Владимирская церковь (ныне не сохранилась)




 

Сохранился в Холщебинке еще один двухэтажный дом. Он тоже принадлежал Баклановым. Но были ли они родственниками с Иваном Матвеевичем пока не установлено. После революции 1917 г. в этом здании размещалась школа, сельсовет и колхозное правление, в 90-е годы ХХ века – клуб. Сейчас дом можно увидеть, правда, в полуразрушенном состоянии. Вот отрывок из письма, которое получила Татьяна Борисовна Левая от потомков Баклановых, но их предок был военным, а не купцом, и он старше Бакланова Ивана Матвеевича почти на 20 лет, умер в 1882 году:

«...Меня очень заинтересовало Ваше упоминание о деревне Холщебинка. Дело в том, что мои предки (Баклановы) как раз происходили из этой деревни. Там, в частности, родилась моя прабабушка Павлина Ивановна Бакланова, где-то там же должен был служить в церкви и её муж, Миролюбовов Яков Николаевич. У моего прапрадеда, Бакланова Ивана Васильевича, в конце 19 века был в Холщебинке свой дом. И он, и его жена Матильда Фридриховна Бакланова должны быть похоронены на кладбище ближайшей церкви».

Действительно, в Холщебинке жили Баклановы, о которых упоминается в письме. Николай Александрович Ласточкин, рютинский краевед, изучая Метрические книги Сеглинской церкви, встречал следующих представителей этой фамилии:

Бакланов Пётр Фёдорович, 8 июля 1887 года выступил поручителем при крещении ребёнка в д. Холщебинка;

Бакланов Иван Фёдорович, рядовой, проживал в д. Холщебинка, умер от чахотки 11 апреля 1887 года;

Бакланов Иван Васильевич, умерший отставной капитан, его дочь Александра была восприемницей при крещении младенца;

Бакланова Мария Фёдоровна, капитанша, вдова.

Исторические сведения о деревне Холщебинка и селе Ново-Александровское, а также о семье Баклановых, помимо документальных архивных источников, удалось узнать из рассказов-воспоминаний потомков купца, уроженцев здешних мест и современных жителей-старожилов. Будет справедливо эти воспоминания воспроизвести.

Татьяна Борисовна Левая пишет:

«…Я та правнучка Бакланова Ивана Матвеевича, фотографии из маминого архива, те, что сохранились в блокаду.

Я сначала, читая выписку из архива о награждении прадеда орденом Св.Анны 3-ей степени за сооружение храма и школы в Новгородской губернии в с. Любитово, искала именно в Новгородской обл., но однажды перечитывая документы Бакланова Ивана Матвеевича о браке и рождении детей, увидела, что Холщебинка тоже относилась к Новгородской губ., Валдайского уезда Березорядской волости. Я стала искать уже ближе, ну не мог Бакланов строить и в Холщебинке школу и церковь и далеко от дома. Там и дорог, кроме реки, не было. И мама моя (87 лет, но с памятью пока порядок), говорила, что её мать ходила иногда в церковь куда-то очень далеко, в том направлении, где Любитово. В Холщебинке церкви уже не было, но мама и троюродная сестра (по предкам Ручкина из Гоголино), говорят, что церковь в Холщебинке была, именно в самом селе и большая, место на котором она стояла тоже большое, заросшее по краям высокими берёзами.

Мама родилась в 1924 г., в тех краях была в сознательном возрасте наверно лет с пяти, ездила туда до самой войны, но жили они с матерью не в дедовом доме в Холщебинке, а в Гоголино и Бельтенево. Причина: Бакланов в 1924 г. исчез, думаю, как и брат Николай расстрелян, репрессирован, не знаю. Бабушка уничтожила почти все фотографии и документы, по которым можно было определить, кто они и что-то с ними сделать, оставила только какую-то часть, чтобы не навредить дочери (моей маме).

В Холщебинке мама была, но церкви там уже не было, а было какое-то высокое место с берёзами, росшими по краям. И троюродная сестра (по предкам Ручкина), 1938 г.р. тоже никакой церкви не видела.

Сама в Холщебинке не была, была в 5 лет с мамой, но помню только кладбище (да и то, может, только по фото, где мы с мамой у могилки Бакланова Ивана Матвеевича). В 12 лет жила на Мсте у лесничего (2-го дяди), ходили в Холщебинку, но ничего не помню.

Ни в одном письме (это даже не письма, а фотографии и открытки) нет ни одного слова с названием церкви в селе и на кладбище.

Нам из всей мужской половины Баклановых известна судьба только Бакланова Николая Ивановича: когда, где арестован и где расстрелян. Все остальные сгинули, конец их жизни в темноте.

Я всё надеюсь на других потомков братьев моего деда Александра, который был старший и всем помогал в трудную минуту, а также, был большой любитель писать письма и присылать фотографии… »

Из воспоминаний Катерины Аверьяновой:

«Моё детство прошло в деревне Холщебинка. Там жили мои бабушка и дедушка. Это было в 1970-1980 годах. Тогда церковь на кладбище уже была заброшенной. Мы там с ребятами прятались от грозы. Я помню, что бабушка что-то говорила про эту церковь и помню, что название было её длинное, не из одного слова. Ещё знаю, что за кладбищем смотрела сестра Льва Николаевича Толстого, она там рядом жила с монашками, может тоже была монашкой....А ещё могу сказать, что в деревне Холщебинка была ещё одна церковь. Я думаю, что пророка Илии, потому что первопрестольным праздником в этой деревне считался Ильин день, мы его даже праздновали в 1980-х годах. Бабушка пироги пекла, приезжала дедушкина сестра из города Бологое, одевали меня красиво, одним словом, в деревне был праздник. А после этого праздника, бабушка говорила, что нельзя купаться, потому что олень в воду написал, это мои детские воспоминания. Ещё мне мама говорила, что раньше, до Холщебинки, это место называлось Александровским, или что-то в этом роде. Интересно отмечали там Троицу. В деревню приезжало очень много народу, и все ходили на кладбище, засаженное огромными елями. Кладбище это стоит и сейчас на горе и видно издалека. Оно всегда навевало печаль, ёлки придавали ему такой вид. На кладбище этом хоронили людей из разных деревень. Покоятся там и мои предки. Царствие им небесное.

...Фотографии очень меня поразили. Я даже не думала, что церковь в Холщебинке была такая большая, она как терем и очень похожа на церковь на кладбище. Видимо, обе строил ваш прадед. Помню, как мы с ребятами играли на развалинах церкви, там оставался фундамент в то время, и было очень много заброшенных старых могил. Берёзки на фотографии очень маленькие, а в моё детство они уже были огромными и там любили селиться грачи. Церковь стояла на горушке, и от неё был крутой спуск к реке. Наверное, когда проплывал кто-то по Мсте, очень красивый вид был на деревню. Но вход в церковь был, как я поняла, не со стороны реки, а со стороны деревни. Видимо, уже после революции напротив церкви был построен клуб. Его я и застала ещё. Там была библиотека, проходили выборы каждый год в середине июня, выступала местная самодеятельность и, раз в неделю, привозили душещипательные индийские фильмы, на которые ходила вся деревня. Заведующей клубом была тётя Виолетта, очень милая женщина. Она и жила совсем близко. Рядом с церковью были дома двух братьев дедовых: Ивана Григорьевича и Алексея Григорьевича Самуйловых. Они в то время уже были дедушками, но я их помню. Алексей Григорьевич был председателем колхоза раньше, так бабушка рассказывала.

В моё время всё было распахано, и деревню окружали поля. А за огородом моего деда было Свинячее болото, так его называли. А ещё при мне в деревню прокладывали электричество, до этого мы жили там с керосиновой лампой. Я сидела в домике и очень боялась, что деревья, которые пришлось срубить, чтобы проложить линию, упадут на домик.

А ещё помню, что рядом с деревней был очень дремучий лес и там часто люди блудили и выходили прямо на Куликово, что рядом со станцией Мста. Мы часто ходили за черникой на Пархнёво, это было за деревней Борок, ходили на острова болотные недалеко от Вариной горы. Очень было много ягод и грибов, бочками солили. Рыбы было много в реке и в лесных озёрах, и в Бельских, и в Опаниченских озёрах.

Из воспоминаний Сеньковой Екатерины Викторовны:

«...Если идти в деревню Холщебинка со стороны Гоголино, то сразу при входе после небольшого ручья, текущего в реку, будет справа теперь уже, наверное, роща берёз. Если стать к ней лицом, посередине и ближе к правому краю был фундамент... Если от этой рощи берёз спуститься по горочке к реке Мсте, то слева будет начинаться ручей и Бельская гора, ведущая к кладбищу, а чуть дальше будет мост в Кожино, то есть на другую сторону реки...

При въезде в деревню дорога разветвляется, получается как бы прямоугольный треугольник. Справа, вдоль одного из катетов, идут три дома, потом ручей, впадающий в реку и рощица, про которую я писала. А от неё идет дорога по горке к реке, к баням.

Вот в этой рощице и есть остатки церкви».

Точку в названии храма поставила Левая Татьяна Борисовна. Она нашла в Архиве г. Санкт-Петербурга документы, указывающие на то, что церковь в Холщебинке носила имя Александра Невского. Вот оно и название села – Ново-Александровское!

Старейшая жительница деревни Протасова Валентина Васильевна, 1927 года рождения, все 85 лет своей жизни провела в Холщебинке. Валентина Васильевна обладает ясным умом и отличной памятью. Она рассказала, что церковь была деревянная двухэтажная. Её мать пела там на клиросе с 12 лет, за что венчали её в этой церкви бесплатно. Сама Валентина Васильевна тоже ходила в эту церковь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: