ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Традиционная форма проведения зачета предусматривает ответ студента на вопросы билета. Каждый билет содержит два вопроса. Кроме того, испытуемый должен быть готов ответить на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к ответу отводится не более 30 минут. При ответе студенту необходимо показать глубокие и прочные знания по курсу, умение оперировать понятиями, анализировать источники, аргументировать свои выводы, применять полученные знания для анализа современных проблем.
На зачете кроме утверждённой программы курса не разрешается пользоваться какими-либо другими носителями информации. В случае нарушения этого требования студенту выставляется оценка «не зачтено».
По итогам проведения зачета выставляются «зачтено», «не зачтено».
Наиболее успешные студенты могут получить итоговую оценку по изучению дисциплины на основании необходимого количества баллов в рамках балльно-рейтинговой системы. Общее количество баллов рассчитывается на основании технологической карты учебной дисциплины.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Функции государства в управлении развитием науки.
2. Политика и современная научная картина мира.
3. Взаимоотношения науки и религии в современной культуре.
4. Общество знания: понятие и смысл.
5. Научные исследования как условие предотвращения социальных кризисов.
6. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
7. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
8. Наука, человек, повседневность.
9. Традиции и новации в науке.
10. Роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ.
|
11. Научное и вненаучное социальное знание.
12. Человек как предмет философско-научного исследования.
13. Наука о природе и наука об обществе: сходство и различия.
14. Методология науки: предмет и проблемы.
15. Уровни научного познания.
16. Теоретические и эмпирические методы научного познания.
17. Основные формы научного познания.
18. Методология научного исследования.
19. Системный подход в юридическом исследовании.
20. Общая характеристика методологии юридической науки.
21. Основные принципы методологии юридической науки.
22. Особенности методологии юридического научного исследования.
23. Правоприменение в структуре правового мышления.
24. Философия как методология юридической науки.
25. Юридическая герменевтика.
26. Герменевтический подход в юридической науке.
27. Философия свободы в юридической науке.
28. Герменевтика и правоведение.
29. Философская герменевтика: становление предметной области.
30. Понимание и толкование закона.
31. Фундаментальные и прикладные исследования в юридической науке.
32. Методология юридического исследования.
33. Юридические конструкции в правоведении.
34. Моделирование в правоведении.
35. Исследовательские программы в юриспруденции.
36. Юридическая наука и юридическая практика: вопросы соотношения.
37. Общенаучные методы исследования в юридической науке.
38. Частно-научные методы исследования государства и права.
39. Конкретно-социологическое политико-правовое исследование в области государства и права.
40. Место юридической науки в системе гуманитарных наук.
|
41. Философия науки: предмет, метод, функции.
42. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
43. Проблемы истины и рациональности в социальных и гуманитарных науках.
44. Специфика социально-гуманитарного познания.
45. Этико-аксиологические проблемы юридической науки.
46. Метод теории государства и права.
47. Всеобщие методы познания.
48. Общенаучные методы познания.
49. Частно-научные методы познания.
50. Структура методологии юридической науки.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Методические указания по выполнению контрольных работ
В процессе заочного обучения особая роль отводится выполнению студентами контрольных работ, являющихся обязательной составной частью учебного плана.
Назначение контрольных работ – углубить и закрепить полученные на лекциях и практических занятиях знания, научить студентов самостоятельно их пополнять и систематизировать. Контрольные работы являются средством проверки уровня самостоятельной подготовки студентов. Они призваны показать умение обучающихся работать с источниками, специальной литературой, анализировать изученный материал и излагать его в письменной форме.
Контрольные работы студентами-заочниками выполняются в межсессионный период и представляются в университет в установленные сроки для проверки. Контрольные работы оцениваются отметкой «зачтено», а при неудовлетворительном выполнении – «не зачтено».
Незачтённая контрольная работа возвращается студенту с рецензией для дальнейшего изучения учебного материала. В необходимых случаях дается новый вариант.
|
Работа, выполненная небрежно, возвращается студенту без проверки с указанием причин.
Студенты допускаются к сдаче зачёта по дисциплине только после получения зачёта по контрольной работе. Студенты, не получившие зачёт по контрольной работе и не допущенные к сдаче зачёта по дисциплине, имеют право в конце учебно-экзаменационной сессии повторно выполнить не зачтённую ранее контрольную работу и в случае зачёта сдавать по дисциплине зачёт.
Выполнение контрольной работы включает в себя несколько этапов.
Выбор темы. Тема контрольной работы по истории политических и правовых учений выбирается по последней цифре номера зачетной книжки в соответствии с разработанной тематикой. Например: если номер зачётной книжки студента заканчивается цифрой 7, то он может выполнять контрольную работу по темам 7, 17, 27, 37 и т.д. Допускается самостоятельный выбор студентом понравившейся ему темы. Студент может также сам предложить тему и, согласовав её с преподавателем, выполнить контрольную работу по предложенной проблематике.
Изучение источников и литературы. Перед написанием контрольной работы следует изучить рекомендованный перечень источников и литературы, который может быть расширен и дополнен самим студентом. Первоначально целесообразно ознакомиться с учебной и справочной литературой, лишь после этого приступать к изучению научных статей, монографий, источников, других документов и материалов.
Составление плана работы. После того как весь материал собран и систематизирован, составляется план работы. Он должен включать в себя введение, основную часть (состоящую из разделов, соответствующих основным вопросам проблемы) и заключение.
Написание работы. Во введении надо определить актуальность, степень изученности избранной темы, дать историографический обзор (то есть краткий критический анализ использованных источников и литературы), определить цели и задачи исследования.
В основной части студент должен изложить те проблемы, которые прямо относятся к теме. Частные и смежные вопросы затрагиваются лишь в той степени, какая необходима для её раскрытия. Эта часть делится на разделы, соответствующие основным вопросам рассматриваемой проблемы. При раскрытии основных вопросов следует сохранять логическую последовательность и связь между вопросами, при этом изложение каждого из них должно заканчиваться частным выводом.
В заключении формулируются общие выводы и отмечается, что нового и полезного дало студенту изучение изложенной в контрольной работе темы.
Работа может иметь приложения. В качестве приложения возможно использование иллюстраций, схем, графиков, иных материалов.
Оформление работы. Правильно оформленная работа должна иметь:
1. Титульный лист. В верхней части титульного листа пишется наименование университета, несколько ниже – название кафедры, учебной дисциплины, темы. Далее указывается фамилия и инициалы студента, курс, номер группы. (Приложение № 1).
2. План работы, содержащий основные разделы или вопросы. (Приложение № 2).
3. Список литературы. В нём должна быть указана не только учебная литература, но также изученные студентом источники, монографии, статьи и т.п. (Приложение № 3).
4. Ссылки на источники и литературу. В контрольных работах практикуются подстрочные сноски, располагаемые внизу страницы, под текстом. В них указывается фамилия и инициалы автора, полное и точное название книги, место и год издания, страница (Приложение № 4).
Оптимальный объем контрольной работы 10-12 страниц печатного текста (формат А4, шрифт 14, интервал 1,5, поля не менее: 20 – левое, 10 – правое, 20 – верхнее, 20 – нижнее).
Работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, иметь поля для замечаний рецензента и нумерацию страниц. В конце работы ставится дата завершения контрольной и подпись студента.
Выполненная контрольная работа сдается студентом в деканат для регистрации, после чего методистом деканата передается для последующей проверки и написания рецензии ведущему преподавателю.
Тематика контрольных работ
1. Влияние внутринаучных и социокультурныч факторов на развитие научного знания.
2. Традиции и новации в науке.
3. Роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ.
4. Функции государства в управлении развитием науки.
5. Политика и современная научная картина мира.
6. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.
7. Научные исследования как условие предотвращения социальных кризисов.
8. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
9. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
10. Особенности социального и гуманитарного знания.
11. Понятие и сущность мировоззренческой парадигмы.
12. Проблема истины и рациональности в социальных и гуманитарных науках.
13. Специфика социально-гуманитарного познания.
14. Этико-аксиологические проблемы юридической науки.
15. Научное и вненаучное социальное знание.
16. Исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
17. Науки о природе и науки об обществе: сходство и различие.
18. Социальные и гуманитарные науки: общее и особенное
19. Характеристика методологии юридической науки.
20. Особенности методологии юридического научного исследования.
21. Структура методологии юридической науки.
22. Основные принципы методологии юридической науки.
23. Проблема автономии теоретического знания в правоведении.
24. Системный подход в юридическом исследовании.
25. Принцип соответствия в юридическом исследовании.
26. Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений.
27. Проблема истинности правового познания.
28. Образ юридического познания и типы правопонимания.
29. Общая характеристика основных концепций правопонимания.
30. Юридическая наука как вид рациональности.
31. Идеи социального государства и кризис либерально-индивидуалистического правопонимания.
32. Философия как методология юридической наук
33. Юридическая герменевтика.
34. Герменевтический подход в юридической науке.
35. Философия свободы в юридической науке
36. Герменевтика и правоведение.
37. Понимание и толкование закона.
38. Общая характеристика структуры методологии юридической науки.
39. Общенаучный уровень методологии юридической науки.
40. Частно-научный уровень методологии юридической науки.
41. Специально-юридический уровень методологии юридической науки.
42. Методологические особенности отраслей юридической наук
43. Фундаментальные и прикладные исследования в юридической науке.
44. Методология юридического исследования.
45. Юридическая догма: становление и роль в современном правоведении.
46. Юридические конструкции в правоведении.
47. Моделирование в правоведении.
48. Исследовательские программы в юриспруденции.
49. Юридическая наука и юридическая практика: вопросы соотношения
50. Право и гармонизация отношений в обществе.
51. Восприятие права обществом.
52. Место и роль правоведения в системе научных знаний.
53. Развитие юридической науки.
54. Развитие юридического образования.
55. Формирование научного юридического сообществ
56. Соотношение теории права и методологии юридической науки.
57. Проблемы понимания права.
58. Диалектический метод познания в правоведении
59. Системный подход в правоведении.