Содержание
1. Определяем готовность к изучению
2. План «цветного» дня
3. Рисование, лепка и аппликация
4. Цветное лото (качаем, печатаем и играем)
5. Книжки о цветах
6. Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов
7. Мой подход (о целях при изучении цветов)
Изучаем цвета | Готовность к изучению
Икеевская пластиковая посуда хорошо сочетается с кубиками из губки для мытья посуды
Для тестирования готовности изучения цветов предоставьте ребенку множество одинаковых по форме и размеру предметов разного цвета и попросите их разделить на группы — отсортировать. Если малыш справляется без труда можно начать изучение отдельных цветов.
Варианты предметов для сортировки:
- кубики;
- детали конструкторов (Lego и т.п.) и мозаек;
- пуговицы;
- цветная пластиковая посуда;
- поролоновые кубики из губки для мытья посуды (Для того чтобы получить кубики надо отделить жесткий темно-зеленый слой и разрезать губку ножницами. Зеленый слой отрывается аккуратно, если губку предварительно пару раз намочить и высушить).
Изучаем цвета | План «цветного» дня
После того как Вы выявили, что ребенок успешно справляется с различением цветов можно приступить к их изучению. На изучение первых названий цветов (красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день (на каждый цвет по дню). Я для примера опишу один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.
План дня по изучению красного цвета:
1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета. |
2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка. Если Вы любите насыщенные занятиями дни, можно успеть и порисовать, и полепить. Например, до дневного сна рисование, а вечером лепка. О лепке с малышами читаем тут и тут. |
3. Предлагаем сортировку — выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета. |
4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома — в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины. |
5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов. |
Для повышения эффективности занятий по изучению цветов необходимо активно использовать названия изучаемых цветов в речи. Например, говорим не «Сейчас наденемкофточку и пойдем гулять», а «сейчас наденем красную кофточку …», «Будем кушать красное яблоко», «Смотри какая красивая красная машина» и т.п.
Чтобы у ребенка было еще больше впечатлений оденьте ребенка в красную одежду и добавьте в рацион дня продукты изучаемого цвета:
- Красный — ягоды, помидоры, паприка;
- Оранжевый — тыква, морковь, апельсин;
- Фиолетовый — виноград, черника;
- Зеленый — салат, горошек, киви, авокадо, виноград;
- Желтый — ананас, банан, паприка, сыр;
- Белый — рис, творог, молоко.
Изучаем цвета | Рисование и лепка
Ближе к двум годам перемешивание теста для лепки и красителя можно выполнять совместно с малышом. При этом, разумеется, надо быть готовыми помыть испачканные ручки
Творчество позволяет получить наиболее глубинные знания о цветах. В начале знакомства с цветами необходимо заниматься творчеством с использованием одного изучаемого цвета. Когда малыш подрастает демонстрируем получение оттенков смешиванием:
- учим получать светлые оттенки добавлением белого и темные — черного. Рисуем, лепим, выполняем аппликации используя материалы полученных оттенков.
Для окраски можно использовать не только основные цвета, но и оттенки полученные в результате смешивания. Подсушенные фигурки можно использовать для сортировки по цветам.
изучаем получение других цветов путем смешивания:
o синий + желтый = зеленый;
o красный + желтый = оранжевый;
o красный + синий = фиолетовый;
o синий + зеленый=бирюзовый.
Изучаем цвета | Цветное лото
Вариантов лото может быть множество. Тут один из наших вариантов. Правила игры:
- Раскладываем карточки с животными перед малышом;
- Выдаем малышу одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.
Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.
После многократных успешных подборов палитры предложите игру на тренировку памяти. Дайте малышу черно-белый вариант карточки с животным и попросите подобрать палитру.
Изучаем цвета | Книжки о цветах
Для изучения цветов можно приобрести книжки, полностью посвященные цветам, а можно использовать сборники с различными заданиями. Большую подборку сборников с развивающими упражнениями для малышей 1-2 лет я описала тут.
Из универсальных сборников рекомендую Альбом по развитию речи для самых маленьких (My-shop, Ozon) Батяевой. В нем 6 разворотов посвященных изучению цветов.
Из книг о цветах можно выделить следующие хиты:
Энциклопедия о цветах «Разноцветный мир» из серии шикарных энциклопедий «Зачем? Отчего? Почему?» (Лабиринт, Озон, My-Shop).Энциклопедии этой серии широко известны. Удобный формат (картонка на пружинке), окошечки и приятные иллюстрации покоряют всех без исключения. | «Мои первые слова. Играем и учим цвета» Брукс Фелисити издательства Клевер Медиа Групп (Лабиринт, Озон, My-Shop).Также существует редакция этой книги для изучения английского языка (Лабиринт, Озон, My-Shop)Одна из самых шикарных книжек о цветах. В ней есть все что любят малыши — забавные зверушки (мартышки), интересные задания и окошки! | Элмер Дэвида Макки издательства Самокат (Лабиринт, Озон, My-Shop)Забавная история про цветного слона, который захотел стать серым как все. Интересно, чем всё закончилось! |
«Учим цвета и числа» Клевер Медиа Групп (Лабиринт, Озон, My-Shop) На каждой странице этой книги коллаж из фото предметов определенного цвета. Большеформатная бессюжетная книжка-гляделка идеально подойдет для самых маленьких. | «Учим цвета и счет» издательства Манн, Иванов и Фербер (Лабиринт, Озон, My-Shop)Эта еще одна книга, содержащая коллажи предметов одного цвета. В коллажах участвуют не фото, а рисунки. | «Цвета и формы» Для детей 2-3 лет Ольги Земцовой из серии «Дошкольная мозайка» издательства Махаон (Лабиринт, Озон, My-Shop) Сборники развивающих заданий для малышей Ольги Земцовой знакомы уже многим. Этот вариант с наклейками по теме цвета и формы. |
«Разноцветные слоны» Питто Франческо (Лабиринт, Озон, My-Shop)44 страницы слонов всевозможных цветов! Особо интересны развороты, содержащие цветную полупрозрачную пленку для «смешивания» цветов. Закрыв красного слона пленкой получаем апельсинового, а синий слон с пленкой становится зеленым! | «Что бывает синим» из серии Чудесные наклейки издательства Мозаика-Синтез (Лабиринт, Озон, My-Shop)Книжки этой серии содержат интересные задания и милые наклейки. Единственный минус — одноразовость наклеек. Более подробное описание с фоторазворотов читайте вобзоре развивающих книжек. |
Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов
Набор «Творчество с пеленок» это комплексное решение для развития творчества у малышей посредством развития цветовосприятия. Мой подробный обзор набора тут. | Мозайка с липучками для самых маленьких Scotchi «Мои первые цвета» Мозайки Scotchi являются бесспорными хитами для самых маленьких. Помимо изучения цветов, игра с мозайкой развивает мелкую моторику. | Настольная игра «Радуга» GRANNA (Озон).GRANNA — польский производитель зарекомендовавший себя на рынке качественных настольных игр. |
Лото-мемори «Учим цвета. Кто появился?» | Деревянная шнуровка Бусы | Сортер с цветными ключиками (бюджетный вариант от Полесья и мимишный от Smoby) |
Изучаем цвета | мой подход
Пара слов об изучении цветов Яной. Способность различать цвета у неё начала проявляться с 1,3. Именно в этом возрасте мы изучили красный, желтый, синий. Первый цвет дался сложней всего, каждый последующий легче. Для нас более эффективно было бы изучение цветов с полутора лет, но мне очень не терпелось . К возрасту 1г. 6м. Яна освоила 10 основных цветов. В то время я ей предлагала простейшие упражнения. На данный момент мы перешли к получению навыков манипулирования оттенками.
После того как был получен навык изучения цветов, я задумалась о целесообразности зубрежки названий большого количества оттенков и пришла к выводу, что это лишнее. Мы ненавязчиво изучаем только самые распространенные (бирюзовый, салатовый, бежевый и т.п.). В будущем планирую расширить до менее распространенных названий оттенков, которые использую сама (шампанского, лиловый, индиго и др.)
В любом процессе важен выбор цели, иначе просто не будет результата. После изучения основных цветов, моей основной целью стало научить Яну сопоставлять цвета различных объектов и явлений. Я хочу, чтобы она умела описывать оттенки образами — «темно-синий, как небо ранним утром», «голубой, как море в ясную погоду», «серо-синий, как отражение неба в грязной луже» и т.п.
В завершение
Изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, ребенок получает новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.
Интересных открытий вашим малышам!
Если вам понравился материал блога, подпишитесь на уведомления о новых статьях по электронной почте
или присоединяйтесь к группе Вконтакте.