Составляющие системы образования | Параметры |
Содержание образования | Результаты ЕГЭ (единого государственного экзамена) Численность детей до 15 лет, не охваченных основным общим образованием Численность выпускников образовательных учреждений, зарегистрированных в службе занятости Численность учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и других комиссиях такого рода Степень обновляемости номенклатуры специальностей профессиональной подготовки Динамика уровня заболеваемости учащихся (сравнение здоровья учащихся на входе и выходе образовательной системы) Динамика наркомании и алкоголизма среди учащихся |
Сеть образовательных учреждений | Число образовательных учреждений по уровням образования: сельские и малокомплектные школы авторские школы национальные школы образовательные комплексы негосударственные образовательные учреждения Численность учащихся по уровням образования Численность детей по возрастным группам и категориям Численность преподавателей: • по уровням образования • по квалификационным категориям • по ученым степеням и званиям • по возрасту • повышающих квалификацию в установленные сроки Структура выпуска из образовательных учреждений: • по уровню образования, специальностям и профессиям • по продолжению обучения и трудоустройству Уровень финансирования образования из консолидированного бюджета региона в расчете на 1 учащегося по уровням образования Наличие полного набора типов и видов образовательных учреждений Открытие новых образовательных учреждений Количество учреждений, реализующих образовательные программы, но не входящих в ведение органа управления образованием региона Численность студентов высших учебных заведений на 10 тыс. человек населения |
Система управления | Численность аппарата управления по уровням образовательных систем Наличие нормативно-правовой базы социального партнерства Количество образовательных учреждений, изменивших ведомственную принадлежность Показатели, связанные с лицензированием, аттестацией и аккредитацией образовательных учреждений |
При этом учитывается возможность определения количественных характеристик этих параметров по данным государственного и ведомственного статистического наблюдения и региональной статистики.
Неоднородность развития региональных образовательных систем характеризуется наиболее значимыми показателями, оказывающими выраженное влияние на изменение доступности, качества и эффективности образования и определенными Концепцией модернизации образования до 2010 г. в качестве основных характеристик систем: 1. Нормативно-правовая база социального партнерства. Каждая региональная система руководствуется в своей деятельности нормативно-правовыми документами, определяющими порядок функционирования образовательных учреждений, управление ими, участие в этом процессе работодателей и общественности. Общественная составляющая управления, поддерживающая связь образования с потенциальными партнерами, предполагает:
• обеспечение условий привлечения в систему образования дополнительных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные и др.;
• формирование социального заказа на образовательные услуги (например, подготовку квалифицированных кадров по наиболее важным для региона специальностям);
• формирование общественного мнения по отношению к системе образования (например, положительное отношение к строительству нового здания школы);
• участие партнеров системы образования в образовательном процессе (например, организация производственной практики);
• оказание выпускникам помощи в трудоустройстве, включая
профориентацию и дальнейшее обучение.
Таким образом, оценка по данному показателю предполагает ответ на вопрос: «В какой степени действующая нормативно-правовая база позволяет организовать полноценное взаимодействие региональной системы образования со своими социальными партнерами?»
1. Наличие юридического статуса образовательного учреждения. Наличие статуса юридического лица у образовательного учреждения является основным условием его деятельности как самостоятельно хозяйствующего субъекта, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12). Наличие статуса юридического лица обеспечивает социальную защиту работников образовательных учреждений, включая пенсионное обеспечение, а также возможности привлечения в систему образования и более эффективного использования дополнительных ресурсов. Уровень недоиспользования системой образования этих потенциальных возможностей определяется долей образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица. Оценка данного показателя предполагает ответ на вопрос: «Какова доля образовательных учреждений региона, не имеющих статуса юридического лица?»
3. Наличие и выполнение региональных программ развития образования и других целевых программ. Развитие региональных систем образования должно осуществляться на основе соответствующих региональных, целевых и других программ. Необходимым условием их реализации является ресурсное обеспечение. Следовательно, отсутствие или недостаточность финансирования являются фактором возникновения отрицательных социальных последствий. Таким образом, оценка настоящего показателя предусматривает ответ на вопрос: «Яа сколько процентов финансируются утвержденные региональные и целевые программы в сфере образования по сравнению с объемами финансирования, установленными в этих программах?»
4. Количество ученических мест. Наличие достаточного количества ученических мест, предусмотренного лицензионными требовани-
ями, является одним из важных условий реализации прав граждан на получение образования. Создание необходимого количества таких мест, которое должно соответствовать численности учащихся каждого образовательного учреждения, обеспечивает рациональное расходование средств на образование и гарантирует соблюдение установленных условий осуществления образовательного процесса. В реальности имеют место как дефицит учебных мест (например, в «спальных» районах крупных городов), так и их избыток (например, в сельских школах). С точки зрения потенциальных возможностей возникновения отрицательных социальных последствий, оба этих показателя значимы. Для прогнозирования негативных социальных последствий важно знать как количество избыточных ученических мест, так и их дефицит. Оценка данного показателя осуществляется по каждому уровню образования и предполагает ответы на вопросы: «Какова доля избыточных учебных мест в сумме по всем региональным образовательным учреждениям по отношению к численности обучающихся в регионе? >> и «Какова степень дефицитности учебных мест в регионе, оцениваемая относительно численности обучающихся?»
5. Баланс распределения выпускников. Сбалансированность предполагает соответствие структуры выпускников по уровням образования и численности выпускников каждого уровня возможностям продолжения их обучения и дальнейшего трудоустройства. Необходимость балансирования этих показателей обусловлена необходимостью реализации гарантий права граждан на образование и организации дополнительных рабочих мест. Здесь важно определить из общего контингента выпускников численность трудоустроенных, продолжающих обучение в 10-х классах и образовательных учреждениях профессионального образования, не обучающихся и не работающих. С точки зрения остроты социальных последствий, наибольший риск представляют собой выпускники, не реализовавшие возможности продолжения учебы или работы. Таким образом, при оценке этого показателя необходимо ответить на вопрос: «Какова доля выпускников каждого уровня образования, не продолжающих учебу или не нашедших работу?»
6. Наличие необходимых учреждений инфраструктуры. Инфраструктура, т. е. учреждения и организации, подведомственные
органам управления образования, является необходимым элементом системы образования: учебные библиотечные коллекторы, информационно-прокатные центры, хозяйственные организации, комбинаты питания, диагностические центры, медико-психолого-педагогические службы и т. д. Их наличие и структура усиливают потенциал развития системы образования, способствуют более эффективному использованию средств, освобождают образовательные учреждения от исполнения «необразовательных» функций. Следует отметить, что методические рекомендации и нормативные требования по составу и потенциалу организаций инфраструктуры до сих пор не разработаны. Их формирование в регионах осуществляется по принципу «как складывается». Характеристика инфраструктуры предполагает оценку полноты исполнения возлагаемых на нее функций обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Оценка данного показателя отвечает на вопрос: «Какова степень реализации организациями инфраструктуры функций по обеспечению образовательного процесса?»
7. Численность детей до 15 лет, находящихся вне образования.
Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет (ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Наличие детей, не посещающих общеобразовательные учреждения или систематически пропускающих занятия без уважительных причин, свидетельствует о недоиспользовании возможностей системы образования для обеспечения образовательных прав этой категории детей. Региональным органам управления образованием важно знать всех этих детей поименно и вести соответствующий их учет. Оценка данного показателя представляет собой определение доли этих детей в общей их численности в возрасте от 7 до 15 лет. Оценка данного показателя позволяет ответить на вопрос: «Какова доля детей в возрасте от 7 до 15 лет, не посещающих общеобразовательные учреждения или систематически пропускающих занятия без уважительных причин, в общей численности детей указанного возраста?»
8. Уровень заболеваемости учащихся. Данные органов здравоохранения свидетельствуют о постоянном ухудшении здоровья учащихся, в том числе вследствие негативного воздействия обра-