Факторы, определяющие эластичность предложения




Эластичность предложения по цене

И типы эластичности предложения

Эластичность предложения по цене показывает, как изменится количество товаров, предлагаемых к продаже в ответ на изменение цены этих товаров.

В отличие от ценовой эластичности спроса, показывающей реак­цию покупателей на изменение цены, ценовая эластичность предло­жения – это реакция на изменение цен со стороны продавца.

Ценовая эластичность предложения измеряет степень изменения величины предложения на изменение цены товара:

.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара в результате изменения цены этого товара на 1 %.

Методика расчета коэффициента эластичности предложения по цене аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса:

,

где – коэффициент эластичности предложения по цене; и – первоначальная и новая цена; и – первоначальный объем предложения товара и объем предложения после изменения цены.

Коэффициент эластичности предложения по цене в отличие от ко­эффициента эластичности спроса по цене всегда имеет положительное значение, поскольку цена и предложение товара всегда изменяются в одном и том же направлении: при росте цены растет и предложение товара. Если при изменении цены объем предложения изменится в меньшей степени, чем цена, то предложение товара неэластично. Если при изменении цены объем предложения изменится в бóльшей степени, чем цена, то предложение товара эластично. Существует также единичная и предельная эластичность: нулевая и бесконечная (рис. 5.7).

 

 

 

Факторы, определяющие эластичность предложения

 

1. Период времени – это важнейший фактор, влияющий на эластич­ность предложения: чем продолжительнее время, которым располагает продавец, тем больше у него возможностей приспособиться к измене­нию цены. Эластичность предложения в этом случае будет зависеть непосредственно от того, на сколько продавец сумеет изменить объ­ем производимой продукции. Таким образом, предложение будет тем эластичнее, чем продолжительнее временной период.

Различают три временных рыночных периода: мгновенный, корот­кий и длительный.

Мгновенный рыночный период – это период времени, в течение которого все факторы производства (труд, земля, капитал) постоянны, то есть их количество не может быть изменено. Мгновенный период на столько мал, что произ­во­ди­те­ли не имеют возможности на­нять дополнительное количество рабочих, закупить больше сырья или оборудования.
В этом случае, если произойдет увеличение спроса на выпускаемый ими товар, то продавцы не смогут увеличить предложение своей про­дукции, а отреагируют только повышением цен (рис. 5.8).

Короткий рыночный период – это период времени, в течение кото­рого одни факторы производства постоянные, а другие переменные (то есть можно изменить их количество). К постоянным факторам произ­водства можно отнести здания, оборудование, высококвалифицирован­ных работников и другое, а к переменным факторам производства – сырье и материалы для производства товара, незадействованное оборудование, работников с невысокой квалификацией и др.

Длительный рыночный период – период времени, в течение которого все факторы производства переменные. У производителей достаточно времени, чтобы закупить больше оборудования или обновить его, подготовить высококвалифицированных специалистов, использовать новые научные достижения и т. д. Линия предложения в длительном рыночном периоде представлена на рис. 5.10.

Рыночные периоды неодинаковы для разных отраслей производства. В одних отраслях производители могут достаточно быстро изменять объемы используемых в производстве товара ресурсов, в других – производителям требуется достаточно длительное время, чтобы построить новые сооружения, установить оборудование и т. д.

Типы предлагаемых к продаже товаров и услуг. Товары, технология производства которых может быстро изменяться, имеют эластичное предложение по цене, и наоборот, товары, технология производства которых не может быть резко изменена, имеют неэластичное предложение по цене.

Наличие свободных (незагруженных) производственных мощностей. Предложение будет эластичным, когда промышленность работает не на полную мощность. В этом случае возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять новых рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Напротив, если промышленность работает на полную мощность, предложение товара будет неэластичным.

Возможность длительного хранения продукции. Если возможно длительное хранение, то предложение будет эластичным по цене, так как в случае повышения цены производители могут легко увеличить объем предлагаемого товара за счет имеющихся у них запасов.

Ситуация, складывающаяся на рынке товара в данный период. В условиях дефицита товара на рынке производители имеют возможность продать определенный объем товара по высокой цене, предложение в этом случае будет неэластичным. Однако высокая цена на рынке данного товара стимулирует увеличение предложения, это вызывает последующее снижение цены, то есть предложение становится эластичным.

 

 

21.22. Кардиналистская теория полезности — представленная во взглядах австрийской школы микроэкономическая теория, изучающая экономический анализ потребностей человека и предлагающая в качестве единицы измерения полезности блага условную единицу ютиль. Кардиналисты считали, что стоимость единицы блага должна сводиться к затратам труда и определятся степенью важности той потребности, которая удовлетворяется при помощи этой единицы.

Позже было доказано, что измерить полезность невозможно, так как та является субъективным показателем, и в соответствии с этим возникла альтернативная ординалистская теория полезности, субъективная полезность блага при этом определяется редкостью товара и степенью приносимого насыщения и не сводится к затратам труда. Но при этом, кардиналисты использовали в своих изучениях основные постулаты Генриха Госсена, которые гласили, что рациональный потребитель будет наращивать потребление до тех пор, пока предельная полезность одного блага будет равна предельной полезности другого блага.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только сравниваться, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. Альтернативой данной теории является кардиналистская (количественная) теория полезности.

Согласно ординалистской теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Возможности измерения поддаётся только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация даёт представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не даёт представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:

1. Гипотеза полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.

2. Гипотеза транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равнозначен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны.

3. Гипотеза ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

4. Гипотеза рефлексивности: A~A.

5. Гипотеза выпуклости.

6. Гипотеза безразличия.

 

23Общее различие между кардиналистской и ординалистской концепциями Кардиналистская, или количественная, теория потребительского поведения при решении поставленной задачи предполагает возможность теоретической измеримости полезности блага. Иными словами, предполагается, что можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними...

... Ординалистская, или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: