Дюкарева Алёна
Пр.з.
Погружение в проблему. Связная речь – это, с одной стороны, определенный результат коммуникации, с другой – процесс (речевая деятельность) – Т.А. Ладыженская. Связная речь предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой), структурной связи ее частей – А. В. Текучев.
Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением, языковым оформлением высказываний (при выполнении специальных упражнений, при подготовке изложений и сочинений).
Необходимо формирование следующих умений:
· анализировать тему, уточнять ее границы;
· определять основную мысль;
· составлять план;
· систематизировать подобранный материал;
· правильно отбирать языковые средства.
Изложение – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).
Требования к тексту: он должен быть доступным, соответствовать уровню развития учащихся, обладать познавательным и воспитательным потенциалом, удовлетворять требованиям литературного языка.
Задание 1.: Пользуясь учебником (ами) по методике русского языка, представить основные виды изложений (ссылка: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева…):
· по цели проведения: обучающие и контрольные;
· по месту оформления работы: классные и домашние;
· по форме словесного выражения : письменные и устные;
· по отношению к объему исходного текста различаются подробные и сжатые (краткие) изложения;
· по отношению к содержанию исходного текста различаются полные, выборочные, изложения с дополнительным заданием;
· по восприятию исходного текста различаются: а) изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста; б) изложение услышанного, воспринятого на слух текста; в) изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста;
|
· по степени знакомства с исходным текстом различаются изложения незнакомого, т.е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся, текста;
· По осложненности языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями.
Источник: «Методика преподавания русского языка в школе» под редакцией М. Т. Баранова (Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов), 2001 г., Москва, Академия, с. 284 - 286
Погружение в проблему. Этапы работы над обучающим!!!(то есть в классе, вместе с учащимися) изложением (5-9 классы):
1.Вступительное слово об авторе и произведении (при необходимости).
2.Чтение текста учителем или прослушивание записи текста.
3.Определение темы и основной мысли текста.
4.Анализ содержания (ответы на вопросы), словарная работа, анализ языковых особенностей.
5.Повторное чтение или прослушивание.
Задание 2. Назвать упражнения, которые можно использовать для подготовки учащихся к изложению (не менее 5-6, возможно использование учебника по русскому (ссылка):
1. Задания аналитического характера по готовому тексту.
Например: определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится пример-доказательство..., в которой дается описание того-то; найти (определить) в тексте лишнее; часть, которую следовало бы расширить; неудачно введенные в текст цитаты; озаглавить отрывок словами текста; проследить зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания; сопоставить исходный текст и конспект - что в них общего, чем отличаются и т.д.
|
2. Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста (но не текста в целом).
Например: сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф; составить композиционную схему текста и т.д.
3. Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования.
Например: устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.
4. Задания, требующие создания нового текста на основе данного (готового).
Например: изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем вопроса; записать услышанный рассказ и т.д.
5. Задания, требующие создания своего (в полном смысле этого слова) текста (высказывания).
Например: составить тезисы выступления; написать заметку; описать в научном стиле проведенный опыт; написать отзыв.
Источник: «Методика преподавания русского языка в школе» под редакцией М. Т. Баранова (Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов), Москва. Академия, 2001 г., с. 283-284
Задание 3. Докажите или опровергните следующую точку зрения: Можно ли считать свободный и творческий диктанты как переходные формы к изложению и сочинению?
|
Свободный диктант – это запись учащимися в произвольной форме текста, запоминаемого после однократного чтения по абзацам.
Творческий диктант – это вид диктанта; упражнение в развитии самостоятельной связной речи учащихся; используется также для активизации лексики и усвоения орфографии. Т. д. может быть осуществлен в двух вариантах:
1) в соответствии с изучаемой лексико-грамматической темой подбираются и разбираются слова, с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему;
2) прочитывается и разбирается текст, выделяются обязательные для использования слова, затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указ. слова должны быть употреблены. Т. д. имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом.
Источник:Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
Я считаю, что свободный и творческий диктанты можно считать переходными формами к изложению и сочинению, так как они развивают умение выделить главное, установить логические связи и передать своими словами содержание прослушанного текста – всё это необходимо для подготовки к изложению и сочинению. Доказать мою точку зрения можно обратившись к таким учёным и методистам, как С.П. Редозубов, Н.С. Поздняков, А.В. Текучев, М.В. Ушаков, Т.А. Ладыженская.
Так, например С.П.Редозубов, Н.С. Поздняков относили к творческому диктанту такой вид упражнения, при котором «учащиеся составляют и записывают предложения с данными словами». А.В. Текучев указывал, что «творческий диктант – собирательное название разнообразных упражнений творческого характера. С точки зрения М.В. Ушаков, творческий диктант «предполагает такую запись диктуемого, при которой учащиеся вводят в текст определенные слова или словосочетания или заменяют одни формы слов другими». Т.А. Ладыженская, вслед за М.В. Ушаковым, относит к творческим диктантам «такой вид упражнений, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями».
Таким образом, все представленные учёными определения творческого диктанта так или иначе предполагают собственное осмысление текста учеником, а это является основным пунктом при подготовке учащихся к сочинению или изложению.