Глава 8. «О полном ритуальном омовении (гусль) и суждении Ислама о состоянии аль-джанаба».




Описание 8-й главы. Стр.: 114.

Обстоятельства, обязывающие к совершению полного омовения. Стр.: 114.

Ряд ученых считает также обязательным совершение полного омовения каждую пятницу перед выполнением пятничного намаза. Стр.: 115.

Мудрый смысл предписания о полном омовении. Стр.: 116.

Хадис 94. Семяизвержение причина большого освещения. Стр.: 116.

Хадис 95. Половой акт портит большое омовение, вне зависимости произошло семяизвержение, или нет. Стр.: 116.

Хадис 96-97. При полиции во сне обязательно совершить гусль. Стр.: 117.

Хадис 98. Слабый хадис о гусле после четырех вещей. Стр.: 118.

Хадис 99. Гусль тому, кто принял Ислам. Стр.: 118.

Хадис 100-101. Гусль для отправляющегося на пятничный намаз. Стр.: 118.

Хадис 102. О чтении Корана во время джанаба. Стр.: 119.

Хадис 103. О малом омовении между половыми актами, и дозволено сна во время джанаба, не взяв гусль. Стр.: 120.

Хадис 104. Описание гусля со слов Аиши и Маймуны, и о вытирании полотенцем после гусля. Стр.: 120.

Хадис 105. женщина может не расплатать волосы при гусле от джанаба, если это не касается

Менструации. Стр.: 122.

Хадис 106. Запрет входить в мечеть когда у человека джанаба или менструация. Стр.: 122.

Хадис 107. Гусль мужа и жены из одной посуды. Стр.: 123.

Хадис 108. Аль-Джанаба под каждым волосом, поэтому промывайте волосы, и очищайте кожу. Стр.: 124.

Вопросы 8-й главы. Стр.: 124.

Глава 9. «О тайаммуме».

Законоположение и мудрость предписания о тайаммуме. Стр.: 124.

При каких обстоятельствах совершается тайаммум? Стр.: 125.

Условия, при наличии которых совершенный тайаммум является действительным. Стр.: 125.

Обязательные действия (фард) при тайаммуме. Стр.: 126.

Совершение тайаммума согласно Сунне. Стр.: 126.

Действия, нарушающие (делающие недействительным) тайаммум. Стр.: 126.

Суждение Ислама (хукм) относительно ситуаций, когда отсутствует и вода, и земля. Стр.: 126.

Хадис 109. И земля сделана для меня очищающей. Стр.: 127.

Хадис 110-111. Описание совершения таямума. Стр.: 128.

Хадис 112-113. Таямум заменяет омовение, если нашел воду, ненужно переделывать намаз.

Совершенный с таямумом. Стр.: 129.

Хадис 114. Таямум для больного. Стр.: 129.

Хадис 115-116. Обтирание шин и повязок больному мокрой рукой, заменяет мытье этого участка тела. Стр.: 130.

Хадис 117. Таямум нужно делать для каждого намаза? Стр.: 131.

Вопросы 9-й главы. Стр.: 131.

Глава 10. «О месячных».

Описание 10-й главы. Стр.: 131.

Хадис 118. Отличие болезненных кровотечений от менструации, и как очищаться женщине при истихаде. Стр.: 132.

Хадис 119-120. Как поступать если не может отличить хайд от истихаде, и как очищаться при истихаде. Стр.: 133.

Хадис 121. О золотистых и коричневых выделениях у женщин. Стр.: 134.

Хадис 122-123. Запрет на совокупление с женщиной, у которой хайд и дозволенность остального. Стр.: 135.

Хадис 124. Искупление за половой акт с женой во время месячных. Стр.: 135.

Хадис 125. Запрет на пост и намаз во время месячных. Стр.: 136.

Хадис 126. Что запрещено и разрешено во время Хаджа женщине, у которой идет хайд. Стр.: 136.

Хадис 127. Что дозволено мужчине в отношении жены, когда у нее идет хайд. Стр.: 137.

Хадис 128. При нифасе (послеродовом кровотечении) запрещено тоже, что и при хайде. Стр.: 137.

Вопросы 10-й главы. Стр.: 138.

 

Предисловие к книге.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Воистину, вся хвала принадлежит Аллаху, Его мы прославляем и Его молим о помощи и прощении. Мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и деяний. Никому не сбить с пути того, кого направляет Аллах, и никто не направит того, кого Он оставил в заблуждении. Я свидетельствую, что нет иного бога, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, не имеющего сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад - раб Его и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует обильным приветствием.

Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами» (3:102), и сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, которым вы друг друга упрашиваете, и порывания родственных связей. Поистине, Аллах над вами наблюдатель» (4:1), а также сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое. Он устроит вам ваши дела и простит вам ваши прегрешения. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот получит великую прибыль» (33:70-71).

 

А затем:

Сия книга представляет собой цикл лекций по предмету “Фикъх”,который я прочитал в этой стране для тех, кто испытывал в нем потребность, идя навстречу их просьбе и принимая во внимание то, что до сих пор число тех, кто брал на себя обязанность освещения для мусульман этой страны данной области шариатских наук, было недостаточным для того, чтобы эта обязанность была выполнена в необходимой мере. Среди тех, кто присутствовал на моих лекциях, оказались такие, кто записал часть того, что я прочел им, а затем предоставил записанное, предложив мне выпустить сие, внеся необходимые коррективы и дополнения, в виде книги, которая оказалась бы полезной для всех, кто желает получить знания по данному предмету. Я отозвался на их просьбу, что было во многом связано с тем, что, несмотря на длительность срока моего пребывания в этих краях, до написания этой книги мне не удавалось встретить ни одной переведенной на русский язык книги, которая более или менее подробно раскрывала бы содержание предмета “Фикъх”. Это особо касается той области “Фикъха”, которая изучает хадисы и доводы на исламские законоположения. Жители данной страны нуждаются в подобной книге. В моей работе мне оказали помощь наиболее отличившиеся из тех, кто постоянно посещал цикл моих уроков. Они приложили немало усилий для выхода в свет сей книги, и я прошу для них у Аллаха благой награды.

 

Имам ас-Сарахси в “аль-Мабсуте” говорит следующее: “…Поистине, самой главной обязанностью человека после веры во Всевышнего Аллаха является поиск знаний. Знания – наследство, оставленное пророками, ибо сказано в хадисе, что пророки, мир им и благословение Аллаха, “не оставляли в наследство динары и дирхемы, но оставляли знания, блажен тот, кто получил их”. Знания включают в себя две части: науку о законах ат-таухида (единобожия) и божественных атрибутов и науку о мусульманском праве (фикъхе) и религиозных обрядах. Основополагающий принцип науки ат-таухид – придерживаться Книги Аллаха и Сунны Его Пророка и сторониться пристрастий и нововведений (бид’а), то есть оставаться на том, на чем стояли сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поколение их последователей и другие наши праведные предшественники, да будет над ними всеми довольство Аллаха. Сия же книга посвящена второй части религиозных знаний – науке о мусульманском праве (фикъх) и религиозных обрядах Ислама. Знание фикъха и религиозных обрядов – великое благо. Всевышний сказал: “А кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо” (2:269). Ибн Аббас, да будет им доволен Всевышний Аллах, сказал: “Мудрость – это знание божественных законоположений в том, что касается дозволенного Аллахом и запрещенного Им”. Всевышний Аллах побуждает Своих рабов к получению этих знаний, на что указывается в Его словах: “Отчего бы из каждой части их не выступал какой-нибудь отряд, чтобы они изучали религию и чтобы увещевали свой народ, когда вернутся к ним? Может быть, они остерегутся!” (9:122), то есть Аллах поручает дело увещевания и призыва к Своей религии людям, знающим исламское право (факихам). Поистине, сие есть высокая миссия пророков, которую они передают по наследству ученым, как на это указал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: “Ученые – наследники пророков”. После прекращения пророческих откровений эту высокую и благородную миссию берут на себя ученые. Этот уровень является наивысочайшим пределом человеческого могущества, и именно об этом слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Если Аллах желает для кого-то добра, то дарует ему понимание религии”.

 

То, почему мы остановили свой выбор именно на той области фикъха, которая изучает хадисы и доводы на законоположения, связано со многими причинами. Одна из них состоит в том, что лучшее, на что может быть направлено рвение людей, исповедующих единобожие и следующих Сунне избранного Аллахом Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, - это слушать, изучать и понимать слова человека, который свободен от ошибок и промахов и призван по Божьему велению разъяснять людям ниспосланный ему Всевышним Ясный Коран, заостряя их внимание на каждой из его драгоценных жемчужин.

 

К важным преимуществам изучения области фикъха, исследующей хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал об этом в предисловии к своим комментариям к книге “Достижение желаемого” один из тех, кто следовал по пути наших праведных предшественников, - крупный ученый Мухаммад Хамид Аль-Факъи - относится то, что человек, изучающий ее, как бы пребывает рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, находится вместе с ним слухом, чувствами, душой и как бы ощущает его перед собой – мудрого, обладающего благородным нравом, несущего ясные законы, сострадающего, наставляющего, молящегося, смиренного, сострадательного, милосердного к верующим. И постепенно человек, изучающий хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сам приобретает душевную чистоту, силу духа, высоту помыслов, стремление к покорности Аллаху и поклонению наилучшим образом, и он, то есть тот, кто читает и слушает хадисы Божьего избранника, да благословит его Аллах и приветствует, становится обладателем радости и света, которые уготовил Аллах для таких людей в ответ на просьбу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: “Да обрадует Аллах того, кто услышал сказанное мною, запомнил его и поступил сообразно услышанному”. И это в дополнение к той пользе, которую извлекает человек, читающий хадисы, и человек, слушающий их, от того, что в ходе прочтения и прослушивания хадисов он многократно просит у Аллаха мира и благословения для Его любимца, и к той награде, которую он за это получает. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Того, кто попросит для меня благословения один раз, Аллах благословит десятикратно”.

 

К основным причинам, которые подвигают нас на изучение фикъха, исследующего хадисы, относится также и то, что с его помощью мы приучаем самих себя всегда обращаться к двум чистым источникам: Корану и ясной Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и понимать их согласно пониманию наших праведных предшественников, которым руководствовались благочестивые ученые и искренние предводители, такие как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад, да будет над всеми ними довольство Всевышнего Аллаха. Знания этих ученых не были смесью мнений и пристрастий. Ученые были далеки от бесполезных прений и споров, которые являются не чем иным, как напрасной потерей времени. Поистине, их принципом было строгое следование тому, что сказал Аллах и что сказал Его Посланник, и именно этого принципа они всегда придерживались в своих изысканиях. Они никогда не ставили слова людей выше слов непорочного Посланника (который всегда говорил по истине и не говорил по пристрастию), потому что относились к каждому сообразно занимаемому им положению и не преступали пределов. Они ценили должным образом Аллаха, помня о Наивысочайшем положении, которое занимает Он, и ценили должным образом, в соответствии с занимаемым им положением, Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и относились к ученым в соответствии со степенью, которую занимают они.

 

Имам Абу Ханифа, да будет им доволен Аллах, обращаясь к Абу Йусуфу, да смилуется над ним Аллах, сказал: “О Йа’къуб, смотри на то, откуда взято то или иное наше мнение, ведь, поистине, мы – люди, говорим что-либо сегодня и отказываемся от своего мнения завтра”, а в другой версии передано, что Абу Ханифа сказал: “Тому, кто не знает доводов, использованных мною, запрещено выносить заключения (фетвы) на основе моих слов”. Он также сказал: “Достоверный хадис и есть мой мазхаб (путь, направление) ”.

 

Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Поистине, я - человек, бываю прав и ошибаюсь, поэтому, рассматривая мое мнение, берите все, что соответствует Корану и Сунне, и отбрасывайте все, что не соответствует им”. Он также сказал: “Слова любого могут приниматься или отвергаться, за исключением слов того, кто в этой могиле”,- имея в виду Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Мой мазхаб – достоверный хадис, а мои слова можете отбросить”. И сказал также: “Любой хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и есть моя точка зрения, даже если вы не слышали ее от меня”.

 

Имам Ахмад ибн Ханбаль, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Поистине, аргумент следует искать в хадисах”.

 

[Источники этих высказываний сможете найти в книге шейха Альбани о намазе].

 

Известны также высказывания и других шедших верным путем имамов, которые схожи с данными правдивыми высказываниями, свидетельствующими об огромной любви всех этих людей к Посланнику Аллаху, да благословит его Аллах и приветствует, и о том, насколько сильно они были привержены его Сунне и насколько крепко держались за его вервь, да будет доволен всеми ими Всевышний Аллах. Они направляли к благому и выводили на великий, славный путь. Мы приветствуем этих четырех имамов и говорим “добро пожаловать” их правильным религиозным школам и их мнениям, основанным на Книге Аллаха и Сунне Его благородного Посланника.

 

По воле Аллаха мы остановили свой выбор на книге “Достижение желаемого из доводов на законоположения”, положив в основу нашего учебника по предмету “Исследование хадисов с точки зрения фикъха” сведения, содержащиеся в ней. Сей труд, как сказал о нем сам автор, является книгой, к которой обращаются за помощью начинающие и при помощи которой может обойтись без других книг тот, кто желает ограничиться в своей работе ею. Автор, да смилуется над ним Аллах, сам разъясняет методику, которой он пользовался при составлении книги, а посему нет нужды в том, чтобы пространно излагать ее здесь.

 

 

Что же касается методики, которой пользовались при изложении материала по данному предмету мы, то она заключается в следующем:

 

1. Каждую из глав книги мы предваряем обобщающим и систематизированным изложением тех полезных выводов, которые рассыпаны по ходу разбора хадисов, составляющих данную главу. При этом мы упоминаем наиболее достоверные и предпочтительные мнения ученых Ислама, приводя соответствующие доводы, и в первую очередь берем в расчет ту точку зрения, которой придерживается большинство ученых, а уж затем иные мнения. Взгляды, которые разделяет большинство мусульманских ученых, отбрасываются нами лишь в тех редких случаях, когда им противостоят взгляды, основанные на более достоверных и сильных доводах. При этом мы стараемся по мере наших сил дать подробное разъяснение мнению, которого придерживаемся, приводя необходимые аргументы и доказательства.

 

2. В каждой главе вслед за предисловием даются хадисы, составляющие ее содержание. Приводя хадис, в скобках мы указываем имена имамов, передавших его, из числа составителей шести книг и других ученых в том виде, в каком они упоминаются автором книги “Достижение желаемого” аль-Хафизом.

 

3. После приведения хадиса и имен его передатчиков дается пояснение степени достоверности и слабости хадиса. Однако это делается нами лишь тогда, когда хадис не относится к числу тех, чей текст согласован, то есть к числу хадисов, переданных аль-Бухари и Муслимом и не передан одним из этих имамов.

 

4. После текста хадиса, упоминания имен его передатчиков и степени его достоверности приводятся извлеченные из хадиса выводы, касающиеся фикъха, и если данный вывод уже упоминался в предисловии к главе, то на это дается указание.

 

5. Помимо всего прочего, в книге приводятся, там, где это необходимо, дополнения в виде объяснения некоторых терминов науки “Хадис” и науки “Основы, или методы фикъха”. Нельзя сказать, что эти комментарии принадлежат мне, так как я не добавил ничего нового, давая их. Справедливей всего сказать, что представленное здесь - это подготовленный, собранный, систематизированный мною материал, оформленный в виде конспекта и данный в форме лекций жителям этого края на их языке. В своей работе я опирался на многочисленные и разнообразные источники, основная часть которых, по безграничной щедрости Аллаха, была прочитана и законспектирована мною ранее.

 

Материал, представленный в книге, подготовлен мной по методике, которую считаю наиболее подходящей для тех, кому преподаю сей предмет. Давая материал, я, по большей части, не упоминаю источники, из которых почерпнул информацию, и ограничиваюсь приведением лишь самого довода, который является основным, делая это с целью добиться большей краткости изложения. При подготовке книги я непосредственно обращался к книгам современных ученых, да покроет Аллах своей милостью тех из них, кто умер, и да хранит тех, кто жив.

По поводу же того, как совмещаются друг с другом беспристрастное следование Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и почтительное отношение к ученым, которые являются наследниками пророков, можно сказать то же, что сказал об этом автор книги “ар-Рух”, а именно то, что ученые - это ступеньки к достижению понимания того, с чем был послан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Здесь мы перечислим наиболее важные из использованных нами источников, к которым часто обращались в процессе работы, оставив без упоминания те из них, к которым обращались не столь часто.

1. Самый главный из источников, к которым мы обращались при составлении книги, - Благородный Коран.

2. Из книг по толкованию Корана нами был использован “Тафсируль-Къур’ан” (“Толкование Корана”) ибн Касира.

3. Из книг по предмету “Исследование хадисов с точки зрения фикъха” мы использовали следующие книги: “Фатхуль-Бари” (“Раскрытие Творцом”) ибн Хаджара, “Найлюль-Аутар” (“Достижение целей”) аш-Шаукани, “Субулюс-Салям” (“Пути к Миру”) ас-Сан ани, “Манарус-Сабиль” («Светоч пути») ад-Дуйана, “Таудыхуль-Ахкам” (“Разъяснение законоположений”) и “Тайсируль-‘Аллям” (“Облегчение, данное Аллахом”) аль-Бассама.

4. Из книг по “Фикъху” были использованы: книги “Раудуль-Мурби’” (“Весенний луг”) и “аш-Шархуль-Мумти’” (“Увлекательное разъяснение”) аль-’Усаймина, представляющие собой сокращенные тексты с комментариями, рассказывающие о взглядах школы имама Ахмада ибн Ханбаля; книги “Иршадус-Салик” (“Наставление путнику”) и “Бидаятуль-Муджтахид” (“Начальная ступень муджтахида”) ибн Рушда, рассказывающие о взглядах школы фикъха имама Малика;. книга “аль-Мабсут” (“Упрощенное”), разъясняющая мнения школы фикъха имама Абу Ханифы; а также “Книга Фикъха” Аль-Джазири, представляющая взгляды четырех школ фикъха, и др.

5. Из книг по предмету “Исследование жизненного пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с точки зрения фикъха” нами использована книга “Задуль-Ми’ад” (“Провизия для Судного Дня”) ибн аль-Къаййима.

6. Из книг по предмету “Основы, или методы фикъха”: книги школы Имама аш-Шафи’и “аль-Люма’”(“Достижение”) аш-Ширази и "ар-Рисала" («Послание») самого аш-Шафи’и, книга ханбалитской школы “Мухтасырут-Тахрир” (“Краткое изложение”) ан-Наджджара, книга “Усуль фи ‘Ильмиль-Усуль ” (“Основы науки “Основы фикъха””) аль-’Усаймина, книга “Уадих лиль-Мубтадиин” (“Ясноизложенное для начинающих”) аль-Ашкъара, предисловие к книге о правилах фикъха “Таудыхуль-Ахкам” (“Разъяснение законоположений”) аль-Бассама, а также книги “Усуль-аль-Фикъх” аль-Халляфа.

7. Из книг по предмету “Терминология науки о хадисах” мы воспользовались книгами: “аль-Ба’исуль-Хасис” (“Стремительное побуждение”) ибн Касира, “Нухбатуль-Фикр” (“Лучшие мысли”) ибн Хаджара, “Тайсир Мусталяхуль-Хадис” (“Облегченное разъяснение терминологии науки о хадисах”) ат-Тахана и “Комментарии к “аль-Байкъунии” аль-Машата.

 

Работая над этой книгой, я также не упустил возможности воспользоваться книгами, фетвами (религиозными заключениями), посланиями и аудиозаписями лекций и выступлений современных ученых, таких, как выдающийся ученый шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усаймин, шейх аь-Албани, шейх АбдуЛлах аль-Джибрин, шейх АбдуЛлах аль-Бассам и другие, да возвысит Аллах их степень в Раю. Также я обращался за помощью к фетвам Постоянного Комитета и Академии Фикъха, и к «аль-Фатауа аль-Кубра» ибн Теймии.

В конце каждой из глав даны контрольные вопросы, позволяющие оценить уровень усвоения материала главы учеником или читателем. При составлении вопросов я воспользовался помощью книги “аль-Ас’иляту уаль-Аджуибатуль-Фикъхиййату аль-макъруна биль-адиллятиш-шар’иййати” (“Вопросы и ответы по Фикъху в сочетании с доводами Шариата”).

 

Рассказывая же о степени достоверности хадисов, я передал в произвольной форме то, что упомянуто по этому поводу автором книги “Таудыхуль-Ахкам”, иногда же приводил то, что говорится в “Субулюс-Салям”, и то, что было сказано учеными, исследовавшими достоверность хадисов, такими, как шейхуль-Ислям ибн Теймия, его ученик ибн Къаййим, и др., а также обращался за помощью к сборникам хадисов, которые были составлены на основе книг, проверенных великим шейхом аль-Албани, таким как:

1. Сборник достоверных хадисов, составленный на основе книги “ас-Сильсиля”;

2. Сборник слабых хадисов, составленный на основе той же книги;

3. Сборник достоверных хадисов, составленный на основе сборника Абу Дауда;

4. Сборник слабых хадисов, составленный на основе того же сборника;

5. Сборник достоверных хадисов, составленный на основе сборника ибн Маджа;

6. Сборник слабых хадисов, составленный на основе того же сборника;

7. Сборник достоверных хадисов, составленный на основе сборника ат-Тирмизи;

8. Книга “Тамамуль-Минна” (“Совершенный дар”);

9. Книга “Ируа’уль-Галиль” (“Утоление жажды”);

10. Книга “Гаятуль-Марам” (“Конечная цель”);

 

Хотя при подготовке материала, а именно при его сборе, систематизации и переводе, нами были приложены все усилия, однако мы не считаем себя выполнившими все необходимое в отношении этой книги в достаточной мере, и, возможно, допустили ошибки. Поэтому все, что уважаемый читатель найдет правильного в предоставленном нами материале, то это не иначе как по воле и милости Аллаха Единого, если же обнаружит какие-либо недостатки и ошибки, то причина их - наше несовершенство, наши упущения, скудность наших знаний и опыта.

И Аллах - мой помощник в том, что я замыслил, и Он – мой вдохновитель в том, что есть правого в желаемом мною, Его мне достаточно и Он – наипрекраснейший покровитель, и да благословит Аллах Мухаммада, его семью и его сподвижников и да приветствует.

Нуждающийся в Аллахе ВсевышнемМухсин Абу Мухаммад аль-Бармауи.

 

Биография автора.

Имам и великий ученый Абу аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни аль-Мисри аш-Шафи’и родился 13-го дня месяца Ша’бана 773 года хиджры в Египте, где провел детство и юность. Его мать умерла, когда он был еще совсем маленьким, а в ранней юности Ахмад лишился отца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: