II глава. Белый олень Аннона




Среди темных чащоб и тенистых зарослей друидизма древних кельтов порой можно встретить силуэт белого оленя, чью шею украшает серебряная корона. Этот зверь служит живым воплощением Тайны, глашатаем чудес, что сопровождает искателя на пути в удивительные миры инициатического опыта. Его история восходит к эпохе неолита, задолго до времени появления индоевропейцев.

Белый Олень-Психопомп – это колдовское обличье, что принимает Рогатый бог, появляясь в романах артуровского цикла: он заманивает преследующих его рыцарей все глубже в чащи Иного мира.

В «Мабиногионе» подобный олень завлек в царство Аннона Пуйла, правителя Дифеда, где тот поменялся местами с владыкой Иного мира, Аравном, которого представляли как всадника со сворой белых псов с красными ушами, Кон Аннон («гончих Аннона»), и с охотничьим рогом на шее. Имя «Аравн» некоторыми комментаторами связывается с Херном.

Галльского Рогатого бога именовали «Кернунном» (Cernunnos), что означает «Рогатый» или «Бог с оленьей головой»: это имя обнаружено на «колонне лодочников», фрагменты которой нашли в Соборе Парижской Богоматери, где бог изображен с торквесами на рогах. На галло-римской стеле из Реймса Кернунн сидит, скрестив ноги, и рассыпает из мешка монеты, поскольку он владеет богатствами предков и Иного мира, подобно италийскому Плутону. Над ним вырезана крыса, а под ногами бога изображены священные олень и бык, которые наряду с Козлом, представляют собой его основные тотемы. На кельто-скифском котле из Гундерструпа божество держит в одной руке змею с бараньей головой, а в другой – торквес.

Судя по всему, «Кернуннос» - это эпитет божества, относящийся к персонажу, чье настоящее имя было ВИНД (VINDOS) – «белый»: это слово происходит от индоевропейских корней *WEI - «чистый» и * HWIT - «быть белым» (сравните с родственным санскритским CVETA, «белый»).

Винд был сыном Ноденса («туманного охотника»), и имя его обноруживается в топонимике некоторых культовых мест Европы, где были найдены изображения рогатого божества, таких как Вена (Виндобона), нортумберлендский Честерхолм (Виндоланд) и дарэмский Эбчестер (Виндомора).

Винд-Кернуннос, Белый Охотник с оленьей головой, - вот истинный Рогатый бог, почитаемый древними кельтами, отпрыск Небесного Отца, Ноденса, архетип Божественного Воителя-Охотника, Исступленного Чародея-Провидца и Проводника Душ в Андумнос, загробный мир. Его важную роль в индоевропейском друидизме подтверждают изображения трехликого Кернунноса из Румынии и Галлии, которые указывают на всеобъемлющую силу Рогатого бога, как тройственного владыки магической и духовной премудрости (дух / дыхание / голова), жизненной энергии (огонь / грудь), и изобилия, эротизма и богатства (вода / земля / чресла).

Н оденс, его отец, Однорукий Меченосец, тождественен Дьяусу-Митре индийских Вед, тевтонскому Тейвазу, римскому Юпитеру/Дию Фидию, греческому Зевсу и ирландскому Нуаду Серебряной Руке. Это светлое дневное божество, Владыка Небес, который поддерживает естественный порядок и космический закон, как небесный правитель par excellence. Винд же олицетворяет сокровенную ипостась Ноденса - внесоциальное воплощение Хаоса, хтоническое и териоморфное.

В валлийско-бретонском изводе общекельтской друидической религии, Винд Мак Ноденс превратился в Гвинна ап Нудда, короля фейри Аннона и Хозяина Дикой Охоты валлийской традиции. Он скачет по ночам в сопровождении белых «гончих Аннона» и переносит души умерших на вершину Гластонбери Тор, главным вратам в Преисподнюю.

Гвинн – владыка фейри: он правит преображенными душами предков, Плант Аннон, или Волшебным народом. Шум его гончих, что мчатся над пустошами в полночь, неотделим от криков перелетных гусей – птиц, олицетворяющих трансовый полет, смертный экстаз и орнитоморфные души-двойники.

В дошедших до нас валлийских преданиях Рогатый бог фигурирует в трех ипостасях:

«Гвинн, сын Эсни; Гвинн, сын Нвире и Гвинн, сын Нудда Серебряной Руки». Повесть «Килох и Олвен» упоминает «Гвина, сына Hудда, которого Господь поставил стеречь демонов Аннуина, чтобы они не уничтожили мир 71. Тебе не удастся вызволить его из преисподней » (Пер.В. Эрлихмана)

Это значит, что Гвинна, Белого Бога-Оленя, выпускают из глубин на волю в день Калан Гаэфа, или Самайна, когда Вселенная и впрямь рушится, огни времени гаснут и весь мир растворяется и возвращается к истокам, ибо наступает Ночь Богов. В этот ужасный промежуток времени власть принадлежит Гвинну и его призрачному воинству. Они воплощают священные силы Хаоса и Смуты, которые порождают все сущее в первозданной новизне, и наступает Новый год, осененный светом нового Огня, мистическим образом воспроизводящий первый миг сотворения мира.

В гэльской традиции мы встречаем Рогатого бога Винда в образе Финна Мак Кумайла (Белого, сына Орешника), которого мы теоретически могли бы назвать «Финном Мак Нуадау» - ведь в действительности его матерью была внучка Нуаду.

Финн как волшебный Рогатый Охотник Эрина стоял во главе священного отряда воинов-магов — фианны (фениев), что бродил по пустошам за пределами нормального общества и жил по собственным законам. Доктор Энн Росс описывала их как обитателей сумеречной границы между сверхъестественным и реальным миром, и отмечала, что для вступления в эту дружину соискатели проходили «…устрашающие обряды инициации и испытания <…>. Фении, допущенные в отряд, могли свободно путешествовать в другие миры, принимая по своему желанию облик и свойства различных животных».

Фианна – типично индоевропейское военно-магическое объединение; эта же мифическая модель лежит в основе дружины эйнхериев, Дикого Воинства, полчищ германских вервольфов и Дикой Охоты. Членов таких экстрасоциальных групп наделяли священным статусом «волков» и «живых мертвецов», действующих вне общепринятых правил.

Будучи «Богом с головой оленя», Финн, с помощью волшебного капюшона, «куколя», мог принимать облик оленя, пса и человека; связь с рогатыми лесными зверями подтверждает то обстоятельство, что одна из его жен была колдовством превращена в важенку и родила ему сына Ойсина («Маленького Оленя»).

Сопровождаемый двумя псами, Бранном и Скеоланом, Финн – подлинный Рогатый Охотник Зеленого острова, Волшебный Охотник гэльского мира.

Финн был филидом (провидцем) и вдохновенным поэтом-магом, - ведь он вкусил плоти Лосося Знаний, что питался в Ином мире плодами с Девяти Орешников Мудрости. Это случилось, когда Финн был еще юным: после семилетнего бдения в Линн Феик, что на реке Бойн, друид Финнекес поймал Лосося и повелел молодому Финну приготовить рыбу. Обжегши об рыбу палец, тот сунул его в рот и сразу постиг все сущее, овладел всеми тайными знаниями и превратился во всеведущего провидца.

Вспомним еще о змеиных таинствах медяницы из германского фольклора: эта белая змея обитает под лесным орешником, и если отведать ее мяса, то можно обрести вдохновенную мудрость. О волшебнике Майкле Скоте говорили, что свою магическую силу и мудрость он обрел, съев белую змею.

Возможно, что эпизод с Лососем Знаний представляет ключевой миф в фенийском цикле преданий о Рогатом боге, поскольку, согласно некоторым источникам, то был Финтан или Виндосен, «Древний Белый», в обличье лосося, которого и съел Финн. Финтан — невероятно древнее существо: сын Бохры (Океана), дочери Бита (Мира), он жил с первых дней мира в обличье орла, ястреба и лосося, храня воспоминания и мудрость с самых ранних времен как старейший из живых созданий. Таким образом, Рогатый, Винд-Кернунн, обладает первородными памятью и знаниями Лосося, Виндо-Сена. Эта память о подземном мире и составляет богатство Кернунноса. Ибо Рогатый бог как древнейшее из живых существ, как Древний Белый, существовал с незапамятных времен – всесознающий,, погруженный в невообразимые размышления.

Премудрый и превосходящий летами иные из корявых и седых дубов, королевский Белый Олень из Реденвре или лосось из Ллин Ллиу, полный могучих чар, он грезит в речной пещере, пока сменяют друг друга бесчисленные эоны.

Еще один неясный кельтский архетип Рогатого бога обнаруживается в образе Морврана («Великого Ворона»), сына богини Керидвен, Хозяйки Котла. В Мабиногионе он предстает как волосатый и рогатый демонический дикарь:

«С Морвраном… в битве при Камлане никто не осмелился скрестить оружие из-за его устрашающего вида, и все думали, что это сам дьявол, ибо волосы на лице его торчали, как оленья шерсть».

Редактура annablaze

 

P. S. Не покидало меня несколько дней ощущение, что имя " Ноденс" мне когда-то уже попадалось на глаза, но где - вспомнить не удавалось.

И вот вспомнил.

"...and upon dolphins’ backs was balanced a vast crenulate shell wherein rode the grey and awful form of primal Nodens, Lord of the Great Abyss".

Г.Ф. Лавкрафт, «Загадочный дом на туманном утёсе‎». Тут он, если верить исследователям, появляется впервые.

А вот из более позднего

"...hoary and immemorial Nodens, Lord of the Great Abyss".

"...and archaic Nodens was bellowing his guidance from unhinted deeps".

"And hoary Nodens raised a howl of triumph when Nyarlathotep, close on his quarry, stopped baffled by a glare that seared his formless hunting-horrors to grey dust".

Это уже «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата».

Собственно говоря, единственный из Древнейших Богов, имеющий у мэтра имя.

 

aloslum

Про связь Гвинна-Финна-Винда с Рогатым богом очень интересно.
Как-то с пар1000 обсуждали «венетский след» в легендах об олене (зачастую именно белом), распространённых на русском севере (см. Рыбаков Б. «Язычество древних славян» Ч. 1, гл. 2), в бывших славянских землях восточной Германии https://nap1000.livejournal.com/32011.html?thread=724491#t724491 а также в Эпире, некогда заселённом славянами, и что особенно интересно – на севере Малой Азии, где первоначально и жили венеты https://nap1000.livejournal.com/32011.html?thread=724747#t724747

Хотя большая часть этих сказаний имеет явно христианскую окраску (а схожее предание известно даже в Абхазии), но например в легенде об основание монастыря Ленин (от слав. лань) около Потсдама, олень предстаёт в воинствующе языческом образе.
Сравни в «Смерти Артура» дважды появляется белый олень, но если в последнем случае (Кн. 6, VII, 9) с ним явно сопоставляется Христос, то в первом случае (Кн. 1, III, 5-8) сюжет напоминает славянские сказки об Олене Золотые рога.

Ю. Миролюбов, приводя сказание об основании Доберанского монастыря на месте убийства белого оленя, сопоставил его с белым конём, посвящённым Свентовиту. Сравни в Саттон-Ху (Вост. Англия) был найден «скипетр» с четырьмя ликами, увенчанный кольцом с оленем https://smelding.livejournal.com/526517.html а у того же Рыбакова приводилась фотография дома в Архангельской губ. с оленьими рогами, приделанными к коньку на крыше.

Может быть венеты-винды, добравшиеся до Арморики и Венедотии (позже Гвинедд) действительно были народом Белого бога (Винда), от которого у кельтов и славян распространились эти предания?

  • Ответить

svart_ulfr

Хм. Олень=конь Свентовита - это любопытно, благодарю!

  • Ответить

aloslum

Насчёт коня Свентовита конечно предположение, но замена оленя конём (у славян и ещё у саков) или быком (у славян и ещё у хеттов), а также взаимозамена быка и лошади (у кельтов при царском посвящении) известна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: