Работа с участниками содействия трудоустройству лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья




 

Для успешного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями необходимо осуществлять взаимосвязанный комплекс мероприятий со всеми участниками содействия их профессиональному развитию и трудоустройству.

В связи с вышесказанным определяются основные направления работы с обучающимися из категории инвалидов и лиц с ОВЗ:

- системная работа в части выстраивания индивидуальной карьеры и содействия трудоустройству;

- организация и проведение психологического и профессионального тестирования;

- организация процесса прохождения производственной практики;

- организация дополнительного обучения, проведение тренингов;

- создание производственных и творческих мастерских с целью привития профессиональных навыков, выявления склонностей у обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, и их социальной адаптации;

- освоение ремесел и народных промыслов;

- взаимодействие с родителями и близкими людьми;

- создание творческих объединений и рабочих групп.

Системная работа с обучающимися, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, начинается с внесения в базу данных информации о группе инвалидности; нозологии; степени ограничения возможностей; сведений ИПРА; о направлении подготовки или специальности, по которой они обучаются; об увлечениях, хобби; о желании получить дополнительное образование (по каким направлениям), о предпочтениях в будущей работе. Основные способы получения данной информации осуществляются методом анкетирования или индивидуальной беседы. Организация содействия трудоустройству предполагает совместную деятельность руководителей групп, заместителей директора по воспитательной и производственной работе, ответственных за трудоустройство, волонтеров, работников Центра реабилитации и Центра инклюзивного образования, либо другого структурного подразделения. Одной из основных проблем трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, является практически полное отсутствие мотивации к труду и низкая степень социализации. Для социализации в обществе еще нет достаточных условий. Проведение постоянной разъяснительной работы, вовлечение в социально-культурную жизнь позволяет снять многие психологические барьеры, и повысить уровень социализации инвалидов и лиц с ОВЗ.

С этой целью практикуется проведение обучающих тренингов; организация встреч с работодателями, а также с выпускниками, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, которые успешно трудоустроились и ведут полноценный образ жизни; посещение Ярмарок вакансий, организация экскурсий на предприятия; вовлечение в производственную деятельность и проекты социального предпринимательства; изучение навыков, необходимых для обеспечения самозанятости, в том числе надомного труда. Работа с психологом при самоопределении и построении индивидуальной карьеры является важным этапом в процессе трудоустройства. С этой целью в штат структуры, ответственной за содействие трудоустройству выпускников относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ должен быть введен психолог-профконсультант, либо аналогичные специалисты могут быть привлечены из числа сотрудников или партнерских организаций. Людям с инвалидностью и ОВЗ особенно важно преодолеть свои внутренние барьеры, которые есть у каждого человека, поскольку это напрямую влияет на степень их успешности и уверенности в себе. Рассмотрим методы профессиональной психодиагностики, которые могут быть использованы психологом-профконсультантом:

1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

2) открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов (опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);

3) перечень вопросов для определения профессиональной мотивации (для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);

4) перечень вопросов для изучения профессиональных способностей (данные опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда). При использовании объемных опросников желательно отдавать предпочтение их компьютерным версиям для удобства проведения и обработки, возможности группового тестирования.

5) личностные тесты — это поступки человека в ответственные моменты жизни, диагностика способности осмыслять свою жизнь, самооценки, структуры ценностей, контроля и т.п., позволяет способствовать самопознанию и самоопределению на основе более глубоких знаний о себе;

6) психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

7) «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе. Такие мероприятия требуют материальных затрат на создание мастерских, Центров профессиональных и прикладных квалификаций. Мероприятия не обходятся без привлечения фирм и организаций - потенциальных работодателей, а также общественных организаций и объединений, в том числе ремесленников и предпринимателей.

Кроме вышеуказанного используют мероприятия морально-эмоциональной поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ при содействии трудоустройству. Эти мероприятия направлены на ускорение социальной и профессиональной адаптации и включают в себя следующие аспекты:

1) группы общения, создание которых направлено на создание благоприятной атмосферы взаимодействия. Своеобразным развитием таких групп применительно к профориентационной работе с лицами с ограниченными возможностями стали объединения ищущих работу и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;

2) тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);

3) методы индивидуальной и групповой психотерапии, эти методы позволяют лучше осознать смысл выбираемой деятельности или процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;

4) различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться сотрудник для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

5) конкурсы профессионального мастерства или праздники труда, повышающие престиж конкретных профессий (например, международное движение Абилимпикс, конкурс профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ОВЗ, а также конкурсы наравне со здоровыми людьми в определенных номинациях). Например, организация конкурса по компьютерному дизайну в различных направлениях.

С целью организации проведения производственной практики обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ должна быть проведена дополнительная работа с предприятиями - потенциальными местами прохождения практики. Эта работа предполагает проведение переговоров с ответственными работниками предприятий об их готовности принять на практику инвалидов и лиц с ОВЗ, обязательный выезд на предприятие представителя (комиссии) структурного подразделения ответственного за трудоустройство, с целью выяснения имеются ли на предприятии специальные условия труда с учетом нозологии и группы инвалидности обучающегося, проведения предварительной беседы с коллективом, разъяснительной и подготовительной работы. При прохождении производственной практики необходимо организовать сопровождение обучающегося на предприятии из числа сотрудников (волонтеров) образовательной организации, либо из числа работников предприятия. Организация производственной практики должна быть реализована на основании утвержденной (согласованной с работодателем) формы договора о прохождении производственной практики. В адрес организации, организующей места для прохождения практики лицами с ограниченными возможностями, предварительно направляется письмо с указанием того, что лицо, направленное на практику, относится к числу инвалидов и лиц с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий труда, при обеспечении соблюдения требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. По соглашению сторон данные об инвалидности и особые условия труда могут быть отражены в договоре. Требования к оснащению рабочих мест на предприятии или в организации были рассмотрены выше.

При наличии в образовательной организации центров, ведущих производственную деятельность, производственных и творческих мастерских, бизнес инкубаторов, прохождение производственной практики может быть организовано в этих структурах при создании специальных условий труда для инвалидов и лиц с ОВЗ. Прохождение производственной практики в вышеперечисленных подразделениях позволяет развить не только профессиональны компетенции, но и навыки самозанятости и развитие предпринимательства среди обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ.

Инновационным механизмом в содействии трудоустройству инвалидов является производственно-адаптационная практика - специально организованная работа студентов - инвалидов в режиме неполной занятости один или более свободных от учебных занятий дней в неделю на предприятиях возможного будущего трудоустройства. Эта практика носит индивидуальный характер и предназначена для успевающих студентов. Производственная адаптация обычно организуется в виде дополнительной практики на старших курсах с учетом требований, предъявляемых к системе практик в профессиональной образовательной организации.

Целями адаптационной практики являются:

- создание у лиц с ограниченными возможностями дополнительной мотивации для успешного освоения преподаваемых дисциплин;

- обеспечение интеграции лиц с ограниченными возможностями в профессиональное (техническое) сообщество;

- овладение лицами с ограниченными возможностями из числа старшекурсников своей профессиональной деятельностью на конкретном рабочем месте возможного постоянного трудоустройства с функционально-ориентированной подготовкой к выполняемым в будущем задачам;

- приобретение будущими выпускниками опыта самостоятельной трудовой деятельности и профессиональная инклюзия;

- закрепление обучающимися данной категории полученных теоретических знаний и применение их в современном производственном процессе;

- индивидуальный подбор и обустройство рабочего места для последующего рационального трудоустройства и эффективной занятости на постоянной основе.

Производственно-адаптационная практика проводится на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и предприятиями, деятельность которых отражает специфику направления подготовки обучающегося с возможностью будущего трудоустройства. Направление деятельности, структурных подразделений ответственных за содействие трудоустройству, связанное с организацией дополнительного образования и переподготовки является одним из наиболее эффективных методов работы. Целью обучения людей с инвалидностью и ОВЗ в части содействия трудоустройству должно являться привитие навыков самопрезентации, грамотного составления резюме, социальной и психологической адаптации в коллективе. С целью организации самозанятости и привития предпринимательских компетенций рекомендовано проводить обучение по основам менеджмента и предпринимательской деятельности, юридической и финансовой грамотности, бизнес-планированию и др. Неотъемлемой частью данной работы является проведение ситуативных и деловых игр, тренингов, имитации конкретных производственных ситуаций, их разбор и разработка алгоритма действий в различных проблемных ситуациях, с которыми может столкнуться инвалид или лицо с ОВЗ в процессе трудоустройства. С целью овладения профессиональными навыквами, выявления склонностей у обучающихся относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, их социальной адаптации рекомендовано создавать инклюзивные производственные и творческие мастерские в рамках Центра профессиональных (прикладных квалификаций). Основная масса таких обучающихся не имеют опыта выполнения простейших операций и навыков, прививаемых с детства. Многие из них могут быть творчески одарены, однако, отсутствие специализированных условий не позволяет выявить и развить данные способности. Широко известен опыт некоммерческих организаций, адресно работающих с людьми с инвалидностью и добившихся больших успехов в реализации данных проектов, особенно ярко это проявляется среди людей, имеющих ментальные нарушения. Работа в инклюзивной профессиональной среде позволяет людям с инвалидностью быстрее социализироваться, постепенно снимать психологические барьеры, одновременно меняя отношение окружающих к себе и проблеме инвалидности в целом. Работа лиц с ограниченными возможностями в производственных мастерских позволяет выявлять склонности к тому или иному виду деятельности, формировать профессиональные компетенции, совместно изготавливать изделия и получать дополнительный заработок. Мастерские могут быть организованы по принципу бизнес-инкубатора, где более опытные коллеги и наставники помогают своим подопечным, делятся опытом, контролируют процессы и доводят их до бизнес-модели.

Работа по сопровождению выпускников в их профессиональной деятельности (методы и технологии). Важнейшей задачей, значительно повышающей количество трудоустроенных лиц с ограниченными возможностями, является организация их сопровождения при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте. С этой целью рекомендовано за каждым лицом с инвалидностью и ОВЗ при трудоустройстве (прохождении собеседования) и в последующем адаптационном периоде на новом рабочем месте, закреплять специалиста (тьютора). Тьюторами могут быть работники Центра инклюзивного обучения, сотрудники структурного подразделения ответственного за трудоустройство, соответствующим образом подготовленные волонтеры или привлеченные специалисты. Специалист по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями является значимым посредником между работодателем и соискателем, который отслеживает и решает все возникающие в процессе трудоустройства и дальнейшей трудовой деятельности проблемы. Обратная связь и мониторинг ситуации - это необходимые компоненты его работы. Специалист по трудоустройству должен помочь лицам с ограниченными возможностями адаптировать рабочее место в соответствии с его потребностями (поскольку даже если на предприятии созданы специальные условия для человека с инвалидностью, необходима их адаптация под индивидуальные потребности); организовать при помощи куратора от организации обучение на рабочем месте; морально подготовить трудовой коллектив к вхождению в его состав сотрудника с инвалидностью и ОВЗ.

Работа с родителями обучающихся с ОВЗ на протяжении всего периода обучения. С целью реализации успешного процесса обучения и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ, необходимо организовать работу по совместному достижению поставленных целей с родителями. Обучающиеся, относящиеся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, зачастую вынуждены проживать с родителями, успешность их реабилитации и абилитации зависит от степени мотивации родителей их морального и физического здоровья. Практически все родители таких обучающихся нуждаются в психологической помощи и проведении разъяснительной работы по организации процесса обучения, особенно это важно для родителей, чьи дети обучаются с применением дистанционных технологий, где по сути родитель выполняет функции тьютора. Мероприятиями по их психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, объединение в группы. Важно проводить профилактику эмоционального выгорания и накопленной усталости у родителей. В связи с вышесказанным можно предложить следующие основные формы работы с родителями:

- проведение родительских собраний - 1–2 раза в семестр;

- индивидуальные беседы с преподавателями (руководящими работниками)– по мере необходимости;

- консультации (индивидуальные и в определенных группах) – 1 раз в неделю;

- организация совместных мероприятий для родителей (законных представителей);

- формирование родительского клуба, проведение совместных социально-культурных мероприятий;

- выявление среди родителей творческих личностей для дальнейшего взаимодействия со структурой содействия занятости и трудоустройства;

- организация обучения и переобучения родителей (законных представителей) в части организации сопровождения обучения и трудоустройства обучающихся, основам самозанятости, развития предпринимательских навыков с использованием ремесел;

- организация тренингов по формированию у родителей навыков работы тьютора, сопровождающего обучение и трудоустройство.

Работа с потенциальными работодателями. По данным рекрутинговых агентств в России сформирован потенциальных рынок трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, однако, существует проблема взаимодействия между работодателями и желающими, в том числе имеющими физиологическую и психологическую возможность работать. Одна из причин отсутствие статических данных по нозологическим группам, готовым к трудоустройству, и предприятиям, способным трудоустроить инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом нозологий и ограничений здоровья. Организация работы с потенциальными работодателями предполагает ведение базы данных предприятий, готовых трудоустраивать инвалидов, специализированных предприятий, а также предприятий, имеющих квоты на трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ. В базе данных необходимо накапливать информацию по количеству вакансий для соответствующих нозологических групп, созданных специальных условиях труда для инвалидов и лиц с ОВЗ, виды деятельности, которые могут быть предложены оптантам. Работа с потенциальными работодателями проводится в следующих направлениях:

- разработка специальных образовательных модулей для организации функционально-ориентированной подготовки обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, под направления деятельности и задачи конкретного предприятия, где будет осуществлено возможное трудоустройство;

- организация адаптированных производственных практик на предприятиях и в специально оборудованных кабинетах и лабораториях в профессиональной образовательной организации;

- организация базовых лабораторий и индивидуальных рабочих мест на предприятиях для обучения, прохождения практики, реализации совместных проектов, обучающихся относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ;

- организация очных и заочных (с использованием информационных технологий) встреч специалистов предприятий с обучающимися и выпускниками, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, для проведения разъяснительной работы, детального разъяснения функций и требований к работнику с показом рабочих мест;

- организация очных и заочных (с использованием информационных технологий) встреч с выпускниками, относящимся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, успешно трудоустроившихся, что позволит поделиться личным опытом и трудностями, возникающими в адаптационный период;

- организация специализированных Ярмарок вакансий внутри профессиональной образовательной организации и с выездом на предполагаемый объект трудоустройства;

- вовлечение потенциальных работодателей в реализацию совместных проектов (социальных, волонтерских, научно-исследовательских, коммерческих и др.);

- организация экскурсий обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ на предприятия и в организации;

- проведение разъяснительной работы по организации специального рабочего места;

- проведение разъяснительной и подготовительной работы с работниками предприятий, на которые планируется трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ;

- организация конкурсов со стороны работодателей по выявлению наиболее мотивированных и подготовленных обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ с целью их последующего трудоустройства

- проведение круглых столов и семинаров по вопросам обсуждения проблем трудоустройства, с целью увеличения количества предприятий и организаций готовых трудоустраивать инвалидов и лиц с ОВЗ.

- организация мастер – классов совместно с работниками предприятий и организаций.

С предприятиями, которые системно взаимодействуют с образовательной организацией и готовы трудоустраивать выпускников заключаются соглашения о сотрудничестве, а затем - договоры о прохождении производственной практики с возможностью последующего трудоустройства. Рекомендуется в данных соглашениях отдельными пунктами прописать положения, касающиеся обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (организация рабочего места, сопровождение на рабочем месте и др.).

Наиболее распространенным и традиционным способом взаимодействия образовательных организаций и работодателей является организация Ярмарок вакансий. На Ярмарках вакансий представители предприятий проводят собеседования и индивидуальные консультации, показывают презентации, ведут разъяснительную работу, информируют о созданных специальных условиях труда для лиц с ограниченными возможностями. При посещении Ярмарок вакансий, проводимых вне образовательной организации специалисты структурного подразделения, ответственного за трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ, должны убедиться в том, что при их посещении не возникнет проблем с архитектурной доступностью помещений, будет обеспечена возможность коммуникации представителей работодателей и соискателей с учетом нозологии. На современном рынке труда до сих пор существуют инициативы со стороны бизнеса, направленные на решение вопросов по трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ. Наиболее успешны практики региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива», которая занимается вопросами трудоустройства инвалидов с начала своего создания в 90-х годах. В 2008 г. по их инициативе был создан Совет бизнеса по вопросам инвалидности (СБВИ) – совет компаний, поднимающий и решающий вопросы инвалидности в плоскости бизнес-сообщества. В настоящее время в СБВИ входит более 40 компаний. Основные проекты СБВИ и РООИ «Перспектива»: Конкурс «Путь к карьере» - позволяет выявить наиболее талантливых и мотивированных ребят с инвалидностью, меняет стереотипы компаний о работниках с инвалидностью, призван расширить круг компаний, трудоустраивающих людей с инвалидностью; Тренинг «Понимание инвалидности» - позволяет участникам рассмотреть стереотипы, существующие в обществе по отношению к людям с инвалидностью и различные подходы к проблеме инвалидности; Форум «Бизнес за равные возможности» - представляет собой площадку для обмена передовым опытом бизнеса в области интеграции людей с инвалидностью в современное общество, основные направления дискуссий: адаптация услуг и технологий для удобства клиентов с инвалидностью; инклюзивное трудоустройство, общая ситуация, стратегии привлечения, практический опыт компаний; профессиональная подготовка людей с инвалидностью; Выставка «Жизнь в полном цвете» — это проект о необычных судьбах обычных людей, который призван донести до зрителя, что физические ограничения не являются препятствием для саморазвития, создания семьи или карьеры, особенно, если человек крепок духом и поддерживаем близкими людьми в своих стремлениях. Сотрудникам структурного подразделения ответственного за трудоустройство обучающихся относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, необходимо проводить мониторинг активностей и мероприятий, направленных на содействие трудоустройству, знакомить обучающихся с приводимыми акциями, конкурсами, событиями, а также способствовать вовлечению их в качестве участников и зрителей[8].

Основные направления сотрудничества с общественными организациями. Взаимодействие с общественными организациями инвалидов, в том числе с их региональными отделениями всероссийским обществом инвалидов (ВОИ), всероссийским обществом глухих (ВОГ), всероссийским обществом слепых (ВОС) и др.) очень важно для содействия трудоустройству, поскольку данные организации имеют собственные специализированные предприятия и могут стать базой трудоустройства. Деятельность по содействию трудоустройству членов общественных организаций инвалидов является одной из основных, на данные проекты выделяется финансирование, работает ряд целевых программ. Общественные организации инвалидов являются мощным ресурсом по пропаганде и изменению общественного мнения по вопросам инвалидности. Обеспечение участия в данных проектах обучающихся позволяет повысить социальную интеграцию инвалидов, вовлечь их в жизнь общества, а также познакомить лично с примерами развития карьеры успешных людей, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ.

Некоммерческие общественные организации (далее - НКО) вносят огромный вклад в развитие инклюзивного общества и формирование доступной среды, помимо того, что специалисты НКО трудоустраивают людей с инвалидностью и лиц с ОВЗ на специальные рабочие места, волонтеры в данных организациях организуют процесс их сопровождения на предприятиях при трудоустройстве. Работа НКО направлена на помощь инвалидам определенной нозологической группы. Эти организации обладают хорошо развитыми компетенциями в механизмах привлечения средств на финансирование проектов и их реализацию. Для профессиональных образовательных организаций участие в грантах и совместных проектах с НКО (в том числе религиозными) позволяет реализовать накопленный потенциал, привлечь финансирование на совместную реализацию проектов, обеспечить трудоустройство и занятость обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Весомый вклад в содействие трудоустройству инвалидов вносят социальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность, направленную на решение какой-либо социальной проблемы. Часто на предприятиях, создаваемых социальными предпринимателями, выделяют вакансии по трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, создаются подразделения и небольшие предприятия, в штат которых входят исключительно лица с ограниченными возможностями. Большую роль в содействии занятости и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидов играют объединения ремесленников. Благодаря освоению народных ремесел и художественных промыслов организуется самозанятость соискателей.

Так, заключение договора о сотрудничестве с Ярославской областной ремесленной палатой дало возможность привлечь бюджетные средства для организации обучения по ручному ткачеству и шерстевалянию с привлечением инвалидов и лиц с ОВЗ для освоения новых профессиональных навыков. Большая роль в содействии трудоустройству должна уделяться созданию творческих и производственных мастерских на базе ресурсных Центров или Центров прикладных квалификаций во взаимодействии с общественными организациями, объединениями и индивидуальными предпринимателями. С целью организации работы с НКО и общественными организациями инвалидов необходимо сформировать базу данных региональных НКО и отделений общественных организаций, указав их направления работы и основные категории инвалидности, с которыми работает организация. Сформировать базу данных проектов, реализуемых в регионе, предложив их совместную реализацию. НКО и общественные организации заинтересованы в сотрудничестве в связи с возможностью обеспечения методического и инфраструктурного сопровождения проектов, оказания волонтерской поддержки.

 

Заключение

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями нормативных документов и направлены на реализацию права инвалидов на участие в трудовой деятельности и занятости, установленного Конвенцией ООН.

В документе представлен комплексный подход, направленный на оказание содействия в трудоустройстве, занятости и самозанятости лиц с инвалидностью и ОВЗ.

В структуре документа выделены разделы, в которых рассматриваются алгоритмы определенных действий при решении вопросов занятости (методики) лиц с ОВЗ и инвалидов, контроля за их выполнением, а также анализируются существующая нормативная и методическая база, и правоприменительная практика.

В качестве основного механизма снижения проявлений дискриминации при трудоустройстве предлагается рассматривать систему мониторинга всех объектов, участвующих в реализации процесса занятости каждого конкретного лица с ОВЗ или инвалида, на предмет наличия признаков дискриминации.

Полученная на основе мониторинга информация позволит выявить основные проблемы и перейти к выработке направлений деятельности по достижению максимального эффекта в содействии занятости и трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидов.

Для достижения максимального эффекта целесообразно вести работу по двум параллельным направлениям:

1. Определение необходимых точечных воздействий, способствующих коррекции положения конкретных групп. В данном случае деятельность сводится к выявлению специфических факторов и разработке мероприятий либо по снижению воздействия негативных факторов, либо по минимизации их негативного эффекта.

2. Создание общих условий, обеспечивающих гарантии равенства возможностей всем работникам. Снижение рисков дискриминации инвалидов посредством преобразования институциональной среды улучшает положение всех групп рабочей силы. В то же время это улучшение может оказаться недостаточным для конкретной нозологической группы, поэтому акцент только на создание общих условий не всегда приводит к ожидаемым результатам.

Например, адаптация процесса приема на работу (интервью, тестирования, выполнения пробных заданий и т.п.) заключается в создании условий для того, чтобы инвалид, обладающий необходимой квалификацией для выполнения работы, имел возможность участвовать в данном процессе наравне с другими кандидатами. Целью адаптации рабочего места и порядка осуществления работы является обеспечение выполнения инвалидом основных трудовых функций, предусмотренных занимаемой им должностью. Адаптация может заключаться в том, чтобы сделать помещения доступными для инвалида, модифицировать оборудование, ввести гибкий график, предоставить чтеца или сурдопереводчика, перевести на другую должность и т.д. Одним из возможных способов адаптации является перераспределение второстепенных функций с тем, чтобы инвалид мог выполнять работу, при этом работодатель не обязан перераспределять основные функции. Производственная адаптация возможна и путем изменения графика работы (изменение времени начала и окончания работы, введение дополнительных перерывов, предоставление оплачиваемого или не оплачиваемого отпуска), если изменение времени начала или окончания работы не отражается на выполнении основных трудовых функций и не препятствует другим работникам выполнять их работу. Одним из показателей успешной профессиональной адаптации работника-инвалида является включение его в программы предприятия по повышению квалификации.

Уровень образования и квалификации определяют положение инвалидов и лиц с ОВЗ на рынке труда. «Одной из основных причин невостребованности инвалидов на свободном рынке труда остается низкая профессиональная подготовка, они не социализированы, большинство не подготовлены к трудовой деятельности в условиях профессиональной инклюзии, плохо ориентированы в вопросах трудовой дисциплины. Это накладывает на работодателя дополнительное бремя по профориентации, обучению трудовым навыкам и адаптации, а также увеличиваются материальные издержки из-за низкой эффективности труда такого сотрудника и необходимости привлечения дополнительного сопровождающего персонала.

По данным некоммерческих организаций, вовлеченных в процесс трудоустройства инвалидов, длительность адаптационного периода в среднем составляет один год. В связи с этим необходимы меры по повышению эффективности государственной системы профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидов, основная цель которой – обеспечить возможность получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать достижению им материальной независимости и возможности самообеспечения.

При решении вопросов профессиональной реабилитации следует учитывать то, что инвалиды и лица с ОВЗ представляют собой неоднородную категорию лиц и потребности их различны. «Трудовую реабилитацию следует рассматривать не только как процесс восстановления трудовых функций и навыков лиц с ограниченными возможностями до факта их трудоустройства на предприятия, но и как процесс полного освоения производственных операций на конкретном рабочем месте с выходом на требуемые показатели труда, а также как возможность подготовки к новым видам труда, перспективным для их трудовой занятости и выгодных для предприятий»[9].

В 2015 г. Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 гг., главной целью которой является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Среди ожидаемых результатов реализации данной программы в Российской Федерации является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к приоритетным объектам и услугам в различных сферах жизнедеятельности. Однако, согласно исследованиям Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», в настоящее время инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут пользоваться только 53% объектов социальной инфраструктуры. Более того, даже среди формально приспособленных для их нужд объектов, значительная часть (61%) оказались оборудованными с теми или иными дефектами. Если говорить об инвалидах по зрению, то доступность окружающей среды для данной категории инвалидов находится на уровне 32%

Негативным фактором для людей с ограниченными возможностями является дефицит информации. Государство гарантирует право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных, адаптированных носителей, однако немногие инвалиды и лица с ОВЗ так же мобильны и адаптированы к повседневному потоку информации, как активные работающие люди без инвалидности.

Качество информационной среды рынка труда, в том числе слабо отработанные коммуникативные каналы, выступают серьезным препятствием для профессиональной интеграции лиц с инвалидностью и ОВЗ и еще больше сегрегирует (выделяет из основной массы) человека с ограниченными возможностями в процессе трудовых отношений.

 


Список использованной литературы

1. ГОСТ Р 53873-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов. Группа Т 50 (Rehabilitation of invalids. Services in the professional rehabilitation of invalids). ОКС 03.080.30. Дата введения 2011-10-01.

2. ГОСТ Р 53874-2010 Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг (Rehabilitationofinvalids. Basic types of rehabilitation services). ОКС 03.080.30. Дата введения 2011-10-01.

3. Концепция развития инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации от 29 янв. 2016 г. № 06-43.

4. Методические рекомендации по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: