Частушки в Енисейской губернии




 

 

Частушки в этой статье были записаны Иваном Чеканинским в 1913 году в разных местах Енисейской губернии. Запись производилась как и со слов отдельных лиц, например, в Ачинском уезде в селе Медведском и в селе Ильинском (Пеньки) Назаровской волости, так и со слов различных поющих компаний.

 

На вопрос: «Нет ли среди крестьян сочинителей частушек?» — ему отвечали отрицательно. А один лодочник на Ангаре даже удивился: «От безделья што-ли сочинять-то их? Кабы безделье было, сидел бы и сочинял, а то вишь, некогды. Так вот и поем, што поеца».

 

Почти с уверенностью можно предположить, что частушки, поющиеся в Енисейской губернии, в основном, не местного происхождения, а занесены из Европейской России. Это доказывали и рассказы местных старожилов, уверявших, что всего каких-нибудь 20-25 лет тому назад они не слышали подобных песен. А в 1913 году частушки пелись уже во всех деревнях, за исключением улусов минусинских инородцев, где поэзия носила совсем иной характер.

 

В самом названии частушек «саратовская» видно их происхождение. Лишь позже появилось название «качинская», но это название встречалось исключительно в Красноярске, да и то лишь на Каче. Получив свое начало в России, частушки были сначала в российском варианте, затем постепенно заменились местным, сибирским. Под влиянием нахлынувшей в Сибирь переселенческой волны варианты российских и сибирских частушек смешались. Река Волга заменилась Качей:

 

Ты, извозчик, подай клячу,

Увези меня на Качу.

 

Первоначальный же вариант был такой:

 

Ты, извозчик — возжи долги,

Довези меня до Волги.

 

Или переделка из Саратова:

 

Красноярска город славный

На реке стоит большой,

В нем живет народ богатый,

Настоящий продубной.

 

Варианты многих частушек взяты просто из известных народных песен. Например, в Енисейске пелись частушки, взятые из «приискательских» песен, записанных со слов приисковых рабочих «Северной тайги»:

 

Таратайка на смазе,

По оси она в грязе;

Мы по собственной охоте

Были в каторжной работе —

В северной тайге.

 

Частушки состояли из двустиший:

 

Что ты, милка, твоя воля —

Тебе радость, а мне горе.

 

г.Красноярск

 

Чаще всего из четверостиший:

 

Сорву ветку винограду,

Брошу милому в ограду.

Когда веточка завянет,

Тогда мил меня вспомянет.

 

с.Ильинское

 

Реже из шестистиший:

 

Девки в лодочках катались,

По залодочкам вода.

Белы платья замочили —

Перевозчикам беда.

Перевозчик молодой,

Сушит платьи над водой.

 

с.Ильинское

 

Совсем редко — из восьмистиший:

 

Рыбочка на вилочке,

Миленок на заимочке,

Миленок на заимочке,

Шьет милой ботиночки.

Ботинки на подклеечке,

Несет своей злодеечке.

Ботиночки шевровые

С шнурочками шелковыми.

 

г.Енисейск

 

Часто в этих народных произведениях не выдерживалась или совсем отсутствовала рифма:

 

Милая фартовая,

Юбочка бордовая.

Отчего бардовая —

Она в меня влюбленная.

 

д.Базаиха

 

Доктора у нас хороши —

Сразу правят на тот свет.

 

В Красноярском тучи ходят,

В Енисейском гром гремит.

 

г.Красноярск

 

Мелодия частушек была везде одинакова. На юге губернии проста и тягуча. На севере пелась в ускоренном темпе и была более мелодична. Тоже самое можно сказать и о припевах, повторяющихся два раза после пения каждого двустишия. Более приятный для слуха припев был на Ангаре и Чуне:

 

Ой, тай, тай, тай, та, та, та, та.

Та, та, та, та, та, та, та, та.

 

В д. Пойме на реке Оне:

 

Ты чернява, ты чернява

Чернобровая моя.

 

В Енисейске припевали:

 

Хой-ляй, цип-ляй

Села да поехала.

 

В Красноярске:

 

Сербил, сербил, сербил, сербил

Сербил, дергал, драл.

Архип, Архип, толкай, толкай,

Давай опять толкай.

 

В праздники и в будни, в свободное от работ время подвыпившие парни собирались группами с гармонистом посередине. Шли по улицам, гармонист играл, а парни пели частушки, после каждой припевая и сопровождая припев диким гиканьем и свистом.

 

Гармонь всегда сопровождала пение частушек, поэтому существовало много вариантов, посвященных именно ей. Она сравнивалась даже с хлебом, называлась «гармошкой-матушкой», «тальяночкой».

 

Ты гармошка-матушка,

Лучше хлеба батюшки.

 

Ни проехать, ни пройти —

Бугорочки-ямочки.

Не проходит милый мой

Мимо без тальяночки.

 

Шел я верхом, шел горой,

Нес тальянку под полой.

Спотыкнулся в ямочку,

Изломал тальяночку.

 

В городских частушках чаще всего встречалось отражение молодецкой удали. В Красноярске молодежь сильно увлекалась так называемыми «войнишками». Участвующие в них разделялись на несколько враждующих между собой лагерей, чаще по месту жительства. Живущие за рекой Качей назывались «закачинцами», на Мало-Качинской улице — «малокачинцами», на Больше-Качинской улице — «большекачинцами». Эти три группы объединялись в общую группу «качинцев» или просто «качи».

 

Живущие в Кузнечных рядах (Ново-Кузнечная улица) назывались «кузнечниками», В Теребиловке — «теребилашниками». В Николаевке, где жил исключительно железнодорожный рабочий люд — «железнодорожниками» или «николаевцами».

 

Для «войнишки» выбиралось определенное место. Весной и летом у часовни на Афонтовой горе, осенью и зимой на реке Каче. Главную роль в выборе места играли не времена года, а полиция и казаки, которые гоняли игроков с Качи к часовне и наоборот.

 

За горой было открытое и свободное от жилищ место со множеством камней — «оружием» для воюющих сторон. Если бой был особенно ожесточенным, то «игра» переносилась на ближайшие улицы города. Любители сильных ощущений вооружались подзорными трубами, биноклями и восхищались непобедимостью той или другой стороны.

 

На самом деле, каждая из «войнишек» приносила много раненых, иногда и убитых. В 1912 году такая «игра» вспыхнула между «качинцами» и «николаевцами» — в результате было трое убитых и несколько человек раненых.

 

Каждая из армий «предводительствовалась» отчаянными парнями, из которых известностью пользовались: головорез Абашкин (впоследствии приговоренный военным судом к расстрелу за «деяния» во время военной службы), немой (зарезанный одним из своих товарищей) и Шохин (в период политических волнений был сыщиком, а затем сослан на каторжные работы).

Естественно, что такие люди не могли не оставить о себе память в частушках:

 

Как Абашкин на Большой —

Так ребята все домой,

А немой появится —

Ребятам не поглянется.

Если Шохин к нам придет —

У нас война на лад поидет.

 

В других частушках восхвалялась удаль «качинцев», которых не смущали даже частые аресты:

 

Наши качински ребята

Одним словом молодцы:

Стекла бьют, ворота мажут

И кузнечным не уважут.

 

Сколь мы пили и гуляли —

Во вторую часть попали.

Во второй части привольно:

Хлеба сущнаго довольно.

 

«Качинцы» в своих частушках часто восхваляли своих качинских девиц и унижали девушек Кузнечной улицы:

 

Как на Каче грязь и тина —

Там девчонки, как картина.

 

Как на Каче грязь и кочки —

Там девчонки, как цветочки.

 

На кузнечной фонари —

там девчонки звонари.

 

Xena

17.12.2011, 23:07

 

 

В деревнях молодежь тоже собиралась по праздникам и воскресеньям петь частушки. Каждый парень старался «выказать» себя перед девушками, немного «поломаться». Это выражалось обычно в манере поведения и в развалистой (как будто пьяной) походке. Девушки пели частушки, сидя на скамьях или бревнах у ворот. А то и просто ходили по деревне, держа друг друга за талию, также кокетничая и «ломаясь» перед парнями.

 

Между старожилами-сибиряками и переселенцами часто возникали конфликты из-за земель или лесов. Сибиряков называли «чалдонами», а переселенцев «лапотонами». Вот так перепевались девушки-переселенки и старожилы:

 

Не ходила, не поиду

В лес я за грибами,

напугал меня чалдон

Синими штанами.

 

Переселенка

 

Как в Чертете окна биты,

Лапотоны вшивы-бриты.

 

Старожилки

 

Интересна и любовная лирика в частушках:

 

Милый мой, а я твоя,

Окинь полой, озябла я,

окинь правою полой —

Куда поидешь и я с тобой.

 

У моего милого

Под ярмошку волоса,

Запоет он песню важну —

Все покроет голоса.

 

Сшила блузку в крыльцах узку,

С якорями на плечах,

Я люблю сваво милого,

Что веселый на речах.

д. Бугачева

 

Я за милку грудью встану —

Всех порежу, в тюрьму сяду

д. Базаиха

 

Что за реченька — голуби купаются,

Что за девочка — все в нее влюбляются.

Голубей я подстрелю, чтобы не купалися,

А милашку утоплю, чтобы не влюблялися.

д. Базаиха

 

Ты красива, некрасива,

Ты ожалила меня.

Тебе, милка, не спасибо —

Ты спокинула меня.

д.Бугачева

 

В частушках можно проследить всю жизнь народа того времени. В них присутствовала неразделенная любовь, насильственная женитьба, отношения между невесткой и родителями мужа.

 

Моя мамонька ретива,

В саду яблок сорвала.

Красоту мою сгубила,

Рано замуж отдала.

с.Кежемское

 

Ваня, Ваня, Ваничка,

Я тебе не парочка.

Ты — седая борода,

Я девчонка молода.

 

Свекр ругает, Свекровь гонит,

Я разуюсь — не догонят.

 

Мамонька не родная —

Похлебочка холодная.

Если б мать родна была,

Щей горячих налила.

 

Страдали в частушках не только девушки. Парни тоже пели о своей несчастной любви. Вот варианты таких песен:

 

Мою милую венчали —

Я на паперти стоял,

Обвенчали и умчали —

Я головкой покачал.

с.Кежемское

 

В России в этнографической литературе частушкам была уделена самая малая доля. К этому виду народной песни, к сожалению, относились скептически и свысока.

 

По материалам очерка И.Чеканинского «О частушках в Енисейской губернии». 1913 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: