С нарушениями речевого развития»




Тема «Игровые методы и приёмы в практике работы с детьми

 

 

Автор: Чихунова

Ирина Юрьевна

воспитатель

 

2017 г

Актуальность. С каждым годом приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра - один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать воспитателю в работе с детьми с нарушениями речи.

Для успешного преодоления речевых нарушений, большую помощь мне оказывает проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов. Преимущества игровых приёмов, по мнению разных педагогов, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. А работа воспитателя с детьми с нарушениями речевого развития нуждается в использовании игровых приёмов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевых нарушений приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости и др.

Задача воспитателя совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе исправления речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

Таким образом, можно обозначить цели использования игровых приёмов в работе с детьми с нарушениями речевого развития:

1. Повышение мотивации детей к занятиям.

2. Увеличение результативности работы с детьми с нарушениями речи.

3. Развитие речи детей, мыслительных функций.

Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т.к. в настоящее время наблюдается рост количества детей с нарушениями звукопроизношения. Работа по постановке звука, по автоматизации, дифференциации звука и введению его в речь должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

Последовательность работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определённым приёмом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этому принципу я поддерживаюсь при подборе и игровых приёмов в работе с детьми с нарушениями речи.

В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное- развитие речевой активности ребёнка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Условия, учитываемые на занятии:

- создание игровой ситуации, в результате которой у ребёнка повышается мотивация;

- установление доброжелательного контакта с ребёнком;

- учёт общего фона настроения и состояния ребёнка; индивидуальных возможностей;

- создание ситуации успеха;

Предлагаемые игры могут быть использованы воспитателями как на индивидуальном занятии с ребёнком, так и на фронтальных занятиях по развитию речи.

Игровые методы и приемы направлены на:

1. Развитие длительного направленного выдоха. (резкого или плавного); например такие игры, как «Сдуй божью коровку с листочка», «Зановесочка», «Ладошки замёрзли », «Дымок паровоза», «Погаси свечу»,«Мыльные пузыри», «Забей гол в ворота», «Лодочка », «Песенка ».

2. Развитие мелкой моторики.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

• Пальчиковые игры;

• Разнообразные конструкторы, мозаики;

• Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры, мячи-ёжики;

• Цветные клубочки ниток для перематывания;

• Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов;

• Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);

• Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу;

• Семена, мелкие орешки, крупа;

• Бусы, пуговицы;

• Пластилин;

• Бумага для плетения, складывания;

• Разнообразный природный материал;

• Ручки, фломастеры, карандаши.

Все занятия я предлагаю сопровождать проговариванием слогов, текста. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.
3. Развитие слухового внимания. (развивать умение определять направление звука, устойчивость слухового внимания - определить предмет по звучанию, выполнять действия согласно различному звучанию), такие игры, как «Где звенит колокольчик?», «Что звучит в коробочке?», «Хлопни так же как я », «Найди такую же коробочку».

4. Развитие артикуляционной моторики (развивать подвижность языка; переключать движения языка; развивать точные движения языка; развивать умение напрягать и расслаблять мышцы языка и т.д.)

- артикуляционная гимнастика,

- разнообразные сказки о весёлом язычке.

- игра «Логокуб». Цель: развитие артикуляционной моторики.

Материал: кубик, на грани которого приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений. Ход игры: ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, символ которого выпал.

5. Автоматизацию звуков в словах и предложениях.

Цель - автоматизация звуков в словах (в разных позициях), в предложениях, активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

 

— «Логопедическая ромашка»

— «Логопедическое лото»

— «Назови картинку»

— «Чудесный мешочек»

— «Мнемотаблицы»

— «Улитки»

 

6. Развитие звукового анализа и синтеза, через такие игры, как «Конструктор слов », «Магазин», «Назови первый (последний) звук», «Звук заблудился», «Место звука в слове», «Какой звук во всех словах » и т.д.

7. Развитие фонематического восприятия (развивать умение дифференцировать сходные звуки), такие игры, как «Твёрдый – мягкий », «Рифмушки», «Волшебный домик », «Сравни слова» и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: