Промышленность за этот век получила очень большое развитие и промышленное оборудование вошло и в сферу производства игрушек, и изображения, с точностью воспроизводящие живые существа, настолько что смотря на детские игрушки сегодня, ты как будто смотришь на живые существа. Более того, они сделаны так, что могут плакать, смеяться, петь, разговаривать – разве эти изображения, изготовленные с такой точностью, могут принадлежать к игрушкам Айши, или в игрушках Айши не было такого подобия творению Аллаха, и иногда лицо может быть стёрто полностью и у неё нет ни глаз, ни носа, ни зубов? Относительно этого между учёными нашего времени существует расхождение во мнениях.
Одна группа учёных нашего времени, во главе с его превосходительством Муфтием Мухаммадом бин Ибрахимом, да смилуется над ним Всевышний Аллах[35], и уважаемым шейхом Хамудом бин Абдуллой ат-Тувайджири, запретила такие игрушки[36].
Их доводом было следующее:
Основой является запрет, а исключение касается игрушек, подобны тем что были во времена Айши, да будет доволен ею Аллах, и поэтом следует ограничиваться тем, что передано в хадисах, а всё остальное останется запретным в соответствии со своей основой. Что же касается игрушек из пластика, то они не попадают под шариатское разрешение по причине своего сильного подобия и сходства с творением Аллаха, а также по причине того, что они выходят из категории игрушек, в отношении которых в шариате делается исключение.
Другие учёные считают, что пластмассовые игрушки следует считать подобием древних игрушек, к числу сторонников этого мнения принадлежат ас-Сайи́д ас-Са́бик, говорящий об этом в своей книге «Фикх ас-сунна»[37], шейх Юсуф аль-Кардави[38] и другие.
|
Их доказательство заключается в следующем:
Хадисы, в которых разрешается использовать игрушечных кукол, являются всеобщими и нигде нет ничего, что каким-либо образом уточняло бы это, к этому я также хочу добавить, что если бы лицо было стёртым, то никаких разногласий относительно разрешённости бы не было. Расхождения во мнениях между ранними учёными относительно игрушечных кукол касается только тех изображений, у которых есть лицо, руки и ноги, и поэтому имам Ахмад в своё время сказал: «Абу Абдулла сказал: “И иногда они рисуют лицо, глаза, нос и зубы”»[39].
Также доказательством того, что слова учёных не касаются изображений со стёртым лицом или фигурки из двух палочек, перевязанных крест-накрест и представляющих собой какое-то маленькое создание, которое затем обматывают тканью. Это не является запретным для всех – и для взрослых, и для детей, и когда ранние учёные говорят: «Детские игрушки являются исключением из запрета», то это означает исключением из того вида, который запрещён, а запретный вид представляет собой изображение не иначе как с глазами, носом и зубами, руками и ногами. Иначе какой же смысл в их словах «Детские игрушки являются исключением из запрета», если они не представляют собой подобие живого существа, а лишь изображение со стёртым лицом?
Казый Ийа́д, да смилуется над ними обоими Всевышний Аллах, говоря о хадисе «Я играла девочками у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует » сказал: «В нём указывается на разрешённость игры с ними и на исключение их из числа запретных изображений на основании этого хадиса, а также по причине того, что это помогает обучению маленьких девочек уходу за собой, за своими домами и детьми, и учёные разрешили их продажу и приобретение… И большинство учёных считает что девочкам разрешается играть с ними»[40].
|
Его слова «и на исключение их из числа запретных изображений» являются доказательством того, что он говорит о запретных изображениях, а не о тех, что являются разрешёнными, изображения живых существ, о которых говорят учёные – это изображения со стёртым лицом, и никто вообще не спорит по поводу того, что они не являются запретными. Именно поэтому наш шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Всевышний Аллах, дабы избежать сомнительного, сказал, что лица таких изображений нужно стирать, то есть лица пластиковых игрушек, и если это будет сделано, то они станут дозволенными в любом случае и не будут являться исключением из запретного, и ниже я приведу его слова полостью, если этого пожелает Всевышний Аллах.
Аль-Ха́физ Ибн Хаджар сказал: «Данный хадис используют в качестве доказательства – то есть хадис об игрушках Айши – дозволенности использования изображений в виде девочек и игры с ними, и это является исключением из общего запрета использования изображений живых существ»[41].
Задумайтесь же над словами аль-Ха́физа Ибн Хаджара и его фразой «и это является исключением из общего запрета использования изображений живых существ».
Аль-Хатта́би сказал: «Он, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил Айше, да будет доволен ею Аллах, так как тогда она ещё не достигла совершеннолетия»[42]. Его слова «разрешил Айше» являются доказательством того, что это касалось запретных изображений, а не в отношении больших подушек, на которых было вышито [изображение живого существа] и не в отношении маленьких подушек, и не в отношении палочек, связанных друг с другом.
|
Аль-Мана́ви в «Файдъ аль-кади́р» сказал: «Из запрета изображений живых существ исключаются куклы и это считается разрешённым у маликитов и шафиитов, так как относительно этого передаётся разрешение, кто-то из учёных отделился от большинства и запретил их, считая этот хадис отменённым»[43].
Другие же считали, что лучше воздерживаться от того, чтобы называть их запретными, такую позицию избрал наш шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Всевышний Аллах. В своей книге «Шарх аль-мумти’» он сказал:
«Вид [игрушек], изготовленных из пластика, представляющих собой обычное изображение человека с той лишь разницей, что он маленький, он эта игрушка может двигаться, иногда может обладать голосом. И кто-то может сказать: “Это запретно так как это очень точное изображение и представляет собой полное изображение человека – то есть не обобщённое, а подробное изображение – и у него имеются двигающиеся глаза”. Мы же [в ответ] можем сказать: “Они являются дозволенными, так как Айша играла с куклами и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не осуждал её”. Однако если мы приведём в качестве доказательства хадис Айши, то кто-то может сказать, что “Изображения [живых существ], имевшиеся у Айши, не являются изображениями, существующими сегодня, и между ними огромная разница”. Но тот, кто посмотрит на общность разрешения и что маленьким разрешается то, чего не разрешается взрослым, как об этом сказал шейх аль-ислам Ибн Таймия, да смилостивится над ним Аллах в “Главе о состязаниях”: “Маленьким разрешается то, что не разрешается взрослым, так как игра – это естественно для детей”. И поэтому ты можешь обнаружить, что изображения [живых существ], имеющиеся у маленьких девочек, похожи на настоящих девочек, как будто бы она родила их, и эта [игрушка] может быть для неё средством для [того, чтобы научиться] уходу за детьми в будущем. Ты обнаруживаешь, что она также даёт ей имя – это такая-то. Кто-то может сказать, что “Это разрешается”, но я воздерживаюсь от того, чтобы объявить их запретными в действительности, но для того чтобы избежать сомнительного, можно стереть лицо [игрушки, оплавив его] огнём». Здесь заканчиваются его слова, да смилостивится над ним Аллах.
Необходимо отметить, что: наш шейх не воздержался от того, чтобы назвать их дозволенными, а воздержался от объявления запретными, и здесь имеется разница, и это является признаком его глубокого понимания, да смилуется над ним Всевышний Аллах.
Поэтому, когда шейху во время передачи «Открытая встреча» было задано два вопроса относительно этих игрушек, он не был жёстким в этом вопросе, вот его ответ:
Вопрос первый: «Какова шариатская оценка приобретения детских игрушек, представляющих собой изображения живых существ – лошади, осла, птицы или чего-либо другого?».
Ответ: «Игрушки, с которыми играют дети – нам следует быть в этом немного снисходительнее, так как у Айши, да будет доволен ею Аллах, были игрушки в виде девочек, с которыми она играла, и маленьким прощается то, чего не прощается взрослым. Однако в такой ситуации лучше купить им игрушку из тех, что стали производится недавно – игрушки из ваты или поролона, в виде человека или лошади, или в виде верблюда, так как они не такие чёткие, то есть у них нет явно заметного носа, нет губ, нет ничего из того, что выделялось бы явно. И дети будут играть с ними и это лучше и правильнее…». Это конец его ответа, да смилуется над ним Аллах.
Что же касается второго вопроса, заданного во время передачи «Открытая встреча», то в нём говорится: «В отношении игрушек, которые называют “кукла” мы слышали, что Вы дали фетву об их разрешённости?».
Его ответом, да смилуется над ними обоими Аллах, было «Да, я не проявляю жёсткости в отношении детских игрушек.
Во-первых: так как хадис Айши “ Я играла девочками ” достоверный и передаётся сборнике аль-Бухари и других, это было при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение, и мы знаем, что промышленность достигла этого уровня, известного сейчас. И мы говорим: так как смысл, по причине которого девочкам были разрешены игрушки, существует и сегодня, даже и в этих изображениях. Поэтому, когда ты видишь, как маленькая девочка – если у неё есть одна из таких кукол – полностью заботится о ней: одевает платья, купает, кладёт перед кондиционером и говорит ей: “Доченька”, “Любимая” и тому подобное, то мудрость этого заключается в том, чтобы выработать у девочки навык заботы о своих детях, и до тех пор, пока эта причина существует – эта мудрость имеет место. Однако, наряду с этим мы не считаем это хорошим и говорим: возможно, что у этих изображений живых существ следует срезать лицо ножом и сделать чем-то иным, и тогда оно станет подобным кукле …».
[1] Все те доводы, которые рассматриваются в отношении использования игрушек, могут применяться в отношении картинок в детских книгах и учебниках – примечание переводчика.
[2] «ад-Дурр аль-мухта́р» (5/226), «Ха́шийат Ибн Абидин» (1/650), и «Умдат аль-Ка́ри» (11/70 и 12/40).
[3] «Мава́хиб аль-Джали́ль» (4/267), «Тафси́р аль-Куртуби» (14/275), «Икма́ль аль-муаллим» (7/447), «Шарх аз-Зарка́ни ли-ль-Муватта» (4/469), и «аль-Фава́ких» ад-Давва́ни (2/315).
[4] «Шарх ан-Навави́ аля Сахи́х Муслим» (11/82), «Мугни аль-мухта́дж» (4/247 - 248), «И`анат ат-та́либин» (3/363), и «А́сна аль-мата́либ» (3/226).
[5] «Фата́ва аш-шейх Мухаммад бин Ибрахим» (1/180 – 183).
[6] «аль-Мухалля́» (вопрос № 1910).
[7] Казый Ийад считает, что большинство учёных разрешали это, в «Икма́ль аль-муаллим» (7/447), говоря о хадисе «Я играла дочками у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует… », он сказал: «В нём содержится разрешение играть с ними, а также указывается на исключение этого из общего запрета на основании данного хадиса, так как это помогает маленьким девочкам учиться ухаживать за собой, за своими домами и детьми. И учёные разрешили продавать такие игрушки и покупать их, и мнения относительно разрешённости игрушек для девочек придерживается большинство учёных». См. также «Фатх аль-Ба́ри» (10/527), «Шарх ан-Навави́ аля Сахи́х Муслим» (14/82), и «аль-Мавсуа аль-кувайтия» (12/121).
[8] «ас-Сунан аль-кубра» ан-Насаи (5/305), и аль-Ха́физ в «Фатх аль-Ба́ри» (10/527) сказал: «И это не ограничено маленьким возрастом, что необходимо рассмотреть в отдельности».
[9] Ибн Таймия в «аль-Фатава аль-кубра» (5/415) сказал: «Имам Ахмад, аль-Бухари и Муслим передали, что “ Айша, да будет доволен ею Аллах, вместе с девочками играла в дочки, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел их и разрешал для детей то, чего не разрешал для взрослых ”, и я уверен, что слова “ разрешал это ” касаются не забав и игр, так как это не запретно для взрослых, и очевидно что это касается изображений живых существ, и если это разрешалось в виде исключения для детей, то для взрослых это было запретным. И только Аллаху известна истина».
[10] «ад-Дурр аль-мухта́р» (5/226), «Хашият Ибн Абидин» (1/650) и «Миркат аль-мафатих» (6/407).
[11] В «аль-Байа́н ва-т-тахсы́ль» (18/573) говорится: «Когда Асбага спросили об игрушках изображающих живые существа, с которыми играют женщины и дети – дозволено ли это, он сказал: “Я не вижу в этом ничего плохого, если только это не вырезано – и тогда это не разрешается, так как сохраняется надолго, а если это сделано из чего-либо что ломается или гниёт, даже если оно изготовлено из обожжённой глины или дерева, то я бы хотел чтобы это было что-то полегче, если пожелает Аллах…”», а Ибн Рушд добавил слова, которые тебе лучше посмотреть самому, так как я оставил их из-за того что она написал очень много.
[12] В «Маалим аль-курба фи талаб аль-хисба» (с. 56) говорится: «А также продажа изображений живых существ, изготовленных из глины, например в виде животных, которые продаются по праздникам – игрушки для детей, и разбить их является обязанностью с точки зрения шариата». См. “ас-Сунан” аль-Байхакы (10/219).
[13] «Кашф аль-мушкиль» Ибн аль-Джаузи (4/321).
[14] В «Китаб аль-вара`» в передаче аль-Марвази (с. 154) говорится: «Абу Абдуллу спросили: “Что ты скажешь, если девочка попросила мужчину распорядителя завещанием купить ей игрушку?”, и он ответил: “Если это изображение живого существа то нет», и затем он сказал что-то, а я спросил: “Изображение? Даже если имеется рука или нога?” и он ответил: “Икрима сказала: “Всё что имеет голову – это изображение”. Затем Абу Абдулла сказал: “И иногда они рисуют лицо, глаза, нос и зубы”, а я сказал: “И ты считаешь предпочтительным избегать их приобретения?” и он ответил: “Да”, а когда я спросил: “Но разве Айша не говорит: “Я играла дочками” ”, он ответил: “Да, это Мухаммад бин Ибрахим возводит этот хадис к Хиша́му, но я не считаю, что Хиша́м что-либо говорит об этом, и в хадисе Мухаммад ибн Ибрахима говорится: “ Пророк подталкивал их ко мне ””».
В «аль-Адаб аш-шар`ийа» Ибн Муфлиха (3/509 – 510) говорится: «Основное мнение имама Ахмада – это запретность и неприятие если эти игрушки представляют собой изображения живых существ. Как передаёт аль-Марвази: “Когда его спросили о том, может ли распорядитель завещанием купить девочке игрушку если она попросит, он сказал “Если это изображение живого существа – нет”. По версии Бакра бин Мухаммада, когда его спросили о хадисе Айши “ Я играла дочками ”, он ответил “Нет ничего плохого в игре игрушками, если это не изображения [живых существ], но если это изображения, то это нельзя”. Таким образом, очевидно, что это является запретом игр с ними если они представляют собой изображения живых существ. Как передал Ахмад с иснадом от Мухаммада бин Ибрахима бин аль-Хариса ат-Тайми: “ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл к Айше, а она в этот момент играла девочками и вместе с ней были девочки, и он спросил: “Что это, о Айша?” и она ответила “Это конь Сулеймана” и Пророк стал смеяться после её слов, да благословит его Аллах и приветствует ”. Ахмад сказал: “Этот хадис редкий и я не слышал его кроме как от Яхьи бин Са`ида”. В “Достоверном сборнике” передаётся, что они были среди вещей Айши, да будет доволен ею Аллах, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, женился на ней. Среди учёных были те, кто считал это исключением из общего запрета изображений живых существ, также среди них были и те, кто считал, что первоначально это было разрешённым, до того как на изображения живых существ был наложен запрет, и потом это разрешение было отменено».
[15] «Файд аль-кади́р» (1/518).
[16] «Икма́ль аль-муаллим» (7/448).
[17] «аль-Джами`ас-сахих» аль-Бухари (хадис №6130) и Сахих Муслима (№2440).
[18] Арабск. «كنت ألعب بالبنات» – примечание переводчика.
[19] Так как в арабском языке слово «бана́т» может использоваться как в значении «дочери», так и в значении «девочки» – примечание переводчика.
[20] Это передаётся в одной из версий данного хадиса – примечание переводчика.
[21] «аль-Джами`ас-сахих» аль-Бухари (хадис №5236) и Сахих Муслима (№892).
[22] «Ударил топором» – примечание переводчика.
[23] «Прошёл мимо Мухаммада» – примечание переводчика.
[24] «Купил за пятьдесят дирхемов» – примечание переводчика.
[25] «Хлеб с сыром» – примечание переводчика.
[26] «Вместе», «от [чего-либо включительно]» и «от» – примечание переводчика.
[27] «Муснад аль-Хумайди» (хадис №260).
[28] «ас-Сунан аль-кубра» (№ 8948).
[29] «ас-Сунан» Абу Дау́да, хадис № 4932.
[30] Его передали ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» (хадис №8950) и аль-Байхакы в «ас-Сунан» (10/219) с иснадом от Мухаммада бин Ибрахима, аль-Газали в «Ихья улюм ад-дин» назвал его достоверным (2/278).
Ранее я уже приводил выдержку из «Китаб аль-вара`» в передаче аль-Марвази (с. 154): «Абу Абдуллу спросили: … “Но разве Айша не говорит: “Я играла девочками” ”, он ответил: “Да, это Мухаммад бин Ибрахим возводит этот хадис к Хиша́му, но я не считаю, что Хиша́м что-либо говорит об этом, и в хадисе Мухаммад ибн Ибрахима говорится: “ Пророк подталкивал их ко мне ””».
В «аль-Адаб аш-шар`ийа» Ибн Муфлиха (3/509 – 510) говорится: «Основное мнение имама Ахмада – это запретность и неприятие если эти игрушки представляют собой изображения живых существ. Как передаёт аль-Марвази: “Когда его спросили о том, может ли распорядитель завещанием купить девочке игрушку если она попросит, он сказал “Если это изображение живого существа – нет”. По версии Бакра бин Мухаммада, когда его спросили о хадисе Айши “ Я играла дочками ”, он ответил “Нет ничего плохого в игре игрушками, если это не изображения [живых существ], но если это изображения, то это нельзя”. Таким образом, очевидно, что это является запретом игр с ними если они представляют собой изображения живых существ. Как передал Ахмад с иснадом от Мухаммада бин Ибрахима бин аль-Хариса ат-Тайми, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл к Айше, а она в этот момент играла девочками и вместе с ней были девочки, и он спросил: “Что это, о Айша?” и она ответила “Это конь Сулеймана” и Пророк стал смеяться после её слов, да благословит его Аллах и приветствует”. Ахмад сказал: “Этот хадис редкий и я не слышал его кроме как от Яхьи бин Са`ида”».
Также этот хадис передал Ибн Хибба́н в своём «ас-Сахи́х» (№5864) с иснадом от Абу ан-Надра от Урвы от Айши в подобной версии, однако в нём нет упоминания «дочках Айши», в нём лишь говорится «…и я играла с игрушками и он спросил: “О Айша, что это?” и она ответила “игрушки”, а не “мои дочки”. И если осуждение имама Ахмада было вызвано тем, что это были изображения живых существ, то в этом хадисе упоминаются игрушки, и не обязательно что игрушки должны представлять собой эти изображения. Хадис, переданный от Хиша́ма прямо говорит о «дочках Айши», подобно тому, как лошадь с крыльями также была изображением живого существа. В противном же случае слова имама Ахмада, на мой взгляд, нуждаются в большем осмыслении для понимания, чтобы узнать что же здесь имеется в виду, и слова имамов относительно причин установления шариатских правовых норм, прежде чем быть оспоренными, нуждаются в правильном понимании, так как иначе исследователь – если поспешит – поймёт это неправильно, и если человек не понял, то ничто не мешает ему научится его пониманию у обладателей знания. И я рекомендую своим братьям и сыновьям, искателям знаний не брать на себя смелость понять слова имамов относительно причин установления шариатских правовых норм в частности, и особенно ранних среди них, и ты очень часто видишь, как большинство пытающихся понять их слова понимают неправильно.
[31] аль-Бухари (хадис №1960) и Муслим (хадис №1136).
[32] аль-Бухари (хадис №5951), Муслим (хадис №2108).
[33] Имеется в виду изображение любого существа, в котором есть дух – примечание переводчика.
[34] аль-Бухари (хадис №2225), Муслим (хадис №2110).
[35] «Фатава самахат аш-шейх Мухаммад бин Ибрахим» (1/180 – 183).
[36] «И’ла́н ан-наки́р» (с. 97).
[37] «Фикх ас-сунна» (3/500).
[38] «аль-Халяль ва аль-харам фи-ль-ислам» (с. 103 – 104).
[39] «Китаб альвара’» (с. 154) и мы уже приводили этот текст полностью.
[40] «Икмаль аль-му’аллим» (7/447).
[41] «Фатх аль-Ба́ри» (10/527).
[42] «Умдат аль-ка́ри» (22/170).
[43] «Файдъ аль-кади́р» (1/518).