должен знать её содержание. На помощь Фигаро приходят графиня и Сюзанна. Они подсказывают Фигаро, что эта бумага – приказ об отправлении Керубино в полк.

Весь этот эпизод, в котором обыгрывается документ Керубино, представляет собой новый, седьмой, эпизод финала. После стремительного темпа предыдущего эпизода с его напористой музыкой наступает умеренный темп, позволяющий ясно и раздельно скандировать текст, музыка носит вкрадчивый характер.

С приходом Марцелины, Базилио и Бартоло происходит резкий поворот действия и начинается последний, восьмой эпизод финала, представляющий собой септет. Трое посетителей пришли требовать у графа суда над Фигаро, который пописал договор о том, что он вернёт Марцелине в срок денежный долг, в противном же случае женится на ней.

В этом последнем ансамбле образуются две противостоящие друг другу группы действующих лиц: на одной стороне Марцелина, Базилио и Бартоло, к которым скоро присоединится граф, разобравшийся в предъявляемом иске; на другой стороне Сюзанна, графиня и Фигаро. Каждая из этих групп имеет свою музыкальную характеристику. Всё соединяется в стройный ансамбль, темп которого постепенно ускоряется. Весь заключительный ансамбль напоминает последнюю часть симфонического цикла, с завершённостью в первоначальной тональности финала.

Таким образом, Моцарт сочетает в этом замечательном финале драматичность (гибко следуя в музыке за развитием действия, за всеми его поворотами и изгибами) с логикой собственно музыкального развития, с закономерностями, свойственными инструментальным циклическим формам.

Первая картина второго действия оперы состоит из ряда следующих друг за другом номеров-сцен, каждый из которых является новым поворотом действия. Это – дуэт графа и Сюзанны, где она разыгрывает графа, назначая ему свидание в саду; ария графа, случайно узнавшего о проделках Сюзанны, речитатив и секстет после суда над Фигаро, где неожиданно выясняется, что Марцелина – мать Фигаро, а Бартоло – его отец; ария графини, тоскующей по поводу измены супруга; дуэт графини и Сюзанны («дуэт письма»), под диктовку графини пишет графу записку, призывающую его на свидание; хоры, марш, танец, речитативы, представляющие собой большую сцену, во время которой передано любовное послание, написанное рукой Сюзанны.

Центральным в драматургии этого действия является секстет и «дуэт письма». В секстете участвуют Фигаро, граф, Марцелина, Бартоло, судья дон Курцио, Сюзанна. Как и многие другие ансамбли в операх Моцарта, этот секстет перерастает в сцену с развивающимся действием. Вначале Бартоло и Марцелина нежно обнимают Фигаро, узнав в нём вновь обретённого сына; граф и Курцио удивлены неожиданным поворотом дела. Поэтому здесь два интонационных комплекса, характеризующих, с одной стороны, любящих родителей, с другой – удивлённых свидетелей; первый – мелодически рельефен, второй – отличается речитативным характером.

Третья музыкальная характеристика появляется с приходом Сюзанны. Сначала происходит недоразумение: Сюзанна, видя Фигаро в объятиях Марцелины, даёт Фигаро за мнимую измену пощёчину, но узнав правду, становится нежной и мягкой. Эта внезапная перемена тонко передана в музыке. В первом случае партия Сюзанны с острым пунктирным ритмом, энергичными, настойчивыми мелодическими поворотами выражает гнев оскорблённой женщины. Во втором – мягкая, плавная, пластичная мелодия выражает полноту счастья.

Так, на протяжении одного небольшого ансамбля развивается действие, происходит перелом в настроении, что придаёт ансамблю характер сцены, а не просто законченного оперного номера.

В «дуэте письма» сначала Сюзанна под диктовку графини пишет любовное послание графу с вызовом на свидание, а затем, во второй половине дуэта, они обе читают написанное. Здесь нет дифференциации характеристик: обе женщины преследуют одну цель. Этот номер представляет собой лирический романс для двух женских голосов с нежной, пленительной мелодией. Плавная мелодия в трёхдольном размере 6/8, равномерное сопровождение, а также движение голосов в терцию во второй части дуэта придают ему баркарольный характер.

Вторая картина второго действия оперы начинается трогательной миниатюрной арией дочери садовника Антонио – Барбарины, ищущей булавку, которую она уронила в траву; этой булавкой было приколото письмо, написанное графу Сюзанной и графиней, её же Барбарина должна была вернуть Сюзанне по поручению графа. В выразительной мелодии этой арии раскрывается наивно-детский облик девочки.

Вся эта картина (до финала) состоит из одних арий, связанных друг с другом речитативами. Так по очереди сменяются действующие лица и, наконец, в финале они все соединяются. Ария Фигаро (третья) и ария Сюзанны занимают важное место в драматургии действия и вносят новые штрихи в характеристику этих главных героев. Фигаро, зная о записке, адресованной Сюзанной графу, обуреваем ревнивыми чувствами. В арии «Мужья, откройте очи» он обращается к мужчинам с предостережением не верить женщинам, бояться их коварства. Строение мелодии, имеющий речитативный характер, настойчиво «долбящие» фигуры оркестрового сопровождения, многократные повторения одной короткой интонации, вокальная скороговорка, скользящие хроматические ходы в голосе – всё это выразительные приёмы, передающие возбуждение, обиду, горькую иронию и одновременно лёгкую насмешку.

Сюзанна, переодетая в платье графини, поддразнивая подслушивающего Фигаро, в своей арии призывает графа на свидание. В арии Сюзанны раскрываются новые черты её образа: умение хитростью и притворством казаться нежной и мягкой. Эта ария, написанная в ритме сицилианы, представляет собой образец чистой, обаятельной лирики.

Наступает финал, значительно отличающийся от финала первого действия. Там действующие лица постепенно включались в ансамбль; с появлением каждого действующего лица менялся характер музыки и образовывалась сюитная структура. Здесь же нет такого постепенного увеличения голосов; действующие лица приходят и уходят, часто в течение одного музыкального эпизода меняются местами, после дуэта следует квартет, затем соло, снова дуэт и т.д. Лишь весь финал заканчивается общим ансамблем. Музыкальные эпизоды большей частью переходят друг в друга непосредственно, без паузы. Поэтому, если финал первого действия, являясь большой сценой, вместе с тем состоит из ряда отдельных законченных построений, то финал оперы в этом отношении более монолитен.

В нём целый ряд комических недоразумений разрешается, конце концов, ко всеобщему благополучию и счастью. Недоразумения вызваны тем, что графиня и Сюзанна поменялись платьями. Отчего граф и Фигаро не узнают их и принимают одну за другую. Но и Керубино, принимающий графиню за Сюзанну, добивается у неё благосклонности. Это видит граф, пришедший на свидание с Сюзанной. Он намеривается ударить Керубино, но пощёчина достаётся не Керубино, который успел скрыться, а подвернувшемуся Фигаро.

Таков первый эпизод финала; тема его, как бы изображающая осторожные шаги Керубино, а потом графа, приближающиеся к графине и принимающих её за Сюзанну, носит вкрадчивый характер.

В следующем эпизоде граф, принимающий графиню за Сюзанну, объясняется в любви своей собственной супруге, а Сюзанна и Фигаро издали наблюдают эту сцену, причём Фигаро, принимающий графиню за Сюзанну. так же как и граф, оказывается одураченным.

Фигаро остаётся один, к нему подбегает Сюзанна, одетая в платье графини. Фигаро, считая, что говорит с графиней, рассказывает ей об ухаживаниях её супруга за Сюзанной. Тут же по голосу он узнаёт Сюзанну, но притворяется и, чтобы её проучить, говорит ей о своей страстной любви. Возмущённая Сюзанна, думая, что Фигаро обращается с любовными речами к графине, дат ему несколько пощёчин, которые он принимает с удовольствием. Вся эта взаимная игра сопровождается музыкой скерцозного характера, передающей комизм положения. Лишь в моментах любовных признаний Фигаро музыка становится лирически напевной. Наконец, Фигаро открывает Сюзанне секрет: он узнал любимый, знакомый голос. Оба счастливы и в нежном дуэте выражают свою радость.

Появляется граф, ищущий Сюзанну. Тут Фигаро, чтобы разыграть графа, с нарочито преувеличенной аффектацией изливает свою страсть мнимой графине. Граф в ужасе сзывает людей, чтобы при всех обличить Фигаро в коварстве и наказать его. Но из беседки выходит настоящая графиня, снимающая маску. Все поражены этой неожиданностью, а граф вынужден просить у своей супруги прощения. Весёлым ансамблем заканчивается опера.

1 мая 1786 года состоялась в Вене премьера «Свадьбы Фигаро». Вначале опера встретила восторженный приём публики. Но неприязнь императора и придворных кругов к новшествам Моцарта сказалась на судьбе оперы: как и «Похищение из сераля», она после нескольких представлений была снята с репертуара венского театра. Однако музыка «Свадьбы Фигаро» приобрела огромную популярность. Знаменитая ария Фигаро «Мальчик резвый» распевалась и разыгрывалась на улицах Вены, в кабачках и ресторанах, в садах и парках.

Для гениального композитора наступило тяжёлое время. В первые годы жизни в Вене Моцарта приглашали различные вельможи и меценаты, щедро оплачивая его выступления. Теперь же приглашения и заказы на произведения становились всё реже, что объяснялось различными причинами: непониманием творческих помыслов Моцарта, недоверчивым отношением к его новаторству, интригам со стороны ряда влиятельных музыкантов, видевших в Моцарте опасного соперника.

Моцарт был лишён даже самых необходимых средств для сносного существования его и семьи. Имея долги, он подвергался притеснениям со стороны кредиторов. Пользуясь доверчивостью, мягкостью и житейской неопытностью Моцарта, издатели его обманывали, а иногда и попросту обкрадывали.

Большим успехом для Моцарта был громадный успех «Свадьбы Фигаро» в Праге, где эта опера приобрела значение классического шедевра и вошла в постоянный репертуар театра. Дирекция пражского оперного театра предложила Моцарту написать оперу на сюжет по собственному выбору. Это предложение имело большое значение для Моцарта, оно временно избавляло его от материальных затруднений.

Задание 1. Раскрыть содержание вопросов.

История и характеристика оперы «Свадьба Фигаро».

1. Результат сотрудничества Моцарта и Лоренцо да Понте.

2. Литературная основа оперы. Значение этого произведения для событий 80-х годов 18 века.

3. Жанр оперы. Её значение для музыкального театра 18 века. Новаторство Моцарта.

4. Премьеры оперы в Вене и Праге.

5. Основная идея и комедии, и оперы. Отличие либретто от литературного произведения.

6. Черты жанра оперы buffa в опере Моцарта.

7. Основные герои оперы. Их характеристики.

8. Форма и основные образы увертюры.

Анализ оперы.

1. 1д.1к. Дуэты Фигаро и Сюзанны. Характеристика персонажей.

2. 1д.1к. Сольные номера Фигаро, Бартоло и Керубино. Средства выразительности в индивидуальной характеристике персонажей.

3. 1д.1к. Трио графа, Базилио и Сюзанны. Характеристика участников ансамбля.

4. 1д.1к. Ария Фигаро в конце картины. Главный герой. Форма. Жанровые черты.

5. 1д.2к. Основные номера.

6. 1д. Финал. Особенности драматургического развития и структуры.

7. 1д. Финал. Характеристика последнего раздела.

8. 2д.1к. Основные номера.

9. 2д.1к. Секстет. Музыкальная характеристика ансамбля.

10. 2д.1к. Дуэт графини и Сюзанны. Средства музыкальной выразительности.

11. 2д.2к. Основные номера.

12. 2д. Финал. Отличие от финала 1д.

Задание 2. Прослушать музыкальный материал.

1. Увертюра.

2. 1д. Дуэт Фигаро и Сюзанны.

3. 1д. Ария Фигаро «Если захочет барин попрыгать».

4. 1д. Ария Бартоло (ария мести).

5. 1д. Дуэт Сюзанны и Марцелины.

6. 1д. Ария Керубино.

7. 1д. Трио графа, Базилио и Сюзанны.

8. 1д. Ария Фигаро «Мальчик резвый».

9. 1д. Ария графини.

10. 1д. Романс Керубино.

11. 1д. Финал.

12. 2д. Секстет.

13. 2д. Дуэт графини и Сюзанны.

14. 2д. Ария Барбарины.

15. 2д. Ария Фигаро.

16. 2д. Ария Сюзанны.

17. 2д. Финал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: