ПАРАСТАС
Схема совершения в субботу 2-й седмицы Великого поста
(2017 г.) [1]
Утреня (пение «по-красному»).
Открывается завеса. Царские врата закрыты.
Священник перед престолом произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш…».
Чтец: Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. «Царю Небесный…». Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…» и далее утреня по чину (см. часослов).
Священник во время чтения 19 и 20 псалмов (начальных псалмов утрени) совершает каждение всего храма.
Трисвятое по «Отче наш».
Тропари из Часослова
Священник произносит сугубую ектению перед престолом, совершая каждение: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко Милостив…»
Возглас: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Возглас: «Сый благословен…»
Хор: Аминь. Утверди, Боже…
Возглас: «Слава Святей…» (совершает крест кадилом перед престолом).
Чтец читает Шестопсалмие.
На последних стихах последнего псалма духовенство исходит на середину храма при открытых Царских вратах для совершения заупокойных песнопений у тетрапода[2].
Великая заупокойная ектения (произносится у тетрапода на середине храма с каждением). Ектению см. в требнике в последовании Панихиды.
Вместо обычного «Бог Господь» - «Аллилуиа» со своими заупокойными стихами (см. требник, последование Панихиды). Каждение прекращается.
После четвертого «Аллилуиа» на 2-й глас, тропари:
«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды).
«Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди…»
«И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…»
Кафизма 16 обычно опускается.
Сразу после пения тропарей начинается чтение 17 кафизмы.
В руках священнослужителей зажжённые свечи.
Первые 2 стиха запевает хор. Затем к стихам первой статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев: «Благословен еси, Господи».
Окончание статьи первой и второй допевается хором (2 последних стиха[3]): «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой…»
После первой статии – малая заупокойная ектения с кадилом. Хор: «Господи, помилуй» (единожды). Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поются запевы второй статии. Текст ектении см. в требнике: последование панихиды.
Сразу после ектении начинается пение двух первых стихов второй статии 17 кафизмы: «Твой есмь аз, спаси мя…». Затем к стихам второй статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев «Спасе, спаси мя».
Во время пения стихов иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны)[4].
После второй статии поются тропари по непорочнах: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете…». Совершается полное каждение храма.
Произносится малая заупокойная ектения с кадилом. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» (каждение прекращается).
Поется седален: «Покой, Спасе наш…» Слава и ныне: «От Девы возсиявый миру…»
Читается 50-й псалом. Духовенство во время чтения уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (святителя Порфирия) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 10
В храме святого – канон Минеи (святителя Порфирия) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (святителя Порфирия) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы.
По 3-й песни:
Катавасия – ирмос последнего канона (в храме Господском и Богородицы – ирмос 3-й песни из канона свт. Порфирию, а в храме святого – ирмос 3-й песни из канона храма).
Малая ектения обычная, не заупокойная. Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…».
Кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава и ныне» - Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни:
Катавасия – ирмос второго четверопеснца из Триоди (духовенство исходит на середину храма к тетраподу при открытых Царских вратах).
Малая заупокойная ектения с кадилом. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…»
и сразу поется кондак: «Со святыми упокой…» (совершается малое каждение) и икос: «Сам Един еси…».
Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Продолжается канон (7-ая песнь).
По 8-ой песни катавасия – «Хвалим, благословим…» и ирмос второго четверопеснца из Триоди.
На 9-й песни: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» и поем обычное «Честнейшую».
Совершается каждение всего храма.
По 9-ой песни:
Ирмос второго четверопеснца из Триоди. Поётся «Достойно есть…»
Малая ектения (не заупокойная). Возглас: «Яко Тя хвалят…».
Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 4-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя»
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы (см. Часослов на утрени) читаются (до стиха на 4).
На хвалитех стихиры из Октоиха (мученичны), глас 4-й - на 4. «Слава» - мертвен Октоиха глас тот же: «Где есть ми́ра пристра́стие?..», «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Еди́на Чи́стая…».
«Тебе слава подобает» - не читается, но сразу: «Слава, тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.
Просительная ектения (см. служебник последование утрени).
Стихиры на стиховне:
Из Октоиха («покойны гласа» со своими, заупокойными, стихами), глас 4-й.
«Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Словесе́м после́дующе…».
Читается «Благо есть» (см. в Часослове после славословия)
Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…».
Далее существуют 2 варианта окончания утрени:
Вариант 1 [5]:
Царские врата отворяются. Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.
Тропари: «Со духи…» и прочие тропари заупокойной литии (см. требник)
Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»
Премудрость. Благослови.
Возглас: Сый благословен…
Аминь. Утверди, Боже…
Свящ.: Пресвятая Богородице спаси нас!
Хор: «Честнейшую…».
Возглас: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава и ныне.
Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».
Возглас: «Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение. Царские врата и завеса закрываются.
И сразу – «Приидите поклонимся» и Первый час.
На часах: тропари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Господи, яко Благ…»; кондак: «Со святыми упокой…»
«Взбранной Воеводе…» в конце поется.
Отпуст обычный. Многолетие.
Вариант 2:
По Трисвятом тропари: «Глубиною мудрости…»; «Слава и ныне» - Богородичен: «Тебе и стену…»
Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже». Возглас: «Яко Милостив…»
Возглас: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Возглас: «Сый благословен…»
Хор: Аминь. «Утверди, Боже…» Завеса закрывается
Первый час.
На часах:
Тропари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Господи, яко Благ…»; кондак: «Со святыми упокой…».
«Взбранной Воеводе…» - поется в конце по обычаю.
Отпуст. Многолетие.
Духовенство исходит на середину храма к тетраподу при закрытых царских вратах и завесе.
Заупокойная лития:
«Со духи…» и прочие тропари
Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»
Премудрость. Пресвятая Богородице спаси нас!
«Честнейшую…».
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Слава и ныне. Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».
«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.
На Литургии свт. Иоанна Златоуста:
По входе:
«во святых Дивен Сый…»
Тропари, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…», «Помяни́, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…».
Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе...», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния...»; и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».
Апостол и Евангелие – субботы 2-й седмицы и заупокойные.
Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».
Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».Отпуст обычный: «Христос истинный Бог наш…»
После Литургии совершается Панихида на середине храма у тетрапода. Порядок совершения обычный. Ирмоса «Яко по суху…», а не как в некоторых храмах: «Воду прошед…». (см. требник «Панихида»)
И бывает по обычаю освящение приношений.