КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОСВОЕНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ (КОММУНИКАТИВНОЙ)




КОМПЕТЕНТНОСТИ

Данный комплекс представляет собой пример аттестаци учащихся на уроках родного (иностранного) языка и литературы. Ряд заданий могут рассматриваться учителем как осуществляемые учеником коммуникативные, творческие и др. достижения, т.е. с точки зрения его совершенствования, прогресса в том или ином виде деятельности. Кроме того, приведенные ниже вопросы, задания и упражнения интересны тем, что из них может быть сформировано экзаменационное (зачетное, лабораторное) комплексное задание различного уровня сложности, которое позволит учителю достаточно полно оценить и проанализировать уровень сформированности коммуникативных умений школьников.

1. Аналитические упражнения. Основными видами таких упражнений являются ответы на проблемные вопросы, связанные с содержанием текста и с собственным отношением ученика к позиции автора, героя и т.п. Вопросы могут носить общий и индивидуальный характер.

Вопросы общего типа.

1. Почему...

2. Как объяснить...

3. Чем отличается...

4. Чем похожи...

5. В чем смысл утверждения (слова, поступка...)...

6. Из чего мы узнаем,что...

7. Сравните...

8. Опишите...

9. Докажите,что...

10. Найдите в тексте утверждения о том, что...

11. Верно ли, что...

12. Какие чувства испытывает герой(автор) по отношению к...

13. С помощью чего автор дает понять...

14. Почему автор использует глагол (прилагательное и т.д.) для описания...

15. Почему произведение написано от 1-го(2-го) лица?

16. Кто главный герой произведения?

17. С кем спорит герой (автор), говоря о...

18. В чем комизм (трагизм, драматизм, банальность)...

19. Объясните смысл названия.

20. Символом чего являются...

21. Почему тема произведения может (не может) быть отнесена к вечным?

22. Как автору (герою) удается... Удается ли...

23. В чем достоинства (недостатки) героя (позиции, положения вещей)...

24. Что означают слова.... Могут ли они употребляться в других значениях?

Вопросы индивидуального (личностного) характера:

1. Что вы думаете о...

2. Как вы относитесь к тому, что...

3. Разделяете ли вы идею автора (героя) о том, что...

4. Согласны ли вы с тем, что...

5. Ваше любимое место (строка) произведения...

6. Что вам непонятно в тексте (в произведении)...

7. Что вы почувствовали, когда узнали, что...

8. С кем из героев вы могли бы себя сравнить? Почему?

9. Испытывали ли вы когда-нибудь то же, что...

10. Кто из героев вызывает у вас симпатию (неприязнь, страх)?

11. Вы верите в то,что...

12. Что бы вы сделали на месте(в случае)...

13. Как бы вы ответили на вопрос автора (героя) о том, что...

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Большинство вопросов могут быть сформулированы в виде незаконченных предложений. Это придает несколько иной смысл заданию. Например, не "Верно ли...", а "Я считаю, что..."

Не "с кем из героев вы могли бы себя сравнить?", а "я бы сравнил себя с......, потому, что..." Такая формулировка ставит ученика в более активную коммуникативную позицию. Кроме того, этот тип заданий может быть переформулирован из аналитического в творческое, если само задание сформулировать так: "Закончите вопросы, начинающиеся словами..." В этом случае после выполнения задания можно обменяться созданными вопросами и сравнить версии.

2. Творческие упражнения. Ктаким упражнениям будут относиться те, при выполнении которых ученик создает новые образы, прогнозирует возможные события, дополняет характеристики, описания, меняет что-либо в соответствии со своим творческим замыслом - то есть создает новое качество.

1. Перескажите произведение (эпизод) от 1-го (2-го) лица.

2. Попробуйте перенести действие в иное время (эпоху, в другую страну). Какие потребуются изменения?

3. Составьте аннотацию к тексту.

4. Дайте описание героя (места,события), которого нет у автора.

5. Вы только что пережили то, что пережил герой. Расскажите об этом в своем дневнике, в письме к другу, репортаже, телеграмме.

6. Задайте риторические вопросы к абзацам...

7. Напишите, что могло бы произойти, если бы...

8. Прошло 10 лет (1час,день, месяц)- что, по- вашему, стало с героями?

9. Вы автор рассказа (стихотворения...). Попробуйте написать несколько черновых вариантов строчки "..."

10. Вы - художник спектакля, поставленного по этому рассказу (эпизоду). Предложите вариант костюмов и декораций.

11. Задайте несколько вопросов автору (герою).

12. Закончите предложение (стихотворную строку), которое начиналось бы со слов: " никогда", "зачем только", " О, сколько раз", "неужели".

13. Напишите небольшое эссе на тему...

14. Напишите короткий рассказ о событиях от лица второстепенного *героя или предмета.

15. Вам даны первая и последняя строчки сказки (смешного рассказа, письма, сценария). Напишите отсутствующий текст.

16. Напишите короткий диалог, который мог бы состоятся между...

17. Ответьте на телеграмму(письмо, записку) от имени героя. Вместо героя.

18. Подберите ряд синонимов (антонимов, рифм) к словам...

19. На рисунке представлена схема комнаты (прибора) - дайте её описание.

20. Дайте словарное определение словам...

21 Составьте инструкцию по пользованию... Напишите воспоминания о том6 как вы этим пользовались.

22. Перескажите своими словами диалог из текста.

23. Вы - детектив (художник, историк, журналист). Задайте несколько вопросов автору (герою, второстепенному персонажу)

24. В 25 - 30 словах напишите внутренний монолог героя по поводу...

25. Напишите диалог, реплики в котором начинались бы со слов...

26. Представьте, что прочитанный рассказ - часть многосерийного фильма. В

нескольких предложениях изложите содержание предыдущих серий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: