Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации: требования к оборудованию рабочих мест




Введение

 

Образование в Российской Федерации рассматривается единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, являющимся общественно значимым и осуществляемым в интересах гражданина, семьи, общества и государства в целом, а также как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях всестороннего, в том числе и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Сущность отечественного образования опирается на всеобщие тенденции развития современного образования, которые выражаются в следующих подходах: «Общество, основанное на знаниях» (как общая характеристика постиндустриального общества и новый термин философии образования), «Образование в течение всей жизни» (как философия образования и образовательная политика), «Инклюзивное общество» (как равноправное и открытое общество, в жизни которого принимают участие все слои населения).

Для реализации всего вышесказанного необходимо проведение такой политики, которая учитывала бы социальные, экономические, политические и культурные факторы, приводящие к развитию системы профессионального образования. К основным концепциям современного международного образования, учитывающим данные факторы, следует отнести: «Образование для всех», «Индивидуально-ориентированное обучение», «Инклюзивное обучение», «Образование и профессиональная подготовка, ориентированные на трудоустройство». Успешной является та профессиональная организация, которая имеет наибольший процент трудоустроенных выпускников. Именно этот показатель характеризует качество образовательных услуг. Реализация прав лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ограниченными возможностями) то есть с особыми образовательными потребностями, на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования в Российской Федерации. Получение лицами с ограниченными возможностями качественного профессионального образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В 2015 году лица с ограниченными возможностями обучались в 60% образовательных организаций, реализующих профессиональные образовательные программы, принявших участие в мониторинге, проводимом Минобрнауки России. По сравнению с предыдущим учебным годом количество обучающихся, из числа лиц с ограниченными возможностями, выросло на 14,5%. Они обучаются по всем укрупненным группам профессий и специальностей[1]. Однако существующая в настоящее время в Российской Федерации ситуация с трудоустройством лиц с ограниченными возможностями остается достаточно сложной. По данным Пенсионного фонда на 1 сентября 2015 года, в Российской Федерации проживает 12,45 млн. человек с инвалидностью, среди которых 3,81 млн. человек – лица трудоспособного возраста (30%). Численность работающих лиц с инвалидностью составляет 1 585,6 тыс. человек, из них 948,8 тыс. человек трудоспособного возраста.

В настоящее время одной из основных причин низкого спроса лиц с ограниченными возможностями на рынке труда остается их недостаточная профессиональная подготовка, они не социализированы, большинство не подготовлены к трудовой деятельности в условиях профессиональной инклюзии, плохо ориентированы в вопросах трудовой дисциплины из-за отсутствия постоянной связи с работодателем.

В целях оказания содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями, распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № 167-р утвержден План мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

 

1. Нормативно-правовое регулирование содействия
трудоустройству выпускников с инвалидностью
и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Методические рекомендации разработаны в целях регламентирования порядка организации содействия трудоустройству обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями в профессиональных образовательных организациях (далее образовательная организация).

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конвенцией ООН "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 г.; Трудовым кодексом Российской Федерации; Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральным законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О занятости населения в Российской Федерации»; Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года №792-р; приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Настоящие методические рекомендации определяют перечень мероприятий, направленных на более эффективное содействие трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, обучающихся в профессиональных образовательных организациях.

Законодательные основы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, Трудовой Кодекс Российской Федерации и Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентируют нормы и условия труда людей с инвалидностью и обязывают работодателя создавать более комфортные по сравнению с другими сотрудниками условия.

В соответствии со ст. 20 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» лицам с ограниченными возможностями предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

- установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу лиц с ограниченными возможностями и минимального количества специальных рабочих мест;

- резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями;

- стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями;

- создания условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации лиц с ограниченными возможностями;

- создания условий для предпринимательской деятельности;

- организации обучения новым профессиям и прикладным квалификациям.

В соответствии со ст. 22 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на предприятиях необходимо организовывать специальные рабочие места. Такие рабочие места требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей лиц с ограниченными возможностями. Специальные рабочие места для трудоустройства данной категории граждан оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию). Оснащение рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями производится в соответствии с приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности». Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями на оборудованные (оснащенные) рабочие места осуществляется в рамках договоров, заключенных органами службы занятости с работодателями, со сроком действия один год. В субъектах Российской Федерации такими договорами предусматривается обязанность работодателя письменно уведомлять органы службы занятости в случае увольнения лиц с ограниченными возможностями, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, до окончания срока действия договора. Работодатель обязан в течение трех рабочих дней с момента увольнения, принять на освободившиеся рабочие места других незанятых лиц с ограниченными возможностями соответствующей категории и предоставить органам службы занятости сведения об их трудоустройстве в течение трех рабочих дней с момента трудоустройства. В случае неисполнения договорных обязательств, предусматривается возврат финансовых средств, предоставленных работодателю на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. В соответствии со ст. 23 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение лиц с ограниченными возможностями к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья[2].

В целях мониторинга ситуации с трудоустройством и организацией рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями в субъектах Российской Федерации Минтрудом России изданы следующие нормативные акты:

- приказ Минтруда России №643 от 29 декабря 2012 г. «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела»;

- приказ Минтруда России №643 от 29 декабря 2012 г. «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела»;

- приказ Минтруда России №645 от 29 декабря 2012 г. «О проведении мониторинга реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, и закрепляемости на оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов в 2013-2015 годах»;

- приказ Минтруда России №82 от 28 февраля 2013 г. «Об установлении критериев оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»;

- приказ Минтруда России №94 от 11 марта 2013 г. «О методологическом обеспечении реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, и повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Министерством труда России разработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству лиц с ограниченными возможностями и на обеспечение доступности профессионального образования. Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка - инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.2008 №12189) установлена форма Индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) инвалида действующая в настоящее время.

Приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2014 № 34792) утверждены: Классификация основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности; Классификация основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий, а также критерии установления групп инвалидности. С 1 января 2016 г. вступил в силу Приказ Минтруда России от 31.07.2015 №528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абелитами инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», в котором установлена форма Индивидуальной программы реабилитации (далее – ИПР) или абилитации инвалида (далее - ИПРА).

Рекомендации по анализу сведений форм ИПР и ИПРА в целях содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – это разработанный федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Форма ИПР с 1.01.2016 года, в соответствии с законодательством РФ меняется на форму ИПРА[3].

Отличительной особенностью ИПРА является оформление в виде электронного документа и наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП). ИПРА разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).

ИПРА инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или бессрочно, ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет. В новую ИПРА вписываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, в которых нуждается лицо с ограниченными возможностями. Ранее выданная ИПРА после оформления заключения о ее выполнении погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в правом верхнем углу надписи "погашена", приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина. В разделе п.16 ИПРА (ранее п. 9 ИПР) указываются Показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий, в том числе и о степени ограничения способности к трудовой деятельности. Под способностью к трудовой деятельности понимается способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы[4]. В соответствии с приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н выделяют три степени способности к трудовой деятельности:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда. В этом случае наблюдается снижение квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

3 степень - способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

В пункте 18 ИПРА указываются мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации. Данные мероприятия включают информацию о необходимости в содействии трудоустройству, рекомендации по трудоустройству, а также рекомендуемые условия труда с указанием рекомендаций по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и необходимой производственной адаптации.

Большинство лиц с ограниченными возможностями, частично утративших работоспособность, хотят продолжать трудиться по мере своих сил. Для помощи таким гражданам российским законодательством закреплен комплекс мер по повышению уровня трудоустройства, реализация которого контролируется органами исполнительной власти.

Обеспечение занятости граждан с ограниченными возможностями, предоставление возможности трудиться и реализовывать свои профессиональные интересы является важной гарантией их свободной интеграции в общество. Отдельная статья Конвенции о правах инвалидов посвящена гарантиям их трудовой деятельности.

Закрепляется право лиц с ограниченными возможностями на труд наравне с другими, включающее в себя:

- право получить возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь трудом;

- право на свободу труда или свободу выбора рода занятий в условиях доступности рынка труда.

Государства – участники Конвенции о правах инвалидов принимают на себя обязательства по реализации гарантий права инвалидов на труд, в числе которых указываются следующие:

- запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех формах занятости (в том числе условий приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе безопасных и здоровых условий труда);

- защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;

- обеспечение возможности осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;

- предоставление эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;

- расширение возможностей для трудоустройства на современном рынке труда, продвижения по службе, а также оказание им помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;

- расширение возможностей для занятия индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательством, участия в общественных мероприятиях, общественных объединениях и организации собственного дела;

- обеспечение найма лиц с ограниченной возможностью в государственном секторе;

- стимулирование найма в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, в том числе программ позитивных действий, стимулов и других мер;

- поощрение приобретения лицами с ограниченными возможностями опыта работы в условиях открытого рынка труда;

- обеспечение рационального приспособления рабочего места и доступа к оборудованию;

- поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу;

- запрет принудительного или обязательного труда[5].

Законодательство Российской Федерации признает право лиц с ограниченными возможностями на труд, для реализации которого установлен ряд гарантий обеспечения их трудовой занятости наравне с другими с помощью следующих мер:

- установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности минимального количества специально оборудованных рабочих мест;

- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства;

- стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных);

- создание условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации;

- создание условий для предпринимательской деятельности;

- организация обучения граждан с ограниченными возможностями новым профессиям;

- создание специальных подразделений для получения прикладных квалификаций.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает такую меру по содействию трудоустройству, как установление квоты для приема на работу. Механизм квотирования рабочих мест для указанной категории граждан способствует повышению уровня занятости лиц с ограниченными возможностями, защите их трудовых прав.

Квота - минимальное количество рабочих мест для приема на работу лиц с ограниченными возможностями, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане данной категории.

В соответствии с Постановлением Губернатора Ярославской области от 21 декабря 2004 года № 859 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов» определено:

- работодателям с численностью работников более 100 человек, осуществляющим деятельность на территории Ярославской области, устанавливается квота для приема на работу лиц с ограниченными возможностями в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников;

- работодателям, осуществляющим деятельность на территории Ярославской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу лиц с ограниченными возможностями в размере 3 процента среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу лиц с ограниченными возможностями в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В счет установленной квоты человек с ограниченными возможностями может трудоустроиться самостоятельно либо по предложению Центра занятости населения, с учетом рекомендаций учреждений медико-социальной экспертизы.

В области реализуется ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Ярославской области» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При временном трудоустройстве безработных граждан данной категории, как испытывающих трудности в поиске работы, вышеуказанной программой дополнительно к заработной плате лицам с ограниченными возможностями предусмотрена выплата материальной поддержки в размере 850 рублей в месяц из средств областного бюджета.
Для получения государственной услуги по организации временного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, испытывающих трудности в поиске работы, необходимо представить в центр занятости населения по месту жительства следующие документы:

- заявление – анкету;

- паспорт гражданина РФ;

- индивидуальную программу реабилитации и абилитации;

- трудовую книжку – кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);

- документ об образовании – для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности).

Государственной услугой, оказываемой в соответствии с законодательством о занятости, является профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями, включая обучение в другой местности. В соответствии с Законом о занятости право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют лица с ограниченными возможностями, признанные в установленном порядке безработными. Направление на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование органы службы занятости осуществляют в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилитации. Перед направлением на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование таким гражданам оказывается государственная услуга по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Для получения данной государственной услуги необходимо обратиться в центр занятости населения по месту жительства.

В 2017 году органами службы занятости населения Ярославской области продолжена работа по организации специализированных ярмарок вакансий, мини-ярмарок, а также ярмарок временных и сезонных работ с участием работодателей, предлагающих рабочие места для граждан с ограниченными возможностями.

Освобождаются от обязанности соблюдать квотирование рабочих мест для трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Все остальные работодатели, не исполняющие требования закона о квотировании рабочих мест в рамках закона о мероприятиях по содействию трудоустройству данной категории граждан, подлежат административной ответственности. Согласно ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями в соответствии с установленной квотой для приема на работу, а также отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации: требования к оборудованию рабочих мест

 

Выделение специального рабочего места для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями предполагает проведение дополнительных мер по организации труда. Эти меры предусматривают адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей лиц с ограниченными возможностями. Специальные рабочие места для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями должны быть оборудованы работодателями с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с нормативно закрепленными требованиями.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. № 30 утверждены Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». В них указываются основные требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию рабочих мест, медицинскому обслуживанию работающих, которые обязаны соблюдать все предприятия, использующие труд лиц с ограниченными возможностями. В числе этих требований к трудоустройству на оборудованные рабочие места можно выделить следующие:

- рабочие места должны оснащаться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса;

- необходимо минимизировать вредные производственные факторы условий труда (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны; патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем);

- условия труда на рабочих местах должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации и абилитации, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы;

- при организации специальных рабочих мест должно быть предусмотрено использование специальных приспособлений, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения; применение специально разработанного ручного инструмента; использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию; выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске; оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами, учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы и т. д.;

- не допускается размещение постоянных рабочих мест в подвальных и цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена;

- объем производственных помещений на одного работающего принимается не менее 15 куб. м; площадь — не менее 4,5 кв. м; высота — не менее 3,2 м;

- на предприятиях, предназначенных для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, должны быть помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м. на одного работника, но не менее 12 кв. м, в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха — не более 75 м. Помещения для отдыха необходимо оборудовать удобной мебелью, в том числе обустраиваются несколько мест для лежания. На предприятиях организуются столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием. Оборудуется здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться лица с ограниченными возможностями в случае резкого ухудшения здоровья. Влажная уборка помещений должна производиться в конце каждой смены.

Для помощи лицам с ограниченными возможностями в профессиональной ориентации Министерством труда РФ был разработан и утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает наибольшую вероятность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. В перечень включены профессии, наиболее подходящие для лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Содействие в трудоустройстве предполагает помощь лицам с ограниченными возможностями в получении подходящей работы в соответствии с их интересами, способностями, возможностями (с учетом имеющихся нарушений функций и ограничений способности к трудовой деятельности) и с потребностями рынка труда. Подбор варианта подходящей работы на государственном уровне осуществляется специалистами городских (районных) центров занятости населения с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда указанных в ИПРА, транспортной доступности рабочего места, пожеланий о предполагаемой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия/специальность). Учитываются требования работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника при существующих условиях приспособленности помещений и рабочих мест.

Действующий в настоящее время подход к определению инвалидности предполагает возможность использования труда лиц с ограниченными возможностями в обычных производственных условиях и специально - созданных условиях в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности (далее - ОСТД). Отдельным разделом формы ИПРА являются рекомендации по способности к трудовой деятельности. Формирование этого раздела ИПРА производится гражданам, имеющим ограничения способности к обучению I, 2 степени и ограничения способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, с учетом их принадлежности к относительно самостоятельным группам населения:

- группе основного трудового потенциала - население в возрасте 18-29 лет;

- группе основных трудовых ресурсов - население в возрасте 30-44 года;

- группе лиц со значительным стажем и навыками работы - от 45 лет и старше.

Формирование программы профессиональной реабилитации проводится поэтапно, начиная с мероприятий профориентации и заканчивая профессионально-трудовой адаптацией на рабочем месте, причем каждый этап должен завершаться оценкой результатов его реализации[6].

Рекомендации по трудоустройству содержат сведения о доступных видах труда и трудовых действиях (функциях), выполнение которых затруднено. Для большинства инвалидов 3 группы с ОСТД 1 степени доступен труд в условиях обычного производства за счет снижения тяжести, напряженности и/или уменьшения объема работы. Привлечение инвалидов 1 и 2 групп при ОСТД 2 степени к труду возможно лишь при обеспечении лиц с тяжелой патологией благоприятных условий и режима труда: значительного сокращения рабочего дня с предоставлением оптимальных и допустимых (1, 2 класса) видов труда, льготных норм выработки, введения дополнительных перерывов, строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм, специально оборудованного рабочего места, частичного или полного выполнения работы на дому, систематического медицинского наблюдения и т.д. Организация труда лиц с ограниченными возможностями реализуется: предприятиями, учреждениями и организациями на обычных рабочих местах вместе со здоровыми людьми (в обычных производственных условиях); специализированными предприятиями, применяющими труд указанной категории работников, имеющими соответствующий статус; специализированными предприятиями общественных организаций (ВОС, ВОГ, ВОИ и др.). Надомные виды труда могут предоставляться как обычными, так и специализированными предприятиями в соответствии со статьями 310 и 311 ТК РФ. Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой устанавливаются индивидуальные нормы выработки, сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия (пункт 12 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789).

Создание специального рабочего места (далее – СРМ) предусмотрено для лиц с ограниченными возможностями вследствие заболеваний опорно–двигательного аппарата, органов зрения и слуха (слабовидящих, слабослышащих), психических расстройств (с сохраненным интеллектом). Конкретизация их в соответствии с разделами и пунктами (подпунктами) СП 2.2.9.2510–09, отражается в «трудовых рекомендациях» ИПРА[7].

Раздел «производственная адаптация» содержит сведения о де<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: