Раздел «Психологические механизмы организационного поведения»
Тема 7 «Коммуникативное поведение в организации»
План
I. Понятие о коммуникативном поведении в организации. Роль коммуникаций в управлении.
II. Классификация коммуникаций в организации.
III. Слухи как неформальная коммуникация в организации.
I. Понятие о коммуникативном поведении в организации. Роль коммуникаций в управлении.
Коммуникации – это одна из наиболее сложных и неоднозначных проблем организационного поведения.
Оценки специалистов показывают, что в активной жизни большинства людей процессы общения, коммуникации занимают до 75 % времени. Коммуникации позволяют людям совместно трудиться, накапливать и передавать огромный запас знаний.
Коммуникация (от лат. comunico – делаю общим, связываю) – обмен информацией между индивидами посредством общей системы знаков. Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале ХХ века.
Коммуникация – это процесс передачи информации кому-либо, либо обмен ею между 2 и более сторонами [Лекции по «Коммуник. компетентности»].
Коммуникация – это обмен информацией, значимой для участников общения.
Коммуникация – это обозначение средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесс передачи информации от человека к человеку, а также передачи и обмена информации в обществе с целью воздействия на социальные процессы [Лекции по «Деловому общению»].
Коммуникация – это вид социальной связи на основе направленной передачи информации, позволяющий осуществлять социально-культурные взаимодействия индивидов, социальных групп, общностей и институтов.
Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнёров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности [2].
|
Цели коммуникаций:
- обеспечение понимания получаемой и передаваемой информации (это одна из главных целей коммуникации);
- обмен и передача информации в ходе делового взаимодействия;
- формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств;
- формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
- обмен деятельностью, инновационными приёмами, средствами, технологиями;
- изменение ценностных установок и мотивации поведения;
- обмен эмоциями.
Коммуникации в организации реализуют следующие функции:
· Информативная функция – передача истинных или ложных сведений, играющая определённую роль в процессе принятия решений, так как позволяет предоставлять необходимую информацию для принятия решений, для идентификации и оценки альтернативных решений;
· Мотивационная функция побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;
· Контрольная функция – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчинённости;
· Экспрессивная функция способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.
Факторы, влияющие на эффективность коммуникаций в организациях:
1) личность руководителя и его действия. Руководитель должен быть опытным коммуникатором. Он должен следить за тем, чтобы его поступки не противоречили словам;
|
2) использование двухсторонних коммуникаций, т.е. менеджеры должны использовать не только нисходящие коммуникации, но и прислушиваться к информации, идущей от подчиненных;
3) использование личных коммуникаций, особенно во время перестройки организации. Именно представители топ-менеджмента должны брать на себя обязанность личного доведения информации до подчиненных;
4) разделение ответственности за коммуникации подчиненных.
Коммуникация это процесс. Важнейшими элементами коммуникационного процесса выступают отправитель (коммуникатор), сообщение, каналы передачи, получатель и обратная.
Эффективная обратная связь должна обладать рядом характеристик.
1. Направленность. Цель эффективной обратной связи – улучшение качества работы каждого отдельного работника, повышение его ценности. Она не должна унижать чувство собственного достоинства или затрагивать репутацию человека.
2. Конкретность, конструктивность. Эффективная обратная связь должна обеспечить получателей конкретной информацией о состоянии дел, благодаря которой они могут понять, как исправить сложившуюся ситуацию.
3. Описательный характер. Эффективная обратная связь должна не оценивать деятельность работника, а объективно описывать, что он реально сделал.
4. Полезность. Эффективная обратная связь предоставляет информацию, которую работник может использовать для улучшения качества своего труда.
5. Своевременность. Чем скорее осуществляется обратная связь, тем лучше для дела.
|
6. Желание и готовность работников к восприятию обратной связи. Если работникам навязывают обратную связь, она оказывается значительно менее эффективной.
7. Ясность, четкость выражения, понятность получателю. Получатель обратной связи должен ясно ее понимать, например, при визуальном контакте отправитель может следить за выражением лица получателя.
8. Надежность и достоверность характеризуют, насколько получатель доверяет полученной по обратной связи информации и насколько верно она отражает реальное состояние дел. Искажение при передаче может повлечь за собой как неверную реакцию руководителя, так и последующие неверные изменения в действиях подчиненного.
II. Классификация коммуникаций в организации.
Организационные коммуникации – это осуществление коммуникационных процессов, в которых участвуют организации.