Шейх Дабьян бин Мухаммад ад-Дабьян
Несколько строк об авторе
Родился в Бурейде (КСА) в 1379 г. по хиджре. Получил степень магистра с оценкой «отлично» на шариатском факультете Исламского университета им. имама Мухаммада бин Сауда (отделение в г. Касым). Является автором целого ряда книг по исламскому праву, в настоящее время работает над составлением «Энциклопедии шариатских норм имущественных взаимоотношений». Также в настоящее время работает шариатским консультантом в Министерстве исламских дел (отделение в г. Касым).
Известный учёный его превосходительство шейх Мухаммад бин На́сыр аль-Аббу́ди в своей статье, изданной в саудовской газете «Йаум аль-ахад» от 17/8/1429 г.х., дал шейху ад-Дабьяну следующую характеристику: «Учёный, выдающийся знаток исламского права, шейх Дабьян бин Мухаммад ад-Дабьян – один из тех оставшихся мужей из числа учёных, давших обет посвятить самих себя, своё время и всё чем они владеют помимо этого научным исследованиям».
_______________________________________________________________
Ребёнок, будь то мальчик или девочка, нуждается в игрушках, и игрушки для ребёнка считаются не только физической необходимостью, но это также одна из форм обучения, что хорошо известно тем, кто профессионально занимался обучением детей в детских садах. Это объясняется тем, что ребёнок при использовании игрушек усваивает то, чего не может усвоить посредством устного объяснения, и к числу таких игрушек относятся и игрушки, представляющие собой подобие человека или животного. Раньше подобные игрушки изготавливались из кусочков ткани и шерсти, затем с развитием промышленности и появлением промышленного оборудования они стали изготавливаться из пластика, при этом с точностью передавая образ живого существа.
|
Так какова же шариатская оценка торговли такими товарами, представляющими собой подобие тела человека или животного?
Чтобы ответить на этот вопрос мы упомянём расхождение во мнениях между учёными прошлых веков относительно шариатской правовой оценки изготовления изображений живых существ из шерсти и кусочков ткани, а затем приведём слова современных учёных относительно шариатской оценки их изготовления из пластика и других материалов. Соответственно те из них, кто разрешал их изготовление – разрешал и их продажу, а кто запрещал – запрещал и торговлю ими.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: ОТНОСИТЕЛЬНО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ИЗ КУСОЧКОВ ТКАНИ И ШЕРСТИ
В вопросе относительно изготовления игрушек из кусочков ткани и кожи учёные разошлись на два мнения:
Мнение первое:
Это разрешается, таково мнение учёных ханафитского[2], маликитского[3] и шафиитского[4] мазхабов, также некоторых поздних учёных ханбалитского[5] мазхаба, также это мнение предпочёл Ибн Хазм[6], а казый Ийа́д упоминает, что это мнение большинства учёных[7].
Ан-Наса́и сказал: «Глава о том, когда мужчина разрешает своей жене играть с девочками»[8].
Также Ибн Таймия сказал: «Это разрешается детям и не разрешается взрослым»[9].
Мнение второе:
Это не разрешается, таково одно из мнений в ханафитском[10] мазхабе, также эту точку зрения избрали некоторые маликиты[11] и некоторые шафииты[12] и некоторые учёные ханбалитского[13] мазхаба, и это также передаётся от имама Ахмада[14], да смилуется над ним Аллах.
|
Аль-Мана́ви считал мнение о запретности обособленным[15].
От имама Малика передаётся высказывание о нежелательности покупки таких игрушек, и казый Ийа́д сказал: «По-моему это можно истолковать как нежелательность такого заработка для продавца и речь идёт о том, что купля и продажа подобных игрушек не является качеством уважающих себя мужчин, а не о порицаемости игры с такими игрушками»[16].
Доказательство тех, кто сказал: «Разрешается изготавливать изображения живых существ для детей»:
Как передал аль-Бухари и Муслим от Хишама бин Урвы со слов его отца от Айши, да будет доволен ею Аллах: «Я играла дочками у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и у меня были подружки, игравшие вместе со мной, и когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, входил, они смущались видя его, но он подталкивал их ко мне и они играли со мной »[17].
Суть данной аргументации: Её слова «Я играла девочками » – а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видел, что у неё есть эти куклы и разрешал играть с ними – указывают на то, что детские игрушки являются исключением из общего запрета использовать изображения живых существ.
Вот какой ответ дают на это некоторые учёные:
То, что это было до запрета изображений живых существ, и затем, впоследствии это разрешение было отменено, либо что слова Айши «Яиграла дочками »[18] означают «играла вместе с девочками[19]», и предлог «би» означает «вместе», и, таким образом, имеется в виду то, что речь не идёт об игрушках.
|
Другие же учёные ответили на это следующим образом:
Что касается ответа на заявления об отмене разрешения играть с изображениями живых существ, то следует сказать: нельзя говорить об отмене кроме как в случае противоречий между доказательствами, так как отмена – это аннулирование одного из двух доказательств, в то время как их объединение указывает на правомочность применения их обоих. Также здесь мы не знаем время и поэтому нельзя сказать, что объединение этих двух доказательств невозможно, наоборот, разрешение можно понимать как разрешение для детей, а запрет – как запрет для взрослых. Поэтому:
Айша, как это передаётся в двух «Достоверных сборниках» аль-Бухари и Муслима: «Однажды, когда эфиопы играли в мечети, я заметила, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоит у дверей моей комнаты, прикрывая меня своей накидкой, а я в это время смотрела на эфиопов, игравших [своими копьями] [20], до тех пор, пока мне это не наскучило, отдайте же должное тому, насколько мне, молодой девушке, хотелось играть »[21].
Что же касается ответа на их слова «Я играла дочками » и что это означает «вместе с девочками», то Ибн Малик сказал:
«Частица “би” может использоваться в значении “использовать что-либо”, например, "ضربته بالفأس"[22], также она может использоваться для указания объекта мимо которого прошёл говорящий, например [23]"مررت بـمحمد", также для передачи смысла возмещения, например “اشتريت بـخمسين درهما”[24], также она может передавать смысл присоединения или приписывания, например как "الـخبز بالـجبن" [25], кроме того она используется в значениях частиц مع, من, и عن[26]».
На это следует ответить: это утверждение, наряду с тем что подобное противоречит прямому смыслу, опровергается другими словами в этом хадисе, и в «Достоверном сборнике» Муслима в версии, переданной Джари́ром от Хиша́ма говорится: «Я играла дочками в его доме и это были игрушки ».
Как передал аль-Хумайди, Суфьян сказал: «Хиша́м бин Урва передал нам этот хадис в следующей версии: “ Я играла этими дочками, и девочки приходили ко мне и играли ими вместе со мной… »[27].
В «Сунан ан-Наса́и аль-кубра» со слов Абдульазиза бин Салямы от Хиша́ма этот хадис передаётся в следующей версии: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приводил ко мне девочек и мы играли в этих маленьких девочек-игрушек »[28].
Существует также другая версия этого хадиса Айши, от другого передатчика, а не от Хиша́ма бин Урвы, где раскрывается скрытый смысл о девочках-игрушках, которыми играла Айша и я ниже приведу его иснад вместе со следующим доказательством.
Доказательство второе:
То, что передал Абу Дауд со слов Мухаммада бин Ибрахима от Абу Салямы бин Абдуррахмана от Айши, да будет доволен ею Аллах: «Однажды, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался из похода на Табук или Хайбар, навес, под которым сидела Айша, была занавешен, но подул ветер, и из-за занавески показались куклы, с которыми обычно играла Айша. Увидев их, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поинтересовался: «Что это, о Айша?», и Айша ответила: «Это мои дочки». Тут Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заметил среди кукол лошадь с крыльями и спросил: «А что это там в середине?», Айша ответила: «Это лошадь», и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил вновь: «А что это у неё на спине?», а Айша сказала: «Это крылья». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, удивился: «Лошадь с крыльями?», а Айша заметила: «Разве ты не знаешь, что у Сулеймана была конница из крылатых лошадей?», и услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся так, что показались его задние зубы »[29].
Иснад этого хадиса достоверен[30]. Суть аргументации с помощью этого хадиса аналогична предыдущему хадису.
Доказательство третье:
То, что передал аль-Бухари с иснадом от Ха́лида бин Закава́на от ар-Рубаййи’ бин Му’аввиз, она сказала: ««Утром в день ашуры Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил [глашатая, чтобы возвестить] в селениях ансаров [следующее]: “Пусть поевший утром [этого дня] уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведёт его до конца». [Ар-Рубаййи’] сказала: «С тех пор мы соблюдали пост [в этот день] сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать [требуя] еды, мы давали ему [такую игрушку], пока не наступало время разговения »[31].
Суть аргументации: Прямой смысл слов «игрушки из шерсти » в подавляющем большинстве случаев понимается как подобие людей и животных, в виде игрушек Айши, да будет доволен ею Аллах.
Кто-то может сказать: в этом хадисе нет прямого указания на то, что игрушки представляли собой изображения живых существ, и может быть это были игрушки в виде деревьев и тому подобных неживых предметов, и это не вызывает никакого сомнения, и только Аллаху известна истина.
Четвёртое доказательство:
Что касается изображений живых существ на подушках и постели, то очень большое количество учёных считали их дозволенными, так как они не представляли собой объект возвеличивания и не вели к многобожию. Из этого следует, что игрушки тем более дозволены, так как это то, что принадлежит маленьким детям и они забавляются с ними, и не представляют собой предмет возвеличивания и поклонения.
Доказательство пятое:
Также логично использовать детские игрушки для удовлетворения острой необходимости в обучении детей и обучения девочек тому, как им нужно заботиться о детях в будущем, а также обучения мальчиков выполнять отеческие функции. Кроме того, это приносит им радость и отводит печаль, и занимает их чем-то полезным вместо того, чтобы их деятельность была направлена на что-то пустое или на вредительство.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТЕХ, КТО ГОВОРИТ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ В КАЧЕСТВЕ ИГРУШЕК НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ»:
Доказательство первое: Общность запрета относительно изображений живых существ и тех, кто их делает, их множество, в том числе следующие:
То, что передал аль-Бухари с иснадом от Убайдуллы бин Умара от Нафи’а, что Абдулла бин Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, рассказал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, те, которые создают эти изображения, в День Воскресения будут подвергнуты мучениям, и им скажут: “Оживите то, что вы создали!” »[32], и он не сделал различия между теми, кто делает их для детей или делает для взрослых.
Также это хадис, переданный аль-Бухари с иснадом от Ауфа от Саида бин Абу аль-Хасана: «О Абу Аббас, поистине, я – человек, который зарабатывает на жизнь своими руками, делая эти изображения». Ибн Аббас сказал: «Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я слышал, как он сказал: “Того, кто создаст [какое-либо] изображение [33], Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не [сможет сделать этого] никогда!”». [Услышав его слова] этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело [от страха. Тогда Ибн Аббас] сказал [ему]: «Горе тебе, если уж ты непременно хочешь и дальше заниматься этим, то тебе следует [изображать] деревья и всё то, в чём нет духа ».
В версии, переданной Муслимом говорится: «Каждый [человек], создающий изображения, [окажется] в Огне, где за каждое нарисованное им изображение к нему [приставят] того, кто будет мучить его в Геенне"». [После этого Ибн Аббас] сказал: «Если уж ты непременно должен заниматься этим, [изображай] деревья и то, в чём нет души »[34].
Суть аргументации:
Ибн Аббас не разрешил ему делать какие-либо изображения кроме изображений деревьев или того, в чём нет души, и если бы детские игрушки, изображающие живые существа входили в число этого дозволенного, то он непременно упомянул бы это. Но так как он не сделал этого – следовательно они попадают под общий запрет, и слова в хадисе, переданном Муслимом «Каждый [человек], создающий изображения, [окажется] в Огне » имеют всеобщий смысл, поэтому сюда входит и те изображения, что делаются для детей, и те, что делаются для взрослых.
Наиболее предпочтительное мнение:
То, к чему я склоняюсь – это то, что мнение о разрешённости ближе к истине, так как они в качестве доказательств приводят хадисы, касающиеся каких-то конкретных ситуаций, а говорящие о запретности – ссылаются на хадисы с общим смыслом. Мой вывод объясняется тем, что хадисам с частным (узким) смыслом отдаётся приоритет перед хадисами со смыслом общим, и всеобщие тексты в шариате иногда могут иметь уточнения, а обобщённые иногда могут уточняться, и к их числу принадлежит и рассматриваемая нами проблема. И только Аллаху ведома истина.