Задание 3. Дифференцируйте местоименно-соотносительные СПП и СПП присловные, где указательное слово ТО может быть опущено. Определите семантику СПП.




СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (обобщение)

Задание 1. Определить, к чему относится придаточная часть в СПП нерасчлененной структуры: а)к имени существительному, которое нуждается в обязательном определении (Несчастный тот человек какой?, который каменный цветок увидит); б) к глаголу и его формам, слову категории состояния, которые нуждаются в распространении или конкретизации значения (Мне нравится что?, что Вы больны не мною); в) к фразеологизму, нуждающемуся в распространении (Накануне в голову запало что?, что я должен вернуться); г) местоимению (Кто ищет, тот всегда найдет; Каков вопрос, таков ответ) или местоименному наречию (Я так в какой степени? смеялась, что начала заикаться); д) к компаративу (Чем сильнее он кривлялся, тем больше она смеялась).

1. Прошли через те же комнаты, по которым уже князь проходил (Д.)

2. Конечно, странно, что такого рода известия могли быстро доходить и узнаваться (Д.)

3. Здесь сохранились предания, что вы лучший конькобежец.

4. Она была прекраснее, чем он воображал ее (Л.Т.).

5. Она села и с презрительной улыбкой смотрела на него, ожидая, пока выйдет камердинер (Л.Т.)

6. Сколько голосов, столько и умов.

7. Я хочу жить так, чтобы сердце билось в такт с горячим сердцем родного народа.

8. Постепенно растения изменились настолько, что стали совсем не похожи на своих диких предков.

Задание 2. Определите семантику нерасчлененных СПП, т. е. те отношения, которые возникают между главной и придаточной частью: атрибутивные, изъяснительные (предметные), образа действия, меры и степени, компаративные, пространственные (места).

1. Куда ворона летит, туда и глядит (В. Даль)

2. Мне взгрустнулось о всех, кому вовремя я не ответил (И. Северянин)

3. Говорят, что друзья познаются в несчастье.

4. Благо тому, кто сохраняет юность до старости! (В. Белинский)

5. Я не знал, куда идти.

6. В такой обстановке мне было легче, чем тебе (И. Евсеева)

7. Сколько писателей, столько и способов видеть и воспринимать жизнь (К. Паустовский)

8. Вода в реке была такая чистая, что с берега виднелось песчаное дно.

9. Кто поет, тот печаль прогоняет.

10. Хорошо жить тому, чья душа и дума добро научились любить (Т Шевченко).

 

Задание 3. Дифференцируйте местоименно-соотносительные СПП и СПП присловные, где указательное слово ТО может быть опущено. Определите семантику СПП.

(1) То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (Н.Некрасов);

(2) Гибнет в потоке времени только то, что лишено крепкого зерна жизни... (В.Белинский);

(3) Спасибо, музыка, за то, Что ты меня не оставляешь... (В.Соколов).

(4) Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее (Н.Гоголь),

(5) Высшее призвание человека состоит в том, чтобы не только объяснить, но и изменить мир, сделать его лучшим (В.Мичурин).

(6) Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей (Л.Толстой);

(7) Нам снится не то, что хочется нам... (В.Шефнер);

(8) Нужно любить то, что делаешь... (М.Горький);

(9) В первую очередь она (наука. – О.Ч.) отличается тем, что никогда не умирает, а существует всегда и не стоит на месте (А.Лосев);

(10) Я еще не говорю о качестве того, что тождественно и различно... (А.Лосев).

(11) Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает (В.Ключевский)

 

Указательное слово то надо отличать от второй части то двойных союзов если... то:

(12) Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много (Д.Лихачев);

(13) Когда приезжает отец, то в доме наступает праздник.

 

Задание №4. Придаточное сравнительное, образа действия или меры и степени? Нерасчлененного типа или расчлененного?

1. С глухими звуками, как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

2. Широкие тени ходят по равнине, словно облака по небу (Ч.)

3. Борьба дает вкус жизни, как перец и соль дают его пище (Рубинштейн)

4. Воздух так чист, что видна каждая ветка (В.Инбер).

5. Кусты местами были так часты, что составляли непроходимый лес (Гонч.)

6. Ученик всё сделал так, как велел мастер.

 

Задание №5. Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении: С лужите мне [как?], как вы ему (служили) (Пушкин). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М. Горький).

Задание. Определите, что присоединяет союз КАК: а) придаточное сравнительное, б) обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, в) именную часть сказуемого.

1. Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках (Пришв.)

2. И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый (Плещеев)

3. Облака как шрапнель над лесом (Гриб.)

4. Для меня ты как солнце весной (Фат.)

5. Работай! Незримо, чудесно работа, как сев, прорастёт (Брюсов)

6. Душа во мне заметалась, как зверек (заметался) в клетке (Нагибин)

7. Земля еще как смутный негатив: она никак не может проявиться (Долм.)

 

Задание №6. Определите тип придаточного с союзом КАК. Нерасчлененная или расчлененная структура СПП?

1. Смотри, как роща зеленеет (Матус.)

2. Он исчез бесследно, как может исчезать только один Сережка (Фад.)

3. Ничто так не волнует в природе, как (волнует) перелёт диких гусей (Пришв.)

4. Мама, мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете (Фад.)

5. Большой поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как будто видит его действительно в первый раз (Пауст.)

6. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

7. Он мечтал прожить жизнь так, как его отец.

8. Как веревочке ни виться, всё конец будет. Как ни устал, всё равно с утра придётся идти на занятия.

Задание №7. Найдите СПП с присоединительными отношениями между главной и придаточной частью со значением пояснения, оценки добавочного замечания или вывода.

1. Максим, покачивая головой, бормотал что-то и окружал себя особенно густыми клубами дыма, что было признаком усиленной работы мысли (Кор.)

2. Одна из выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно (Т.)

3. Лисий след она [волчиха] принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.)

4. Дети знают, что такое благодарность, и умеют сохранять ее надолго (Маршак)

5. Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду (М. –Сибиряк)

6. И старик Кукушкин быстро надел очки, позабыв протереть их, чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось (Ильф и Петров)

 

Задание №8. По возможному расположению частей, которое определяется свойствами союзов, сложные предложения делят на два типа: 1) структуры гибкие, допускающие вариативность порядка частей (препозиция, интерпозиция и постпозиция или, при невозможности препозиции, только постпозиция и интерпозиция части, вводимой союзом или союзным словом); 2) структуры негибкие, в которых невозможна перестановка частей без отделения союза или союзного слова от второй части и невозможна вставка одной части в другую.

Структурные схемы сложных предложений гибкой структуры предполагают несколько вариантов расположения частей, структурные схемы сложных предложений негибкой структуры ‑ лишь один порядок; ср.: 1) Всякий знает, что Земля вращается вокруг Солнца.Знает, что Земля вращается вокруг Солнца, всякий.Что Земля вращается вокруг Солнца, всякий знает; Громче, чем было нужно он говорил.Он говорил громче, чем было нужно; 2) Вот берёза, та гниёт изнутри, так что долго принимаешь ствол её белый за дерево (Пр.). – негибкая структура



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: