Совершенная конкуренция. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде. Правило максимизации прибыли.




Совершенная конкуренция характеризуется следующим:

а) наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

б) однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т. е. их идентичностью или полной заменяемостью с точки зрения потребителя. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

в) отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободным входом на данный рынок и выходом с него);

г) доступностью для каждого участника рынка совершенной информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка. Продавцы действуют независимо друг от друга.

Свобода доступа на рынок предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

Для фирмы невозможность влиять на цену означает, что каждая дополнительная единица продукции, произведённая ею, реализуется по неизменной цене. На Совершенная конкуренция принуждает фирмы минимизировать средние издержки и продавать свою продукцию по цене, соответствующей таким издержкам, поскольку фирма увеличивает выпуск до тех пор, пока цена превышает предельные издержки.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В тоже самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок так, как они представляют мелкое производство и их крайне много.

При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции, В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технический усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору большой доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет дифференцирования отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.

 

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

В краткосрочном периоде:

спрос на продукцию фирмы. Если фирма является ценополучателем, она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту равную рыночной цене продукта.

 

В долгосрочном периоде:

если типичная фирма в отрасли получает экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это привлечет в отрасль новые капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия будут расширять производство.

Если в краткосрочном периоде фирма терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы сокращение объема производства и последующий уход из отрасли. Естественно, таким же будет долгосрочное решение и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е. когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В таком случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однозначным: закрыть производство.

Подобные решения принимает не единичная фирма, а все их множество. В результате массовых аналогичных, хотя и не согласованных друг с другом, действий рынок преодолевает экстремальные ситуации убыточного и сверхприбыльного производства, и все возвращается «на круги своя», т.е. к условиям получения всеми только нормальной прибыли. Это происходит следующим образом. Если сверхнормальная прибыль побуждает предприятия расширять производство и привлекает в отрасль новые фирмы, растут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения отрасли сдвигается вправо, что ведет к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что фирмы принимают решение закрыть производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение сокращается и при прежней величине отраслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать до тех пор, пока цена не установится на уровне, достаточном лишь для получения всеми фирмами отрасли нормальной прибыли. Этот механизм характеризует «невидимую руку рынка», о которой говорил Смит. Свободная конкуренция выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль (в долгосрочном периоде).

 

Вопросы для подготовки к экзамену (дифференцированному зачету) по «Микроэкономике»

1. Этапы становления и развития экономической теории.

2. Предмет, метод и функции экономической теории. Экономические законы и категории.

3. Экономическая теория как наука. Функции экономической теории в обществе. Нормативная и позитивная экономическая теория. Экономическая теория и экономическая политика.

4. Экономическая теория как наука. Методы экономических исследований, их общая характеристика. Категории и законы диалектики и формальной логики.

5. Экономическая система, как способ решения основных экономических проблем. Типы экономических систем. Цивилизационный и формационный подходы к периодизации их развития.

6. Потребности человека, их виды и средства удовлетворения. Закон возвышения потребностей. Экономические ресурсы.

7. Ситуация экономического выбора. Альтернативные издержки. Модель производственных возможностей общества.

8. Экономические агенты. Экономический кругооборот: модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов с участием и без участия государства.

9. Понятие рынка, как механизма координации. Условие возникновения, роль и функции. Механизм функционирования рыночной системы.

10. Виды рынков, критерии их классификации. Понятие рыночной структуры и инфраструктуры.

11. Собственность как экономическая категория. Основные формы собственности. Современная экономическая теория прав собственности. Пучок прав собственности.

12. Анализ рыночного спроса (закон, функция, кривая спроса, детерминанты спроса). Индивидуальный и рыночный спрос.

13. Анализ рыночного предложения (закон, функция, кривая предложения, детерминанты предложения)

14. Механизм установления рыночного равновесия: Подход Вальраса, подход Маршалла.

15. Статическая модель рыночного равновесия.

16. Динамическая модель рыночного равновесия («паутинообразная модель»).

17. Рыночное равновесие и неравновесие. Понятие устойчивости равновесия. Излишек потребителя и производителя как результат равновесия. Дефицит и избыток.

18. Понятие эластичности. Точечная и дуговая эластичность. Практическое применение теории эластичности.

19. Эластичность спроса. Виды и факторы эластичности. Кривые Энгеля.

20. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.

21. Основы теории потребительского выбора (потребитель, полезность, потребительские предпочтения, потребительский выбор, суверенитет потребителя).

22. Количественный анализ полезности (функция полезности, первый и второй закон Госсена).

23. Порядковый анализ полезности (аксиомы потребительского выбора, бюджетное ограничение, кривые безразличия, предельная норма замены). Положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности.

25. Производство и производственная функция. Свойства производственной функции.

26. Показатели краткосрочной функции производства: Общий, средний и предельный продукт переменного фактора. Взаимосвязь между ними и анализ динамики. Закон убывающей отдачи.

27. Анализ долгосрочной функции производства: изокванта, предельная норма технологического замещения.

28. Эффект масштаба и выбор оптимального размера производства.

29. Природа издержек, их структура и виды. Понятие прибыли, ее виды.

30. Издержки производства в краткосрочном периоде (их взаимосвязь, графический анализ).

31. Динамика издержек производства в долгосрочном периоде. Эффективный размер предприятия.

32. Понятие изокосты. Условие оптимизации производства.

33. Фирма как субъект рынка. Альтернативные Теории фирмы, типы фирм.

34. Производство в рыночной экономике. Основные формы деловых предприятий, критерии их классификации. Концентрация, централизация и диверсификация производства.

35. Доходы фирмы (общий, средний и предельный) и виды прибыли (экономическая, бухгалтерская и нормальная). Принцип максимизации прибыли.

36. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков конкурентной фирмы. Метод средних и предельных показателей. Метод совокупных показателей.

37. Рыночные структуры: их типы и признаки. Модель рынка совершенной конкуренции.

38. Совершенная конкуренция. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде. Правило максимизации прибыли.

39. Экономическая природа и виды монополий. Источники монопольной власти. Показатели монопольной власти (коэффициент Лернера и др.)

40. Поведение фирмы в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация.

41. Поведение фирмы в условиях олигополии. Модель Курно.

42.Монополистическая конкуренция: основные характеристики. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

43. Потери общества от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.

46. Рынки факторов производства. Особенности формирования цен и спроса на факторы производства. Факторные доходы.

44. Рынок труда: субъекты, функции, факторы. Спрос и предложение на рынке труда в условиях совершенной конкуренции.

45. Индивидуальное предложение труда. Эффект дохода и эффект замещения. Заработная плата: сущность, формы, виды. Номинальная и реальная заработная плата.

46. Рынок капитала: структура, равновесие. Реальная и номинальная ставка процента. Принцип дисконтирования.

47. Физический капитал: основной и оборотный. Амортизация. Норма амортизации. Моральный и физический износ.

48. Рынок природных ресурсов. Предложение земли. Цена земли. Рентные отношения. Абсолютная и дифференциальная рента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: