Карта обследования
Ребенка
С врожденными расщелинами нёба
Фамилия, имя__________________________ возраст___________________
Домашний адрес____________________________ школа_______ класс____
Вид несращения нёба_____________________________________________
(изолированное, сквозное, одно-, двустороннее)
Дата пластики губы__________________ нёба_________________________
Осложнения_____________________________________________________
(расхождение швов; указать наличие остаточных дефектов)
Ортодонтическое лечение_________________________________________
Логопедическое обучение__________________________________________
(указать время начала работы, ее результат)
Речевой диагноз_________________________________________________
(открытая, закрытая, смешанная ринолалия (ринофония)
Жалобы в настоящее время________________________________________
Анамнез
1. Общие сведения о семье_______________________________________
(состав, чем занимаются родители, речь окружающих)
2. История протекания беременности, родов, раннего развития ребенка
3. Психическое развитие_________________________________________
(особенности характера, умственное развитие, реакция на дефект, устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающей среде)
4. Речевое развитие_____________________________________________
(когда появился лепет, первые слова, фразы (какие), разговор предложениями; как быстро наращивался словарь)
Обследование речевых органов и речи
1. Заключение психоневролога___________________________________
2. Заключение окулиста__________________________________________
3. Состояние ЛОР-органов, слуха_________________________________
4. Состояние артикуляционного аппарата__________________________
а) зубочелюстная система_______________________ (неправильное развитие и расположение зубов, прикус (указать какой; прогения, прогнатия);
б) целостность альвеолярного отростка или его несращение______
в) строение носа__________________________________ (правильной
формы, деформированные ноздри, проходимость носовых ходов; отмечается наличие асимметрии лица и носогубных складок при закрытом рте);
г) губы_______________________ (отмечается расщепление верхней
губы, послеоперационные рубцы, укороченность и подвижность верхней губы, малый объем движений, неточность, неплавность, истощаемость движений; отвисание одного (какого?) угла рта);
д) язык (массивный, узкий; отклонение в одну
(какую?) сторону, объем движений, неточность, неплавность, истощаемость, быстрота, фиксированность; важно отметить наличие повышенного тонуса языка, который выражается в его напряженности, резком выдвижении кончика языка, подергивании при выполнении произвольных движений, что указывает на тонические расстройства);
(Паретичность языка и губ проявляется в малом объеме движений, в их неточности, истощаемости, неплавности. Движения языка должны быть такой силы, чтобы удерживать его в нужном положении столько времени, сколько требуется для произнесения той или иной фонемы. Быстрота и точность артикуляционных движений влияет на внятность произношения.)
е) подъязычная связка__________ (укороченная, массивная);
ж) твердое нёбо________________ (узкое, куполообразное «готическое»;
указать вид расщелины, наличие остаточных дефектов. Нужно обратить внимание на среднюю и заднюю части твердого нёба. Если при произнесении звука [а] мягкие ткани втягиваются в форме небольшого треугольника, обращенного углом вперед, слизистый покров в этом месте может быть истончен и имеет более бледную окраску — значит, у ребенка субму-козная (подслизистая) расщелина. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние нёба путем тщательной пальпации);
з) мягкое нёбо_____________________ (длина мягкого нёба, высокое
или низкое его стояние, наличие расщепления рубцов; рудименты мягкого нёба и язычка малоподвижны, пассивно свисают. Паралич язычка мягкого нёба всегда отражается на функциональном состоянии языка и вторично нарушает артикулирование язычных звуков, делая весь процесс артикуляции напряженным и замедленным. Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случаях одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую» сторону. Важно также выявить состояние мягкого нёба: поднятие нёбной занавески при энергичном произнесении звуков [а], [э]);
и) глоточные мышцы_______________ (рефлексы живые, заторможены; отмечается появление или отсутствие рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу);
к) мимика________________ (живая, вялая; маскообразное лицо; компенсаторные движения мимической мускулатуры: крыльев носа, лобных мышц, излишнее напряжение мышц шеи).
5. Дыхание__________________________________________________
а) физиологическое_________________________ (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное; частота, ритмичность, сила);
б) речевое__________________________________ (учащенное, носовое, ротовое; продолжительность речевого выдоха);
в) утечка воздуха через нос во время речи_____ (отсутствие или наличие).
6. Характер спонтанной речи_____________________ (лепетная, фразовая, пользуется жестами)
6.1. Разборчивость___________________________________________
6.2. Степень назализации______________________ (умеренная, гиперназализация).
6.3. Звукопроизношение_______________________ (нарушено, не нарушено; отсутствие звуков, замены, искажения; прилагается протокол обследования звукопроизношения (так называемый речевой профиль).
6.4. Темп_____________________________________ (тахилалия (ускоренная); брадилалия (замедленная).
6.5. Голос____________________________________ (хриплый, крикливый, низкий, тихий, звучный, слабый, истощаемый, приглушенный. Нужно учитывать, что артикуляционные трудности в спонтанной речи могут усиливать такие факторы, как возбуждение, утомление, усложнение содержания речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении).
7. Общая разборчивость речи:
а) разговорно-описательная речь_______________________________
(запись образца беседы)____________________________________________
б) составление предложений по картинкам_______________________
(запись образца)________________________________________________
в) запись самостоятельной речи____________________________________
(запись примеров)_______________________________________________
г) грамматический строй_______________________________________
д) понимание речи
е) запас слов________________________________ (активный, пассивный —в объеме названий предметов и действий в окружающей обстановке. Словарь по темам «игрушки», «мебель», «посуда» и т.д.
ж) готовность к звуковому анализу__________________________________
з) письмо____________________________ образец____________________
и) чтение__________________ (побуквенное, слоговое, целыми словами).
Заключение____________________________________________________
Результаты работы________________________________________________