(тема занятия)
Наименование модуля /дисциплины русский язык
Подготовил педагог Гофман Л.Ю.
«28» октября 2020г.
1. Общие сведения | ||||||||||||||||
Курс, группа | 1,1С-2 | |||||||||||||||
Тип занятия | ||||||||||||||||
2. Цели и задачи | 10.3 – писать фрагмент текста (начало и концовку), статью, представлять информацию в виде таблицы, схемы; 10.4 – анализировать особенности употребления в тексте специальной лексики, эвфемизмов, перифразов, глаголов несовершенного вида настоящего времени; предложения с вводными конструкциями. | |||||||||||||||
2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладел обучающийся в процессе учебного занятия | Знать признаки специальной лексики; жанровые особенности пресс-релиза, заметки, конспекта; признаки аббревиатур, перифразов, аллюзии, эвфемизмов; словообразовательные и морфологические нормы; Прогнозировать содержание текста по обсуждаемой в нём проблеме; участвовать в дебатах, аргументируя собственную позицию и предлагая пути решения проблемы; определять особенности использования специальной лексики, аббревиатур, перифразов, аллюзии, эвфемизмов и других средств выразительности в тексте; извлекать и синтезировать информацию из различных источников, сопоставлять разные точки зрения; представлять информацию в виде графика, таблицы, диаграммы, инфографики, в т.ч с помощью ИКТ; создавать тексты публицистического стиля; писать творческие работы; Использовать лексику публицистического стиля в соответствии с ситуацией общения; знаки препинания в простых, простых осложнённых и сложных предложениях. | |||||||||||||||
3. Оснащение занятия | ||||||||||||||||
3.1 Учебно – методическое оснащение, справочная литература | Русский язык,10 кл.,З. Сабитова,О. Алтынбекова, Мектеп:2019г., программы интернет, ноутбук, айфон, карточки, презентация. | |||||||||||||||
3.2 Техническое оснащение, материалы | Программa интернет (edupag), ноутбук, айфон. | |||||||||||||||
4. Ход занятия | Начало урока. Создание положительного эмоционального настроя.
Используем приём «Фантазёр»
Назовите пять способов применения в жизни знаний, умений и навыков по теме «Физика и природа».
Середина урока.
Выполнение упражнения 57.
Рассмотрите фотографии облаков. Студенты высказывают предположения о том, почему облака принимают причудливые формы, и составляют описание облаков, используя различные изобразительно – выразительные средства. Составив небольшой текст, обучающиеся выскажут мнение о том, началом текста какого стиля, типа речи может стать составленный ими текст, какова его основная мысль.
Упражнение 58.
Прочитать текст, который отвечает на «детский» вопрос6 почему сидящая на линии электропередачи птица не погибает от удара тока?
Работа над текстом упражнения проводится в несколько этапов: а) определение типа речи, стиля текста; б) выделение структурных частей текста (тезис – аргументы – вывод); в)г) анализ сложноподчинённого предложения, вводных конструкций, аббревиатур (ЛЭП линия элекропередачи).
Вводными конструкциями называются слова, сочетания слов, а также предложения, выражающие отношение говорящего к высказанному.
Вводные конструкции дают общую оценку сообщения, указывают на источник и способ сообщения, связь с контекстом, порядок следования компонентов высказывания и т.д.
Основное значение вводных конструкций – значение модальной, эмоциональной, экспрессивной оценочности.
Вводные конструкции интонационно выделяются в предложении. Для них характерна особая интонация вводности – интонация включения или выключения.
Вводные слова и сочетания слов выделяются (или отделяются) запятыми.
2. Вводные конструкции:
1) содержат оценку степени достоверности сообщения: не правда ли, без сомнения, по существу, само собой, право, наверное, наверно; надеюсь, полагаю; пожалуй, почитай; разумеется, кажется, оказалось, может быть; видимо, по-видимому; бесспорно, вероятно, действительно, конечно; без сомнения; в самом деле; по сути дела, как оказалось;
2) выражают эмоциональную оценку: к счастью, к удивлению, к сожалению, к огорчению; на счастье, на беду; по несчастью; грешным делом, чего доброго;
3) указывают на источник сообщения: по преданию, по-моему, по слухам; говорят, помнится; по убеждению, по словам, на взгляд;
4) характеризуют отношение к способу выражения мысли: по выражению, одним словом, другими словами; грубо выражаясь, так сказать, словом, буквально, короче;
5) подчеркивают экспрессивный характер высказывания: по правде, по справедливости, по душе, кроме шуток; честно говоря, между нами говоря;
6) указывают на отношения между частями высказывания: итак, кстати, к примеру; наконец; во-первых, во-вторых и т.д.; следовательно, в общем, таким образом;
7) служат цели привлечения внимания собеседника: видишь (ли), понимаете (ли), не поверишь; помилуйте; представьте себе; послушайте;
8) указывают на ограничение или уточнение высказывания: по крайней мере, в той или иной степени, по меньшей мере, тем более.
Упражнение 59.
В задании студенты обсуждают вопрос: Можно ли защитить птиц от гибели?, используя приём «Идеал»
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?
Упражнение 60.
Игра «Физика в пословицах». Игра поможет в занимательной форме актуализировать знания, формировать умения ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях и соблюдать орфографические нормы. Обсуждение правил и выделенных слов.
Образец выполнения:
1. Каково в лес кликнешь, таково и откликнется (звуковое явление).
2.Вода и землю точит, и камень долбит (механические явления).
3. Как качели не качай, придёт время остановиться (механические явления).
4. Ложка дёгтя портит бочку мёда (молекулярная физика).
5. Веник не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.
6. Подо людом тёплой воды не бывает (молекулярная физика).
7. Зло и добро – как вода и масло, они не могут смешаться (молекулярная физика).
Упражнение 61. Найти соответствия между словами, считающимися грубыми, неуместными, и эвфемизмами – словосочетаниями, которые они заменяют.
Приведённые в упражнении эвфемизмы употребляются для того, чтобы завуалировать предметы, лица, факты, события, которые вызывают у людей отрицательную реакцию.
Образец выполнения:
Конец урока. Выполнение упражнения 62. Продолжить работу с эвфемизмами. Обучающиеся закрепят умение определять особенности их употребления. Образец выполнения: Толкования значений соответствуют словам: 1. Менеджер по продажам, консультант торгового зала – продавец. 2. Клининг – менеджер, оператор профессиональной уборки – уборщица. И т.д.
| |||||||||||||||
5. Рефлексия по занятию | Упражнение 64 | |||||||||||||||
Домашнее задание. | Упражнение 64 |