О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год




Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

Стратегическая цель - повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики. В табл.1 приведена реализация активных мер политики занятости. [4].

Табл.1

 

В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.

 

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:

· содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации рабочих мест;

· вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

· интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

· содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

· повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

· обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

· совершенствование системы социальной защиты от безработицы;

· обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2—1,5 процента от численности экономически активного населения.

Одним из важнейших приоритетов Государственной программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.

В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах – 25,2 тыс., в сельской местности – 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест - с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд).

Более 3,0 тыс. безработных смогут получить финансовую поддержку в виде субсидии из средств Фонда для организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству граждан с учетом целевых групп и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

Для трудоустройства инвалидов нанимателям установлена броня приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов – по конкретным заказам предприятий.

Для обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.

Предусмотрены меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.

Исходя из результатов мониторинга и анализа проблем региональных рынков труда, по предложениям облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том числе:

в Брестской области – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, городской поселок Телеханы Ивацевичского района, рабочий поселок Речица Столинского района;

в Витебской – Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района;

в Гомельской – Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района;

в Гродненской – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, городской поселок Россь;

в Минской – города Вилейка, Березино, Копыль;

в Могилевской – Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.

В полном объеме будет обеспечена предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.

Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Планируется также совершенствование работы института социального партнерства по содействию модернизации экономики и обеспечению социальной поддержки работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств.

Дальнейшее развитие единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости населения (далее – ИВС ГСЗ) позволит обеспечить функционирование автоматизированной информационной системы ”Общереспубликанский банк вакансий“ в сети Интернет, создать систему защиты информации ИВС ГСЗ, будет способствовать развитию и обслуживанию сети передачи данных на базе существующих сетей и каналов связи, развитию и обслуживанию корпоративной системы электронной почты.

На выполнение мероприятий Государственной программы в 2011 году будет выделено 171 млрд. рублей (около 20 млн. USD по состоянию курса Национального банка РБ на 27.10.2011г.), в том числе средства Фонда – 121 млрд. рублей (в бюджеты областей и г. Минска передается 118,9 млрд. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 34,3 млрд. рублей, собственные средства организаций-исполнителей – 15 млрд. рублей.

Программа регулирует количественные показатели уровня безработицы и численности занятого населения по областям (табл. 2) [6]. Но установить эффективность данной программы можно будет только по истечении года, на который предусмотрена программа.

Табл. 2

Для выявления потенциально избыточной численности персонала организаций и разработке планов социально ответственной реструктуризации предусматривается оказание помощи нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

Меры по опережающему обучению будут осуществляться под заказ нанимателей посредством компенсации им затрат на профессиональное обучение в отношении работников, находящихся под риском увольнения в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников при условии гарантии последующего трудоустройства нанимателем переобученных работников.

В целях информирования населения о возможностях трудоустройства предусматривается организация проведения ярмарок – вакансий, дней организаций, создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости и социальной защите, работы телефонной “горячей линии“.

Значительно повысит оперативность предоставления гражданам информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий) внедрение электронного обмена информацией с нанимателями на базе существующих в республике сетей и каналов связи. На сайте Минтруда и соцзащиты постоянно будет актуализироваться перечень профессий, по которым наниматели испытывают острую потребность в кадрах.

Реализация Государственной программы будет способствовать повышению эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики, вовлечению в экономическую деятельность незанятых граждан, стимулированию роста занятости в сфере услуг, достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижению остроты проблемы занятости граждан целевых групп, обеспечению занятости населения, проживающего в малых городах и сельской местности, сохранению контролируемой и управляемой ситуацию на рынке труда.

В условиях структурных изменений национальной экономики и перехода на инновационный путь развития, а также прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

В Государственной программе закладываются основы такого повышения, а также превентивные меры, направленные на снижение социальных издержек, связанных с реструктуризацией организаций и оптимизацией численности их работников.

В Государственной программе предусматриваются следующие приоритетные направления:

содействие нанимателям в структурной перестройке организаций в условиях модернизации рабочих мест, развитие новых форм работы с нанимателями;

стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг;

содействие безработным в развитии предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

стимулирование роста занятости в сфере услуг;

повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и ее конкурентоспособности на основе создания системы непрерывного профессионального обучения и стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве, внедрение эффективных программ профессиональной ориентации молодежи;

повышение экономической активности незанятого населения;

создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах;

обеспечение занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

совершенствование социальной защиты безработных;

совершенствование законодательства в сфере занятости населения.

По каждому из направлений Государственной программы предусматривается реализация конкретных мероприятий, выполнение которых будет способствовать достижению цели и решению ее задач.

Для выявления потенциально избыточной численности организаций и разработки планов социально ответственной их реструктуризации будет оказываться помощь нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

В целях информирования населения о возможностях трудоустройства планируются проведение ярмарок вакансий, дней организаций, создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости и социальной защите, организация работы телефонной ”горячей линии“.

Значительно повысит оперативность предоставления гражданам сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) внедрение электронного обмена информацией с нанимателями на базе существующих в республике сетей и каналов связи. На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты постоянно будет актуализироваться перечень профессий, по которым наниматели испытывают острую потребность в кадрах.

Для содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места.

В целях стимулирования нанимателей к созданию в первую очередь высокопроизводительных и высокоэффективных рабочих мест планируется оказание им финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) для трудоустройства на них граждан.

Кроме того, будут приниматься меры по содействию в трудоустройстве целевых групп населения, в частности, установление нанимателям брони для приема на работу, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, оказание содействия в организации предпринимательской деятельности, трудоустройстве на рабочие места в рамках организации временной занятости безработной молодежи ”Молодежная практика“, привлечение на оплачиваемые общественные работы, адаптация к трудовой деятельности и тому подобное.

Дальнейшее развитие получит система трудоустройства молодежи, а также профессионального обучения и ориентации, прежде всего в школьной среде, направленная на повышение престижа рабочих профессий. Будет совершенствоваться система содействия трудовой занятости учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Кроме того, в Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503), предусмотрены меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах: в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области.

Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Выполнение мероприятий Государственной программы позволит:

обеспечить трудоустройство на вновь созданные рабочие места 175 тыс. человек, в том числе 25,2 тыс. человек в малых городах, 17 тыс. – в сельской местности, 2,5 тыс. человек на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд;

оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу 199,8 тыс. незанятых граждан, в том числе 128,1 тыс. безработных, из них в счет установленной брони 25 тыс. граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

организовать оплачиваемые общественные работы (преимущественно на объектах социальной сферы) с участием в них 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных;

направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 24,7 тыс. безработных, в том числе не менее 45 процентов по заявкам нанимателей;

оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 3 тыс. безработным с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда;

оказать социальную поддержку 126 тыс. безработным в период поиска работы;

повысить экономическую активность незанятого населения;

сохранить контролируемую и управляемую ситуацию на рынке рабочей силы, повысить ее качество и конкурентоспособность;

повысить сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре;

снизить безработицу среди молодежи, женщин, населения, проживающего в сельской местности, а также лиц, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области содействия занятости населения;

стабилизировать ситуацию на рынке рабочей силы в административно-территориальных единицах с устойчиво высоким уровнем безработицы;

 

 

Список литературы

1.Лебедева С.Н. Экономика и организация труда. Мн.: Мисанта, 2002. – 165 с.

2. О занятости населения: Закон Респ. Беларусь от 15 июня 2006 г., №125-3//Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006.- №94.-2/1222.

3. Об утверждении государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 4 марта 2011 г., № 270// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь.-2011.-5/33440.

4. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2011. – Режим доступа: https://www.mintrud.gov.by.

5. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]- Минск, 2009.- Режим доступа: https://www.nbrb.by.

6. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: