ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА»




ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Предмет: история Казахстана Класс: 9 I четверть Урок № 21
Тема Политики «военного коммунизма». Джут и голод 1921 года
Раздел Раздел 2. Установление Советской власти в Казахстане
Ресурсы Учебник: 1. История Казахстана:Учебник для 9(8) класса общеобразов.школы /З.Е.Кабульдинов, М.Д.Шаймерденова, Е.М.Куркеев.- Алматы: Атамұра, 2019 г, пар.14-15 стр75-80  
https://www.youtube.com/watch?v=NsdfnC9na-s ПРОСМОТР ВИДЕОМАТЕРИАЛА ОБЯЗАТЕЛЕН!!!!!!!!
Цель урока 8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века; 8.4.1.1 анализировать изменения, произошедшие в результате новой экономической политики, сравнивая источники и аргументы
Работа с терминами НЭП; «Военный коммунизм»; «продразвёрстка», «продналог», «монополия»; «товарно-денежных отношения»; «милитаризация труда»; «Кооперация»; «денационализация», «концессия», «джут»
Краткий тезисный конспект урока Запомнить!! . Что такое «военный коммунизм»? Военный коммунизм— название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг.в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были: - крайняя централизация управления экономикой, - национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), - государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, - запрещение частной торговли, - свёртывание товарно-денежных отношений, - уравнительство в распределении материальных благ, - милитаризация труда. В историографии имеются различные мнения по вопросу о причинах перехода к такой политике — кто-то из историков считал, что это была попытка командным методом «ввести коммунизм», другие объясняли её реакцией большевистского руководства на реалии Гражданской войны. Причины военного коммунизма Причины введения столь чрезвычайных мер были спровоцированы:
  • ослаблением экономики государства после Первой мировой войны и революции 1917 года;
  • желанием большевиков централизовать власть и взять страну под свой тотальный контроль;
  • необходимостью снабжать фронт продовольствием и оружием на фоне развернувшейся Гражданской войны;
  • стремлением новых властей предоставить крестьянам и рабочим право на легальную трудовую деятельность, полностью контролируемую государством
Положения военного коммунизма
  • Новая идеология вводилась советским правительством в сентябре 1918 года. Она подразумевала проведение таких мероприятий, как: введение продразверстки (изъятие продовольственных продуктов у трудящихся граждан на нужды фронта)
  • отмена оплаты транспорта и коммунальных услуг
  • предоставление государством бесплатного жилья
  • централизация экономики
  • запрет частной торговли
  • налаживание прямого товарообмена между деревней и городом
Итоги политики «военного коммунизма» • Сокращение уровня промышленного производства в 7 раз, сельского хозяйства – вдвое. • В городах не хватало продовольствия, горючего, не работали освещение, водопровод, отопление и т.д. • Детская беспризорность. • Весна – лето 1921 голод в Поволжье. Массовый голод в Казахстане 1921-1922г. · Вооруженне выступления крестьян в1920-1921 год (Актюбинский,Кустанайский,Петропавловский,Усть-каменогорский уезд, Семиречье, Прииртышье) Последствия политики «военного коммунизма» в Казахстане Страшным следствием этой грабительской экономической политики «военного коммунизма» стал массовый голод, разразившийся в сельском хозяйстве Казахстана в 1920 году, обстановка осложнилась суровой зимой 1920-1921 годов. Все, что можно было есть, фактически уже было съедено, и на посевную к следующей весне семян не было. Практически не было урожая ив 1921 году, люди рассчитывали на государство, на его помощь, но эта помощь оказалась недостаточной. Сотни тысяч казахов скапливались около поселений и на железнодорожных вокзалах, нищенствуя и ожидая смерти. Турар Рыскулов в своей статье «Голод в степи» отмечал, что голод коснулся каждого и что практически все эти годы казахи находились на грани вымирания. В этот период в республике голодало более 2 млн 300 тыс. человек, около 1 млн человек умерли от голода, холода и сопутствующих им болезней. Силовая политика государства вызвала недовольство аула и деревни, которое нарастало и привело к стихийным крестьянским восстаниям против экономической политики Москвы. При этом выдвигались лозунги «За Советы, но без коммунистов», «Долой продразверстку», «За большевиков, но без коммунистов». Эти лозунги означали: за большевиков, одобрявших захват земель крестьянами, но против коммунистов, изымавших излишки, насаждавших колхозы и забиравших власть в свои руки, прикрываясь Советами. Повсеместно вспыхивали мятежи, в которых участвовала значительная часть недовольных правительственной диктатурой крестьян, а также мятежи в воинских частях, укомплектованных мобилизованными крестьянами. Так, к лету 1920 года обострилась ситуация в Актюбинском, Кустанайском, Петропавловском, Усть-Каменогорском уездах, в Жетысу, в Прииртышье между Павлодаром и Семипалатинском.   Повстанцам удалось захватить ряд крупных станиц, но плохо организованные и слабо вооруженные крестьяне были разгромлены Красной Армией. Повсеместно появлялись многочисленные партизанские отряды, активизировалась антибольшевистская борьба. Во время волнений нередкими были убийства сторонников Советской власти. В феврале—марте 1921 года волнения охватили Акмолинский. Петропавловский, Кокчетавский, Уральский и другие уезды. Все эти волнения были жестоко подавлены властями, при этом нередко использовались регулярные части армии. Разруха в сельском хозяйстве и животноводстве продолжалась вплоть до урожая 1923 года. В конце 1922 года численность поголовья скота составила лишь одну треть уровня 1916 года, а размеры засеянных площадей — 40 процентов от уровня 1913 года. Спираль экономической разрухи продолжала закручиваться почти до конца 1922 года. Ситуация, сложившаяся в Казахстане, была частью общей картины экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь, как и везде, все говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, стержнем которых должно было стать восстановление нормальных экономических отношений. Система «военного коммунизма», временная, но единственно возможная и необходимая в условиях Гражданской войны в нашей стране, с переходом к мирному строительству не отвечала в целом задачам, стоявшим перед Советской страной, и в частности привела к столкновению с интересами крестьянства. Последствия политики «военного коммунизма» заключались в следующем: •в конечном счете не большевики отказались от продразверстки, а крестьянство своими антикоммунистическими восстаниями заставило власти отказаться от политики «военного коммунизма»; • в промышленности царила анархия; • хозяйственная система лишилась стимулов саморазвития; • утвердилась тотальная милитаризация труда; усилилось отчуждение трудящихся от результатов своего труда Основные мероприятия в период» военного коммунизма» в Казахстане»:
· 1 январе 1921 года был образован союз «Косшы», который решал вопросы по проведению земельно-водной реформы на юге Казахстана. · Активные деятели по проведению земельно-водной реформы – О. Жандосов, А. Розыбакиев и др. · 2.По земельно-водной реформе казахам Семиречья были возвращены земли, отобранные у них при подавлении восстания 1916 года. · 3.В апреле 1921 года был издан декрет о возврате казахам земель, переданных в царское время Сибирскому и Уральскому казачьим войскам. · 4.Значительную часть страны летом 1921 года поразила засуха. Ей предшествовал сильный джут. Разразился голод. · 5.Число голодающих составило 1/3 населения республики. · Продовольственные отряды из Центра изымали продовольствие как сельскохозяйственные «излишки». Это также было причиной голода. · 6.Советское правительство с опозданием приняло меры помощи голодающему населению Казахстана: население неурожайных районов республики было освобождено от продналога. · 7. «О натуральном мясном налоге» введен в июне 1921 года. · 8.«О натуральном мясном налоге» освобождал кочевников от мясного налога.  
Более подробную информацию по данной теме, вы сможете получить, прочитав в учебнике параграфа. №14-15 стр 75-80
Учебные задания 1. Краткий конспект опорного урока с указанием: причин, соновные положения,последствия, итоги. 2. Дать значения словам: НЭП; «Военный коммунизм»; «продразвёрстка», «продналог», «монополия»; «товарно-денежных отношения»; «милитаризация труда»; «Кооперация»; «денационализация», «концессия», «джут» 3. Прочитать №14-15 стр 75-80 4. Просмотреть видеоматериал!!! По ссылке https://www.youtube.com/watch?v=NsdfnC9na-s  
Обратная связь с учителем Обратная связь с учителем. 17.11.2020 годавсе выполненные задания к уроку необходимо отправить на данную электронную почту pivovar20@inbox.ru сотовый 8-747-305-65-42, контакты моей страницы https://vk.com/id421857409 Обязательно указать Ф.И., класс, дату выполнения задания
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: